Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-4904\23 за 2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд РК в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Пугачевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Карельской таможни,
установил:
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Карельскую таможню (Прионежский таможенный пост) с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства. К заявлению были приложены документы, необходимые для совершения указанных действий, в частности сертификат №, выданный о подтверждении экологического класса автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения автомобиля к экологическому классу Евро 4. Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку им были представлены необходимые документы для совершения таможенных процедур. В связи с изложенными обстоятельствами заявитель просит признать указанные действия таможенного органа незаконными и обязать Карельскую таможню (Прионежский таможенный пост) устранить его нарушенное право.
В судебном заседании заявитель и его представитель ФИО2, допущенный судом к участию в деле по устному ходатайству заявителя, заявление поддержали, пояснив, что заявитель приобрел в транспортное средство . После приобретения автомобиль был переоборудован под экологический класс Евро 4 и представлен для освидетельствования , которой был выдан сертификат соответствия №. Данный сертификат в числе прочих документов, предусмотренных соответствующим перечнем, был представлен в таможенный орган. Просят признать отказ в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС) незаконным и обязать Карельскую таможню выдать заявителю ПТС на указанный автомобиль.
Представители Карельской таможни ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие по доверенности, заявленные требования не признали, указав, что действия таможенного органа соответствовали требованиям законодательства. Поддержали позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 приобрел в транспортное средство . ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился на Прионежский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, приложив в числе прочих документов сертификат соответствия, выданный (), из которого усматривается, что указанное выше транспортное средство соответствует экологическому 4 классу. ДД.ММ.ГГГГ начальником Прионежского таможенного поста заявителю направлен отказ в выдаче указанного документа в связи с отсутствием достаточных оснований для отнесения данного транспортного средства к экологическому 4 классу.
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010.
Оформление и выдача ПТС на транспортные средства, являющиеся товарами таможенного союза, производится в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утвержденного совместным Приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерством промышленности и энергетики РФ № 192, Министерством экономического развития и торговли РФ №134 от 23 июня 2005 года (далее — Положение).
В соответствии с п. 57 Положения паспорта транспортных средств выдаются и на транспортные средства, при ввозе которых в соответствии с международными договорами отменено таможенное оформление. При этом выдача паспортов без таможенного оформления (в том числе, в случае ввоза автомобилей из Республики Беларусь и Республики Казахстан) производится таможенными органами на основании заявления собственника или владельца транспортного средства подаваемого по форме, установленной таможенными органами, а также документов на транспортное средство. В заявлении указываются сведения о перевозчике транспортного средства, обстоятельства приобретения транспортного средства, страна происхождения транспортного средства, дата ввоза на территорию Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также предоставляются документы, подтверждающие указанные в заявлении данные.
В соответствии с п.3 ст. 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 М184-Ф3 "О техническом регулировании", Постановлением Правительства от 10.04.2006 №201 на официальном сайте размещаются сведения о выданных сертификатах соответствия и Одобрениях типов транспортных средств. Сертификат, представленный ФИО1, по утверждению представителей таможенного органа, в электронной базе данных отсутствовал. При этом в базе Одобрений типа транспортных средств на зарубежные автомобили транспортное средство, совпадающее по всем характеристикам с автомобилем заявителя, классифицировано экологическим классом Евро 2.
В соответствии с требованиями п.70 Положения о ПТС, заполнение строки «Экологический класс» осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрениях типа транспортного средства». В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются.
В статье 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" закреплены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, включая принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. При этом, в силу ст.ст.4,5 названного Федерального закона государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, к полномочиям которых, относится утверждение технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент является документом, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", который принят в целях реализации и в развитие Федеральных законов "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов.
Пунктом 8 Регламента определены технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. При этом, в соответствии с п. 10 Регламента, экологический класс транспортного средства определяется на момент производства, и не должен превышать установленные технические нормативы. Запрещается выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, имеющих экологический класс ниже действующего экологического класса, после даты вступления в силу требований следующего экологического класса, установленной пунктом 14 Регламента. Кроме того, в соответствии с пунктами 11 и 12 Регламента, порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания требованиям технического регламента определен Правилами ЕЭК ООН, а их соответствие удостоверяет касающееся официального утверждения типа транспортного двигателя, предусмотренное также правилами ЕЭК ООН. В соответствии с п. 14 Регламента на территории Российской Федерации с 01.01.2010 года действует экологический класс 4. Экологические стандарты Евро созданы для осуществления контроля за уровнем вредных выбросов в атмосферу. Норма Евро 4 - это соотношение максимально допустимой массы выбросов на единицу работы автомобиля.
Экологический класс Евро 4 присваивается автомобилю в том случае, если он в полной мере соответствует экологическим требованиям, установленным государством. Экологический класс евро 4 представляет собой классификационный код, который законодательно установлен относительно характеристик автомобилей. Также Евро 4 определяет отсутствие у двигателя внутреннего сгорания выброса в атмосферу вредных веществ: отработанных газов, топливных испарений, оксидов углеродов, азота и т.д. Нормы Евро 4 определяются исследовательскими лабораториями согласно правилам Регламента. Непременным условием для импортируемой техники является исполнение нормы п. 10 Регламента. В частности, уровень выбросов автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных веществ не должен превышать на дату ее производства, технические нормативы, указанные в п.8 Регламента.
Соответствие определенному экологическому классу задается производителем на стадии проектирования и разработки транспортного средства в целом, на основании технических требований и стандартов, предъявляемых производителю автомобильной техники.
Внесение изменений в конструкцию транспортных средств регламентируется на территории Российской Федерации приложением № 2 «Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» к Приказу МВД РФ от 07.12.2000г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 января 2001 г. № 2548), а также Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (раздел 4. Оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720) - в отношении транспортных средств категории М2, МЗ, N2, N3, О - со дня вступления в силу технического регламента; в отношении транспортных средств категорий L, Ml и N1 - с 1 июля 2011 года.
К выпуску в обращение, регистрации и возможности внесения изменений в конструкцию, допускаются только те автомобили, экологический класс которых на момент производства уже соответствовал классу, действующему в РФ на дату выпуска в обращение (ввоза), и имеющие законодательно установленное подтверждение этого соответствия - сертификат. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, направленных на улучшение экологических параметров и соответствие экологическому классу, согласно Регламенту возможно с последующим проведением соответствующих испытаний и изменений в или аналогичных аккредитованных учреждениях, и присвоении Одобрения Типа ТС с измененными экологическими параметрами.
Согласно Приказа Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.02.2011 № 733 «О реализации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технического регламента «О безопасности конструкции транспортных средств» в отношении единичных транспортных средств», с целью выполнения функций по государственному контролю, возложенных на агентство техническим регламентом и обеспечения соблюдения установленных требований к находящимся в обращении транспортных средств на ФГУП «ВНИИНМАШ» возложены функции экспертной организации, имеющей полномочия на проведение технической экспертизы документации, послужившей основанием для выдачи свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, оформленных в соответствии с требованиями технического регламента и сертификатов соответствия на транспортные средства, ранее допущенные для участия в дорожном движении за пределами РФ.
Технология получения сертификатов на автомобили, выпускаемые в обращение на территории РФ, закреплена в Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.09г.
Как следует из материалов дела Карельской таможней были направлены официальные запросы в представительства производителей ввезенных транспортных средств №, № от ДД.ММ.ГГГГ, в № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № автомобиль, ввезенный ФИО1, относится к экологическому классу ниже четвертого.
Таким образом, сведения, содержащиеся в документах, представленных заявителем таможенному органу, не соответствовали указанным требованиям нормативно-правовой базы, регулирующей порядок определения соответствия транспортных средств экологическому классу. Информация об экологическом классе транспортного средства, указанная в сертификате соответствия, противоречила нормативным документам, регулирующим отнесение транспортных средств к тому или иному экологическому классу. Информация, содержащаяся в сертификате, не была подтверждена документально, а именно, не был представлен документ, послуживший основанием для установления 4 экологического класса - протокол экспертизы технической документации, документы, свидетельствующие о переоборудовании в установленном порядке транспортного средства; не представлено данных испытаний, свидетельствующих о произведенных конструктивных изменениях.
С учетом изложенных обстоятельств решение начальника Прионежского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности выдачи ФИО1 паспорта транспортного средства на автомобиль законно и обоснованно, права заявителя не нарушены, в связи с чем, в удовлетворении заявления следует отказать.
Вместе с тем, отказ таможенного органа в выдаче ПТС не препятствует заявителю повторно обратиться с данным заявлением и предоставить в Карельскую таможню дополнительные документы (доказательства), свидетельствующие об отнесении автомобиля к экологическому классу Евро 4, с учетом указанных правовых норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 152, 196, 198, 256 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Карельской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче паспорта транспортного средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья Витухина О.В.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 13 июля 2011 года.
Срок на обжалование решения исчисляется с 14.07.2011г. по 25.07.2011г. включительно.