Дело № 2-4908/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года г.Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего Аксаненко Р.Т.,
при секретаре Данзановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Дровяная обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной проверки готовности объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2017-2018 гг. и последующим отопительным сезонам установлено, что техническое состояние котельных №, расположенных по адресу<адрес> (войсковая часть №) и их оборудования нормативным требованиям не соответствует.
Так, в котельной № выявлены следующие нарушения: отсутствует аварийное освещение; отсутствует контур молниезащиты и заземления; персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты; установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; установленные предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; золоулавливающая установка в котельной находится в неработающем состоянии. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № на котельной № водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ (1997 г.в.) требуют капитального ремонта, технические паспорта на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), КВр-1,0БК (2016 г.в.), КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) отсутствуют.
В котельной № крыша нуждается в ремонте, парапет частично разрушен; отсутствует контур молниезащиты и заземления; подающий трубопровод водогрейных котлов не имеет предохранительных клапанов; предохранительный клапан котла КВр-1,0 не имеет паспорта, его настройка не производилась; отсутствует аварийное освещение; химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии, установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной не прошел аттестацию в комиссии Ростехнадзора; кабельная линия 0,4 кВ к двигателю дымососа проложена открыто от стены здания, не имеет защиты от внешних повреждений, в котельной отсутствует резервный дымосос. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 10 на котельной № водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ (1997 г.в.), водогрейный котел КВТ-75БМ № (1998 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование КВР-1,16 (2007 г.в.) не проводилось, технические паспорта на котел КВР 1,16 (2007 г.в.), КВТ-75БМ (2015 г.в.) отсутствуют.
В котельной № крыша нуждается в ремонте, имеются значительные протечки в производственных помещениях; отсутствует контур молниезащиты и заземления; отсутствует аварийное освещение; предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; оборудование химподготовки находится в не рабочем состоянии; эксплуатация котлов производится без котловой обработки воды; установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 11 на котельной № 4 водогрейных котла КВТ-75БМ (1998 г.в.), 3 паровых котла Е-1/9М (2002, 2002 и 2004 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) не проведено, технические паспорта 2 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (2015 г.в.), КВр-1,25 (2016 г.в.) отсутствуют.
Вышеперечисленные котельные на праве оперативного управления принадлежат ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплены котельные №. В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания котельных также несет и их собственник Министерство обороны Российской Федерации. Указывает, что ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей по содержанию имущества влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в общежитии и казармах, отапливаемых указанными котельными, создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, к замораживанию объектов Минобороны России в течение отопительного периода.
Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести в котельных №, расположенных по адресу: <адрес>, необходимые капитальные работы, направленные на подготовку к проведению отопительного сезона 2017-2018 г.г. и последующих отопительных сезонов, а именно:
- произвести капитальный ремонт крыши котельных № и №, и здания котельной №;
- установить контур молниезащиты и заземления в котельных №;
- установить оборудование для химической водоочистки котельных№;
- осуществить на котельной № замену водогрейных котлов КВТ-75БМ№1997 г.в.), на котельной № - замену водогрейных котлов КВТ-75БМ№ (1997 г.в.), КВТ-75БМ № (1998 г.в.), на котельной № - замену 4водогрейных котлов КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 3 паровых котлов Е-1/9М (2002,2002 и 2004 г.в.);
- произвести капитальный ремонт золоулавливающих установок,расположенных на котельных №;
- установить предохранительные клапана на подающий трубопроводводогрейных котлов котельной №;
- установить резервный дымосос в котельную №.
А также возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанности по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных №№, а именно по:
- установке аварийного освещения в котельных №;
- обеспечению персонала котельных № необходимойспецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
- проведению поверки манометров в котельных №;
- установке 3-х ходовых кранов на манометрах в котельных №;
- проведению технического освидетельствования котла КВР-1,16(2007 г.в.) котельной №; 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998г.в.), 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) котельной №;
- оформлению паспортов на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), КВр-1,0БК (2016 г.в.), на котел КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) котельной №, на котлы КВР-1,16 (2007 г.в.), на котел КВТ-75БМ (2015 г.в.) котельной №; на 2 водогрейных котла марки КВТ-75БМ (2015г.в.), на котел КВр-1,25 (2016 г.в.) котельной №;
- оформлению паспорта на предохранительный клапан котла КВр-1,0 котельной №;
- проведению настройки предохранительных клапанов котельных №, а также предохранительного клапана котла КВр-1,0 котельной №;
- проведению аттестации ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной № в комиссии Ростехнадзора;
- принятию мер по защите от механических повреждений кабельной линии 0,4 кВ от стены здания.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО1, заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ ФИО2 исковые требования не признала по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Восточно-военному округу ФИО3, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, котельные №, расположенные по адресу: <адрес> (войсковая часть №) обеспечивают тепловой энергией объекты инфраструктуры военного городка, в том числе, общежития и казармы.
Перечисленные котельные находятся в собственности Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Вместе с тем, в ходе проверки, что следует из акта от 11 сентября 2017 года, установлено, что в котельной № выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее ПТЭ ТЭ) отсутствуют паспорта на основное и вспомогательное оборудование, в нарушение п.2.12.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (далее ПТЭ ЭП) отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления; в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ установленные предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014г., ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 9 на котельной № водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ (1997 г.в.) требуют капитального ремонта, технические паспорта на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), КВр-1,0БК (2016 г.в.), КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) отсутствуют.
В котельной № в нарушение п. 3.3.20 ПТЭ ТЭ крыша нуждается в ремонте, парапет частично разрушен; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ подающий трубопровод водогрейных котлов не имеет предохранительных клапанов, предохранительный клапан котла КВр-1,0 не имеет паспорта, его настройка не производилась; в нарушение п.2.12.4 ПТЭ ЭП отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 2.3.20 ПТЭ ТЭ ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной не прошел аттестацию в комиссии Ростехнадзора; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014г., ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты; кабельная линия 0,4 кВ к двигателю дымососа проложена открыто от стены здания, не имеет защиты от внешних повреждений в нарушение п. 2.3.15, 2.1.47 Правил устройства электроустановок; в нарушение п. 7.4, 7.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 28.08.1992 N 205 в котельной отсутствует резервный дымосос. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 10 на котельной № водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ (1997 г.в.), водогрейный котел КВТ-75БМ № (1998 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование КВР-1,16 (2007 г.в.) не проводилось, технические паспорта на котел КВР 1,16 (2007 г.в.), КВТ-75БМ (2015 г.в.) отсутствуют.
В котельной № в нарушение п. 3.3.20 ПТЭ ТЭ крыша нуждается в ремонте, имеются значительные протечки в производственных помещениях; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления; в нарушение п.2.12.4 ПТЭ ЭП отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ оборудование химподготовки находится в не рабочем состоянии, эксплуатация котлов производится без котловой обработки воды; в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014г., ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 11 на котельной № 4 водогрейных котла КВТ-75БМ (1998 г.в.), 3 паровых котла Е-1/9М (2002, 2002 и 2004 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) не проведено, технические паспорта 2 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (2015 г.в.), КВр-1,25 (2016 г.в.) отсутствуют.
В судебное заседание представителем ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ представлены паспорта котла КВр-1 БК (2016 г.в.), котла КВР-1,16, котла КВр-1,25, водогрейного котла марки КВТ-75БМ, паспорт на предохранительный клапан котла.
Опровержений относимости и допустимости представленных доказательств прокурором не заявлено и не представлено. В связи с чем требования в части возложения обязанности по оформлению паспортов на перечисленные выше котлы и предохранительный клапан удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ пояснил, что поименованные в иске котлы относятся к 3 категории надежности и дополнительный источник питания, аварийное освещение на них не предусмотрено. Средствами индивидуальной защиты персонал котельных беспечен, что следует из государственного контракта от 03.10.2017 г, счетов-фактур, товарных накладных представленных в суд. Поскольку котельные № и № к опасным производственным объектам не относится, проведение технического освидетельствования котлов не требуется. Самостоятельное техническое освидетельствование проводится организацией. В отношении котельной № заключен государственный контракт и проведено техническое освидетельствование парового котла.
Приведённые доводы представителя ответчика прокурором не оспорены и не опровергнуты.
Принимая во внимание требования ст.56 ГПК РФ обязывающей каждую сторону представлять доказательства в обоснование своих доводов и возражений, отсутствие опровергающих доводы ответчика доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения иска в указанной части.
Вместе с тем ссылка представителя ответчика на безосновательность требований по осуществления поверки манометров в котельных №№ ввиду заключения государственного контракта не принимается, поскольку требуемые работы не осуществлены.
Отклоняется довод представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ о неясности требований прокурора в части принятия мер по защите от механических повреждений кабельной линии 0,4 вК от стены здания котельной. Представитель ответчика ссылается на ввиду отнесение таких работ к капитальному ремонту не относящихся к полномочиям их учреждения. Учитывая, что суду не представлено доказательств отнесения выполнения требуемых работ к капитальному ремонту, заявленный довод является несостоятельным.
Доказательств иным обстоятельствам изложенным в иске ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
Принимая во внимание доказанность обстоятельств по проведению необходимых капитальных работ, направленных на подготовку к проведению отопительного сезонов, Министерство обороны РФ как собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Сведений о том, что здания котельных включены в утвержденный план капитального ремонта объектов Минобороны России, суду не представлены. Доказательств проведения требуемых работ суду также не представлены. При таком положении исковые требования к Министерству обороны РФ как собственнику имущества подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая, что право оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на вышеуказанные котельные прекращено 17.10.2017 г. и 19.10.2017 г., то названное учреждение не несет ответственность за содержание вышеуказанных котельных, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по ремонту котельных. На основании чего требования прокурора к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ удовлетворению не подлежат.
Далее, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ», Учреждение).
Согласно п. 14 Устава № 607 от 03.03.2017 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее - Устав) основными видами деятельности Учреждения являются: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя; производство горячей воды; транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд и т.д.
Пунктом 25 Устава предусмотрено, что ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно п. 27 Устава учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом.
Принимая во внимание доказанность необходимости устранения выявленных нарушений и обеспечения по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ исковые требования предъявленные к названному ответчику подлежат удовлетворению за исключением требований о возложении обязанности по установке аварийного освещения в котельных №№; обеспечению персонала котельных №№ необходимойспецодеждой и средствами индивидуальной защиты; проведению технического освидетельствования 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998г.в.), 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) котельной №; оформлению паспортов на котлы КВр-1,0 БК (2016 г.в.), на котел КВР-1,16 (2007 г.в.), на 2 водогрейных котла марки КВТ-75БМ (2015г.в.), на котел КВр-1,25 (2016-г.в.); оформлению паспорта на предохранительный клапан котла КВр-1,0.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера выявленных нарушений и необходимых работ по их устранению, необходимости определенных финансовых и временных затрат, суд полагает необходимым определить срок исполнения решения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении к действиям удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в котельных №№ расположенных по адресу<адрес> необходимые капитальные работы, направленные на подготовку к проведению отопительного сезона 2017-2018 г.г. и последующих отопительных сезонов, а именно:
произвести капитальный ремонт крыши котельных № и №, и здания котельной №;
установить контур молниезащиты и заземления в котельных №№, №;
установить оборудование для химической водоотчистки котельных №№, №;
осуществить на котельной № замену водогрейных котлов КВТ-75ВМ №№ (1997 г.в.), на котельной № - замену водогрейных котлов КВТ-75БМ №№ (1997 г.в.), КВТ-75БМ № (1998 г.в.), на котельной № - замену 4 водогрейных котлов КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 3 паровых котлов Е-1/9М (2002, 2002 и 2004 г.в.);
- произвести капитальный ремонт золоулавливающих установок.расположенных на котельных №№;
- установить предохранительные клапана на подающий трубопровод водогрейных котлов котельной №;
- установить резервный дымосос в котельную №.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных №№, расположенных по адресу: <адрес>, а именно по:
проведению поверки манометров в котельных №№;
установке 3-х ходовых кранов на манометрах в котельных №№;
- оформлению паспортов на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), на котел КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) котельной №; на котел КВТ-75БМ (2015 г.в.) котельной №;
- проведению настройки предохранительных клапанов котельных №№, а также предохранительного клапана котла КВр-1,0 котельной №;
проведению аттестации ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной № в комиссии Ростехнадзора;
-принятию мер по защите от механических повреждений кабельной линии 0,4 кВ от стены здания.
В удовлетворении иска к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Р.Т.Аксаненко