ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4907/19 от 28.09.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2019-005359-47

Дело № 2-557/2020

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Гуськовой О.Б.,

при секретаре Чапиевой М.А.,

при участии старшего помощника прокурора Кочневой Е.В., представителей ответчика ФИО1, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, к акционерному обществу «Уральский турбинный завод» о понуждении к восстановлению денежных средств в бюджет Российской Федерации.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга обратился с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, к акционерному обществу «Уральский турбинный завод» о понуждении к восстановлению денежных средств в бюджет Российской Федерации.

Определением суда от 18.02.2020 года к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации.

В обоснование иска истец указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга на основании решения < № > от 18.09.2019 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства АО «Уральский турбинный завод» при получении из федерального бюджета субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства по соглашению с Минпромторгом России < № > от 30.08.2018 (далее соглашение < № > от 30.08.2018). Проверка проведена с привлечением в качестве специалиста контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в оборонном комплексе Управления Федерального казначейства по Свердловской области. В ходе работы специалистом Управления Федерального казначейства по Свердловской области осуществлен анализ документов, представленных АО «Уральский турбинный завод», связанных с использованием субсидий из федерального бюджета в общей сумме 56 355 763, 32 рубля. Данная сумма получена АО «УТЗ» на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, что подтверждается платежным поручением от 19.12.2018 < № >. По результатам анализа установлено, что в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации п.2,8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий производства потребителям» (далее - Правила от 25.05.2017 № 634), п.1.1.1 Соглашения от 30.08.2018 < № >, АО «Уральский турбинный завод» включило в расчет размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств, производства потребителям, в структуру затрат на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии, стоимость покупного оборудования - турбогенератора ТФ-80-2УЗ в размере 100 000 000 рублей. Размер расходов, подлежащих возмещению из федерального бюджета и приходящихся на затраты по приобретению турбогенератора, составили 50 000 000 рублей. Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Пунктом 8 Правил от 25.05.2017 № 634 и п. 1.1.1 Соглашения от 30.08.2018 < № > определен исчерпывающий перечень затрат подлежащих возмещению за счет средств субсидии в том числе к ним относятся затраты на сырье, материалы и комплектующие, необходимые для производства пилотной партии. Согласно сопроводительному письму АО «Уральский турбинный завод» от 30 мая < № > к заявке для участия организации в отборе наименованием средства производства является паровая турбина Кп-77-6,8 с оборудованием. Права на результаты интеллектуальной деятельности подтверждаются паспортом объекта исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) научно-технического вида от 29.05.2018 < № > (далее - Паспорт). Объектом интеллектуальной собственности согласно Паспорту, являются имущественные права на секрет производства (ноу-хау) научно-технического вида «ПРОЕКТ ТЕХНОЛОГИИ Кп-77-6,8 для заводов по термическому оборудованию ТБО». Паспортом определено, что составной частью является комплект конструкторской документации ТМТ-118970 «ФИО3 паровая Кп-77-6,8 с оборудованием». Полный объект документации характеризуется спецификацией МТ-282000 «ФИО3 Кп-77-6,8. Объем поставки завода», содержащей следующие основные спецификации комплексов:

- МТ-281945 «Покупное оборудование», - МТ-282002 «ФИО3 паровая КП-77-6,8 с оборудованием», в которую входят следующие основные узлы (сборки): БТ-282500 «ФИО3 паровая КП-77- 6,8», бак масляный, эжектор, клапаны обратные типа КОС, комплект инструментов и приспособлений и т.д. При этом в описании технологического процесса, содержится информация о том, что турбина сопрягается с турбогенератором частотой вращения 3000 об/мин. Пунктом 1.1.3 технических условий ТУ 28.11.21-58110-15052907-2017 Турбины паровой конденсационной Кп-77-6,8, турбина сопрягается с серийным турбогенератором ТФ-80-2УЗ с воздушным охлаждением производства НПО «ЭЛСИБ» ПАО. Пункт 1.5.1 данных технических условий определяет, что на турбогенератор с оборудованием разрабатываются и согласовываются отдельные технические условия. Турбогенератор ТФ-80-2УЗ относится к категории «Покупное оборудование» согласно договору поставки оборудования и оказания услуг от 31.08.2018 < № >, заключенному между АО «УТЗ» (Покупатель) и НПО «ЭЛСИБ» ПАО (Поставщик). Затраты по категории «Покупное оборудование» не являются предметом соглашения с Минпромторгом России для получения субсидии (п. 1:1.1. Соглашения). Таким образом, включение стоимости турбогенератора ТФ-80-2УЗ в расчет размера субсидии противоречит п. 8 Правил от 25.05.2017 № 634, а также п. 1.1.1 Соглашения от 30.08.2018 < № > и является необоснованным. Указанное свидетельствует о нарушении АО «Уральский турбинный завод» требований законодательства и неправомерном завышении затрат на производство пилотной партии с целью необоснованного получения субсидии из федерального бюджета. Таким образом, часть субсидии в сумме 50 000 000 рублей из общей суммы субсидии, полученной АО «УТЗ» из федерального бюджета по платежному поручению от 19.12.2018 < № > в размере 56 355 763,32 рубля на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, подлежит возврату в федеральный бюджет. В адрес генерального директора АО «Уральский турбинный завод» ФИО4 заместителем прокурора района 16.10.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. Из письма исполнительного директора АО «Уральский турбинный завод» ФИО5 от 13.11.2019 исх. < № > следует, что предприятием сформирована правовая позиция по представлению заместителя прокурора района от 16.10.2019, согласно которой доводы представления удовлетворению не подлежат, т.к. включение стоимости турбогенератора в расчет размера субсидии соответствует условиям соглашения с Минпромторгом России < № > от 30.08.2018. Сформированная предприятием позиция является ошибочной, основана на неправильном применении норм материального права. На основании вышеизложенного Прокурор просил обязать АО «Уральский турбинный завод» восстановить в бюджет Российской Федерации в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу средства федерального бюджета в размере 50 000 000 рублей, предоставленные АО «Уральский турбинный завод» Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по соглашению < № > от 30.08.2018.

В судебном заседании представитель прокуратуры старший помощник прокурора Кочнева Е.В. поддержала требования и доводы иска.

Представители ответчика АО «Уральский турбинный завод» - ФИО1, адвокат, удостоверение < № > от 31.05.2004, действует на основании доверенности от 11.11.2019 < № > сроком до 10.11.2020, адвокатского ордера от 18.02.2020 < № >, ФИО2 адвокат, удостоверение < № > от 14.02.2002 года, действует на основании доверенности от 11.11.2019 < № > сроком до 10.11.2020, адвокатского ордера от 18.02.2020 < № > исковые требования не признали, поддержали письменные возражения на иск, суду пояснили, что между АО «Уральский турбинный завод» и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации было заключено соглашение < № > от 30.08.2018, в соответствии с которым АО «УТЗ» предоставлена субсидия из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства. Названное Соглашение заключено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.05.2017 № 634, которым утвержден перечень продукции, на которую возможно получить субсидию и Правила ее предоставления. Предметом Соглашения (п. 1.1.1) является возмещение фактически понесенных в течение 1 года затрат АО «УТЗ» связанных с производством и реализацией потребителям произведенных на территории РФ, до дня подачи заявления о предоставлении субсидии. Документы на получение субсидии, предоставленные АО «УТЗ» прошли проверку в Минпромторге России, после чего на расчетный счет АО «УТЗ» поступили денежные средства в сумме 56 355 763,32 рубля. Сумма субсидии была сокращена, по причине того что часть документов не была принята. Таким образом, ответчик изначально представил достоверные сведения о включенном оборудовании и затратах на производство турбины КП-77-6,8, распорядителем денежных средств была получена исчерпывающая информация об объеме оборудования и его составе, на которое предоставлена субсидия. В соответствии с Правилами и турбина Кп-77-6,8 и турбогенератор включены в перечень продукции утвержденный приложением < № > к Правилам предоставления субсидии. Технической документацией наличие турбогенератора в составе турбины предусмотрено, поскольку турбогенератор ТФ-80-2У3 является неотъемлемой частью турбины, именно турбина выполняет функцию по превращению свежего пара в механическую работу на роторе. Ротор турбины соединяется с ротором турбогенератора, они образуют единый валопровод. Для выдачи электроэнергии в сеть необходима их совместная работа. Автономная работа турбины без турбогенератора не возможна, поскольку турбина не может выдавать электроэнергию самостоятельно. Предметом соглашения (п.1.1.1) является турбина с оборудованием, в том числе турбогенератор. В соответствии с п.1.1.1 соглашения о предоставлении субсидии, в расчет размера субсидии, возможно, включить расходы понесенные получателем субсидии за 12 месяцев до дня подачи заявления о предоставлении субсидии. Во исполнение договора поставки и оказания услуг < № > от 31.07.2018, заключенного между АО «УТЗ» и ПАО «ЗиО-Подольск», АО «УТЗ» заключило 31.08.2018 договор < № > на поставку турбогенератора с НПО «ЭЛСИБ» (ПАО). Данным договором предусмотрена досрочная поставка первой партии оборудования. НПО «ЭЛСИБ» (ПАО) исполнило обязанность по поставке первой партии турбогенератора досрочно, что не противоречит условиям контракта, факт досрочной поставки товара подтвержден товарной накладной < № > от 31.10.2018, платежными поручениями < № > от 30.10.2018 и < № > от 08.11.2018 АО «УТЗ» оплатило стоимость турбогенератора в размере 118 000 000 рублей в полном объеме. В связи с чем, на момент подачи заявки на получение субсидии АО «УТЗ» фактически понесло затраты и приобрело оборудование, необходимое для функционирования паровой конденсационной турбины типа Кп-77-6,8. Учитывая вышеизложенное, ответчик считает исковые требования Прокурора необоснованными и незаконными.

В судебное заседание не явился представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, о дате, времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, от представителя поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано на то, что, Постановлением Правительства РФ от 25.05.20117 № 634 утверждены правила предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям. В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются организациям, прошедшим отбор на право получения субсидии. Отбор проводится межведомственной комиссией, созданной Минпромторгом России. Для участия в отборе организация в срок, указанный в извещении, предусмотренном п.4 Правил, представляет в Межведомственную комиссию заявку на участие в отборе и документы, указанные в п. 11 Правил. По информации, полученной от Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России, АО «УТЗ» подало заявку от 30.05.2018 < № > на участие в отборе. Межведомственная комиссия в течение 20 рабочих дней со дня предоставления организацией заявки на участие в отборе и документов, предусмотренных п. 11 Правил, проводит отбор и принимает решение о прохождении организацией отбора или выносит мотивированное решение о не прохождении организацией отбора. Минпромторг России течение 30 календарных дней со дня принятия решения комиссией о прохождении организацией отбора заключает с такой организацией договор о предоставлении субсидии в соответствии с п. 15 Правил. На основании протокола заседания Межведомственной комиссии по отбору получателей субсидии от 23.07.2018 < № > заявка АО «УТЗ» была признана прошедшей отбор, между Минпромторгом России и АО «УТЗ» было заключено Соглашение. Руководствуясь требованиями п. 16 Правил и пунктами 3.2.1, 4.3.1 Соглашения АО «УТЗ» направило в адрес Минпромторга России заявление о предоставлении субсидии от 13.11.2018 < № > с приложением комплекта документов. По итогам рассмотрения вышеуказанных документов, и согласно протоколу заседания комиссии по вопросам предоставления субсидий от 11.12.2018 < № >, было принято решение о предоставлении АО «УТЗ» субсидии в размере 56 355 763,32 рублей.

В судебное заседание не явился представитель Министерства финансов Российской Федерации, о дате, времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, от представителя третьего лица поступил отзыв на исковое заявление, представленный отзыв не отражает позиции по существу заявленных требований, в связи с чем, суд не принимает во внимание доводы вышеуказанного отзыва.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц и вынести решение.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам деятельности в сфере промышленности на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям установлены Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 № 634 (далее по тексту - Правила №634).

Согласно п. 1 Правил №634, субсидии предоставляются в целях стимулирования внедрения в опытно-промышленную эксплуатацию современных высокотехнологичных средств производства.

В соответствии с п. 2 Правил №634, для указанных целей средствами производства признается продукция по перечню согласно приложению N 1, в случае если выполняется одно из следующих условий:

а) продукция изготовлена в соответствии с рабочей документацией, разработанной организацией, права на которую организация получила не ранее чем за один год до дня подачи заявки на участие в отборе (в произвольной форме), подписанной руководителем организации (в редакции, действовавшей до 31.12.2019);

б) продукция создана на основании изобретения, полезной модели или промышленного образца, заявку на регистрацию которых организация подала не ранее чем за 3 года до дня подачи заявки на участие в отборе, или исключительных прав на которые организация получила не ранее чем за 3 года до дня подачи заявки на участие в отборе;

в) продукция создана на основании изобретения, полезной модели или промышленного образца, права на использование которых организация получила на основании лицензионного договора, заключенного не ранее чем за 3 года до дня подачи заявки на участие в отборе.

В случае установления в ходе проверок факта нарушения целей, порядка и условий предоставления субсидии соответствующие средства субсидии подлежат возврату организацией в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения организацией соответствующего требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 24 Правил №634).

Турбины (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности - 28.11.2) включены в Перечень продукции, признаваемой средствами производства (п. 32 Перечня - Приложение < № > к Правилам).

Согласно п.4 Правил № 634, субсидии предоставляются организациям, прошедшим отбор на право получения субсидий (далее - отбор), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 названных Правил.

Отбор проводится межведомственной комиссией по отбору получателей субсидий, создаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - комиссия).

В соответствии с п. 8 Правил №634 субсидии предоставляются в размере не более 50 процентов общего объема следующих фактически понесенных затрат (всех или отдельных видов), входящих в себестоимость пилотной партии (без учета налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих к уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды):

а) затраты на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии;

б)затраты на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля, используемых для производства пилотной партии (не более 20 процентов предоставляемой субсидии);

в) затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровня средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия:

г) затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);

д) затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии);

е) логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 процентов предоставляемой субсидии).

Комиссия в течение 20 рабочих дней со дня представления организацией заявки на участие в отборе и документов, предусмотренных пунктом 11 н Правил, проводит отбор и принимает решение о прохождении организацией отбора или мотивированное решение о непрохождении организацией отбора (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил №634 организация признается не прошедшей отбор, если представленные организацией в соответствии с пунктом 11 Правил документы содержат неполные и (или) недостоверные сведения, не соответствуют требованиям, установленным пунктами 2, 3, 6, 7 и 10 настоящих Правил, или не представлены (представлены не в полном объеме).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня принятия решения комиссией о прохождении организацией отбора заключает с такой организацией договор о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации (п. 15 Правил).

Согласно п. 16 Правил №634 для получения субсидии организация, прошедшая отбор, объявленный до 15 мая текущего финансового года, направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 6 месяцев со дня заключения договора о предоставлении субсидии заявление о предоставлении субсидии и следующие документы:

а) копия договора на реализацию пилотной партии (спецификации) или копия предварительного договора;

б) расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 2;

в) копии первичных бухгалтерских документов (счетов-фактур, актов сдачи-приемки выполненных работ, товарных накладных, платежных ведомостей, документов, подтверждающих численность основного и привлеченного персонала, копий платежных поручений, реестров платежных поручений), заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (при наличии) и скрепленные печатью организации (при наличии),подтверждающие указанные в пункте 8 настоящих Правил фактически понесенные затраты;

г) копии платежных документов, заверенные кредитной организацией, в которой открыт счет организации, с которого производились платежи, подтверждающие затраты, указанные в пункте 8 настоящих Правил;

д) технические условия на продукцию пилотной партии (при наличии), копии чертежа общего вида на продукцию пилотной партии, копии спецификаций, копия ведомости покупных изделий, разработанных в соответствии с ГОСТ 2.102-2013 "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов", технологическая документация в соответствии с ГОСТ 3.1102-2011 "Межгосударственный стандарт. Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения" (ведомость оснастки, ведомость оборудования, ведомость материалов и других), содержащие в том числе информацию об используемых материалах и комплектующих, заверенные руководителем организации и скрепленные печатью организации (при наличии);

е) копии первичных бухгалтерских документов, свидетельствующих о передаче пилотной партии потребителю (счетов-фактур, актов приема-передачи (при наличии), товарных накладных, универсальных накладных документов), заверенные руководителем и главным бухгалтером организации (при наличии) и скрепленные печатью организации (при наличии), в случае если пилотная партия была реализована на момент подачи заявления о предоставлении субсидии.

Для получения субсидии организация, прошедшая отбор, объявленный после 15 мая текущего финансового года, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении субсидии заявление о предоставлении субсидии и документы, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 16 настоящих Правил (п. 17 Правил).

Согласно п. 19 Правил №634 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня регистрации рассматривает в порядке поступления документы, представленные в соответствии с пунктами 16 и 17 настоящих Правил, рассматривает заявление в порядке очередности его поступления, проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в них, и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

а) несоответствие представленных документов положениям, предусмотренным пунктами 8, 16 и 17 настоящих Правил:

б) непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

в) наличие в представленных документах недостоверныхсведений.

В силу п. 20 Правил № 634, размер субсидии, предоставляемой одной организации, прошедшей отбор, не может превышать 150 млн. рублей в рамках одного отбора за весь период действия договора о предоставлении субсидии, а в случае производства и реализации пилотной партии (спецификации), состоящей из средств производства, относящихся к кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 28.11.2, 28.92.27.114 и 28.92.12.121, не может превышать 300 млн. рублей в рамках одного отбора за весь период действия договора о предоставлении субсидии.

В случае если в соответствии с расчетом размера субсидии, представленным организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил, размер запрашиваемой субсидии превышает сумму, установленную настоящим пунктом, субсидия предоставляется в размере, установленном в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае если затраты, включенные в расчет размера субсидии, не соответствуют требованиям пунктов 5 и 8 настоящих Правил, а также в случае отсутствия документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, субсидия предоставляется в размере, уменьшенном на сумму таких затрат (пункт 20 Правил №634).

Из материалов дела следует, что 30.08.2018 между обществом и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации было заключено соглашение < № > о предоставлении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства (далее по тексту - Соглашение).

Предметом Соглашения (п. 1.1.1) является возмещение фактически понесенных в течение 12 месяцев до дня подачи заявления о предоставлении субсидии и документально подтвержденных затрат АО «УТЗ», связанных с производством и реализацией потребителям пилотных партий произведенных на территории Российской Федерации паровой конденсационной турбины типа КП-77-6,8 с оборудованием (турбина Кп-77-6,8), входящих в себестоимость пилотной партии.По итогам рассмотрения заявления о предоставлении субсидии и приложенных к нему документов, подтверждающих его обоснованность (в т.ч. на турбогенератор), на расчетный счет общества поступили денежные средства в сумме 56 355 763, 32 руб., что подтверждаетсяплатежным поручением < № > от 19.12.2018. Часть документов, представленных обществом в обоснование понесённых затрат, специалистами Минпромторга России к учёту не были приняты, сумма субсидии сокращена.В соответствии с п. 1.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии, в расчет размера субсидии возможно включать расходы, понесенные получателем субсидии за 12 месяцев до дня подачи заявления о предоставлении субсидии, т.е. с 13.11.2017.

Во исполнение договора поставки оборудования и оказания услуг < № > от 31.07.2018 г., заключенного между АО «УТЗ» и ПАО «ЗиО-Подольск», АО «УТЗ» заключило 31.08.2018 г. договор < № > на поставку турбогенератора с НПО «ЭЛСИБ» (ПАО). Платежными поручениями < № > от 30.10.2018 и < № > от 08.11.2018 АО «УТЗ» оплатило стоимость турбогенератора в размере 118 000 000 рублей.В соответствии с п.2.1.1.,3.1. договора поставки и оказания услуг < № > от 31.07.2018 г. АО «УТЗ» (Поставщик) приняло на себя обязательства изготовить и поставить ПАО «ЗиО-Подольск» (Покупатель) Оборудование и Техническую документацию в количестве, в объеме (комплектности) и с техническими характеристиками для отдельных четырех Объектов в соответствии с Приложением < № > и < № > к настоящему договору.В п.3.1. договора от 31.07.2018 г, предусмотрено, что Оборудование для каждого Объекта представляет интерес для Покупателя только в том случае, когда оно поставлено комплектно, то есть после поставки всех частей, входящих в Оборудование согласно Приложению < № > настоящего договора.

Согласно Спецификации Работ по Оборудованию паровой турбины с генератором (Приложение < № > договора поставки и оказания услуг < № > от 31.07.2018 г.) турбогенератор с оборудованием (комплект) входит в Оборудование первой группы поставки (п. 1-19 Спецификации) (ФИО3 с оборудованием) - пункт 16 Спецификации и его стоимость включена в стоимость пилотной партии.

В п. 2.1.1.,3.1. договора о реализации пилотной партии и Спецификации к нему (Приложение < № > к договору), предусмотрено, что предметом поставки является турбина КП-77-6.8 с оборудованием, которым является, в том числе, турбогенератор.ФИО3 Кп-77-6,8 и турбогенератор включены перечень продукции, утвержденный приложением N 1 к Правилам предоставления субсидий (коды ОКП 2 №28.11.2 и №27.11).

Как пояснили представители ответчика и следует из технической документации, турбогенератор ТФ-80-2УЗ является неотъемлемой частью турбины Кп-77-6,8, которая только с оборудованием предназначена для производства электроэнергии. Непосредственно турбина выполняет функцию по превращению свежего пара в механическую работу на роторе. Ротор турбины соединяется с помощью жесткой муфты с ротором турбогенератора и они образуют единый валопровод. Для выдачи электроэнергии в сеть необходима их совместная работа. Сторона ответчика указывает, что автономная работа турбины безтурбогенератора принципиально невозможна, поскольку турбина не может выдавать электроэнергию самостоятельно. Прокурором этот факт не оспаривается.

Согласно п. 1.5.1. Технических условий ТУ 28.11.21-58110-15052907-2017 турбогенератор входит в перечень оборудования турбоустановки с турбиной Кп-77-6,8, и включен в объем (комплект) поставки турбины с оборудованием.

В соответствии с п. 1.1.3. Технических условий турбина сопрягается с серийным турбогенератором ТФ-80-2УЗ с воздушным охлаждением производства НПО «ЭЛСИБ» ПАО. Турбогенератор монтируется на общем фундаменте с турбиной. Для этого генератора силами АО «УТЗ» выполняется проектирование узла сопряжения с турбиной и компоновочных чертежей маслопроводов; определяются габариты и нагрузки на фундамент, установки срабатывания автомата безопасности, гарантии по системе автоматического регулирования, рассчитываются критические частоты вращения валопровода турбоагрегата.Таким образом, турбогенератор ТФ-80-2УЗ является неотъемлемой частью турбины Кп-77-6,8, которая только с оборудованием предназначена для производства электроэнергии.

Как следует из материалов дела, на момент подачи заявки на получение субсидии АО «УТЗ» фактически понесло затраты и фактически приобрело спорное оборудование, необходимое для функционирования паровой конденсационной турбины типа КП-77-6,8.В соответствии с п.п. «г» п. 3.2.1 Соглашения о предоставлении субсидии, субсидия предоставляется, если цена пилотной партии не превышает себестоимости соответствующих средств производства, уменьшенной на размер запрашиваемой субсидии и увеличенной на размер прибыли. Сформированная АО «УТЗ» цена контракта с ПАО «ЗиО - Подольск» (включая турбогенератор) уменьшена на 240 000 000 рублей, т.е. более чем размер субсидии. Данное требование соглашения также соблюдено.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, субсидия была предоставлена на возмещение фактически понесенных обществом затрат, что соответствует требованиям пункта 5 Правил № 634; субсидия предоставлена на возмещение затрат на покупку комплектующего оборудования, без которого эксплуатация пилотной партии не представляется возможной, что соответствует положениям пп. «а» п.8 Правил № 634.

АО «УТЗ» прошло отбор, был заключен договор о предоставлении субсидии и подано заявление о предоставлении субсидии с предоставлением необходимых документов в порядке п. 16 Правил № 634, в том числе копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих указанные в п.8 Правил № 634 фактически понесенные затраты. Минпромторг России при рассмотрении представленных документов и выделении субсидии оснований для отказа, предусмотренных п.19 Правил № 634, не установил. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, включение стоимости турбогенератора в расчет размера субсидии соответствует условиям соглашения с Минпромторгом России < № > от 30.08.2018. Фактически АО «УТЗ» понесены затраты на оплату турбогенератора, необходимого для производства пилотной партии паровой турбины типа Кп-77-6,8 с оборудованием. Указанные затраты включены в себестоимость пилотной партии. Соответственно, эти затраты обоснованно в силу подп. «а» п. 8 Правил были включены в расчет размера субсидии.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что нарушений действующего законодательства Российской Федерации со стороны ответчика не допущено, затраты подтверждены документально, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, к акционерному обществу «Уральский турбинный завод» о понуждении к восстановлению денежных средств в бюджет Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Б. Гуськова