Дело № 2-771/2014
К-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 июня 2014 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при секретаре Мотыженец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о предоставлении жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений в соответствии со ст. 39 ГПК РФ) к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о предоставлении жилищной субсидии, указав, с ДД.ММ.ГГГГ годы, более 15 лет она проживала и работала в <адрес>, относящегося к районам <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ году переехала на постоянное место жительства в <адрес> и встала на учет на улучшение жилищных условий. Истец полагает, что имеет право на получение жилищной субсидии по категории пенсионеров, на состав семьи из расчета 42 кв.м., в размере 80% от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствии подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, поскольку является участником вышеуказанной программы с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией <адрес> в адрес Министерства строительства и архитектуры Красноярского края был направлен список граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ. В данном списке ФИО1 была зарегистрирована под номером два. Министерством строительства и архитектуры Красноярского края в ДД.ММ.ГГГГ года был сформирован сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на ДД.ММ.ГГГГ год, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления. В данном сводном списке ФИО1 была зарегистрирована под номером №. Выделение жилищной субсидии истице в настоящее время не противоречит действующему законодательству, просит обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края предоставить ей в ДД.ММ.ГГГГ году жилищную субсидию (сертификат) на приобретение жилого помещения в рамках выполнения подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ г.), исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - ФИО5, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своих возражений указал, что, согласно п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы», органы исполнительной власти в двухмесячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан. Бланки сертификатов получены ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с этим оформление сертификатов осуществлялось Министерством до ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с разделом 3 Административного регламента предоставления Министерством строительства и архитектуры Красноярского края государственной услуги по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов (далее - Регламент), одной из основных административных процедур при оформлении Министерством сертификатов является проверка учетного дела. Пунктом 3.3.1 Регламента предусматривается, что юридическим фактом для начала административной процедуры является поступление в адрес министерства заявления и учетного дела заявителя. Пунктом 3.3.2 Регламента установлено, что максимальный срок выполнения действий по проверке учетного дела не может превышать 30 дней. ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ включена в состав участников подпрограммы.ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Рыбинского района с заявлением о выдаче сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ Министерством утвержден сводный список на ДД.ММ.ГГГГ год, в котором ФИО1 в списке пенсионеров значится под номером 2177 из 5929 семей. В первой очереди в категории инвалидов числится 744 семьи. В ДД.ММ.ГГГГ году предусмотрена выдача 180 бланков на сумму 276306,4 тыс.руб. Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (долее - Закон) не предусмотрено внеочередное предоставление жилищных субсидий, поскольку это повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, имеющих право на первоочередное получение государственной помощи.
Представитель третьего лица - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, согласно заявления просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, установлено положениями Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ (ред. от 17.07.2011 года) «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ст.1 вышеуказанного Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со ст.2 Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
В силу ст.3 Федерального закона №125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.4 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 (далее - Правила).
В соответствие с пп. «з» п. 5 указанных Правил, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Выдачу сертификатов вышеуказанным гражданам осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты) (п.18 Правил).
В силу п.19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению №1(1) с приложением следующих документов:
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ года;
выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров);
копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров;
Согласно п.21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с п.24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список, гражданин - участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению №2, и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах «д»-«ж» пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 01 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п.27 Правил).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (п.29 Правил).
Выписки из сводного списка получателей сертификатов доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов (п.30 Правил).
В соответствие с п.31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а также порядок оформления и выдачи сертификатов (п.32 Правил) устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
В рассматриваемый период порядок и сроки формирования списков граждан, а также порядок оформления и выдачи сертификатов определялись Административным регламентом Министерства строительства и архитектуры Красноярского края предоставления государственной услуги в области жилищных отношений по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов (далее - Регламент), утвержденным Приказом Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 14.03.2011 года №47-о.
В состав административных процедур, согласно п.3.3 Регламента, входит проверка учетного дела.
В соответствии с п.3.3.1 Регламента, юридическим фактом для начала административной процедуры является поступление в адрес Министерства заявления и учетного дела заявителя.
В силу п. 3.3.2 Регламента, максимальный срок выполнения действия по проверке соответствия и достоверности информации, предоставленной заявителем, включая запросы в иные органы и организации, не может превышать 30 дней.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, имеющим право на получение социальной выплаты, в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 состоит на учете в администрации <адрес> как гражданка, выехавшая из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.38-39).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к <адрес> с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку относится к категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди в администрации <адрес>.
Согласно выписке из сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по <адрес>, ФИО1 состоит под № (л.д.137).
В соответствии с удостоверением №№, выданном ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет (л.д. 9).
Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ годы, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет девять месяцев 4 дня (л.д. 49,53).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 состояла в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (очередь: пенсионеры с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) по Красноярскому краю под номером №(л.д.35-37).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства строительства и архитектуры Красноярского края поступили сведения о выделении бланков государственных жилищных сертификатов в количестве 180 штук на сумму социальных выплат для приобретения жилых помещений в размере 276306,4 рублей (л.д.48).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и архитектуры Красноярского края в администрацию <адрес> направлен запрос № о предоставлении учетных дел граждан, в том числе ФИО1, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Данный запрос получен администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75).
В соответствии с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №, учетное дело ФИО1 было получено Министерством строительства и архитектуры Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77).
Анализируя доводы и возражения сторон, изложенные в судебном заседании, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о незаконности действий Министерства строительства архитектуры Красноярского края, выразившиеся в отказе в выдаче сертификата, для получения социальной выплаты.
При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить, возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Красноярского края предоставить ФИО1 социальную выплату в виде жилищной субсидии (сертификата) на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края предоставить ФИО1 социальную выплату в виде жилищной субсидии (сертификата) на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, 14 июня 2014 года.
Судья: