Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 10 августа 2017 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Ооржак Ч.О., с участием представителя истца по доверенности ФИО6, ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экономики Республики Тыва к ФИО7 о взыскании бюджетных средств, представленных в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономики Республики Тыва обратилось в суд с иском к ФИО8 о взыскании бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва. В обоснование иска указано, что Министерство экономики Республики Тыва и ИП ФИО2 заключили соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования от ДД.ММ.ГГГГ № З-ОБ-15 (далее - соглашение), по условиям которого истец предоставил ответчику субсидию в размере 273 760 (двести семьдесят три тысячи семьсот шестьдесят) рублей на приобретение оборудования в целях производства национального продукта «Талкан». Согласно условиям соглашения, субсидия предоставляется для возмещения части затрат, произведённых получателем субсидии на приобретение оборудования в целях производства национального продукта «Талкан» из круп ячменя, пшеницы, кукурузы, полбы, гороха, трикале, в соответствии с договором с ООО «Агропродмаш» от ДД.ММ.ГГГГ№ и транспортной накладной ООО «Автотрейдинг» от ДД.ММ.ГГГГ № Кыз 1002301433. Субсидия была предоставлена индивидуальному предпринимателю ФИО9 зарегистрированной качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №; ИНН <***>). Ответчиком не выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3.4 соглашения, а именно: не создано новое рабочее место в количестве не менее 1 единицы, в том числе для зарегистрированных безработных граждан в количестве не менее 1 единицы согласно данным Государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>; предпринимательская деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ и не представлена налоговая отчетность согласно данным Управления федеральной налоговой службы по <адрес>, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Ответчиком не соблюдены условия соглашения, предпринимательская деятельность прекращена, не представлены подтверждающие документы о трудоустройстве безработных граждан, возврат субсидии в добровольном порядке не осуществлен. В связи с неисполнением условий соглашения ФИО2, в соответствии с пунктом 10.5 Положения, средства субсидии подлежат взысканию в судебном порядке. Просит взыскать с ФИО2-ооловны бюджетные средства, предоставленные в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273760 рублей в бюджет Республики Тыва.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что определением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ она признана банкротом.
Выслушав ответчика и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судом установлено, что ФИО2 внесена как индивидуальный предприниматель в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 подана заявка на предоставление государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства по субсидированию части затрат субъектов малого и среднего, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (услуг, работ).
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 дала обязательство об обеспечении трудоустройства групп населения, указанных в п.3.1 положения о предоставлении поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства.
Согласно приложению № к Положению о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 дала согласие на раскрытие информации об уплате налогов, предусмотренных в рамках применяемого субъектом малого и среднего предпринимательства режима налогообложения.
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ООО «Агропродмаш» (исполнитель) и ИП ФИО2 (заказчик) заключен договор, где исполнитель обязуется изготовить и передать заказчику в собственность Линию для производства национального продукта «Талкан» и круп из ячменя, пшеницы, кукурузы, полбы, гороха, трикале. Цена договора составляет 468 700 рублей.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 перечислена сумма в размере 468 700 рублей за оплату оборудования по счету 17 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 составлен бизнес-план по приобретению оборудования на производство традиционного продукта «Тыва далган и отруби…».
Из соглашения №- ОБ-15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерство экономики Республики Тыва и ИП ФИО2 заключили соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с приобретением оборудования.
Согласно условиям соглашения, субсидия предоставляется для возмещения части затрат, произведённых получателем субсидии на приобретение оборудования в целях производства национального продукта «Талкан»: линия для производства национального продукта «Талкан» из круп ячменя, пшеницы, кукурузы, полбы, гороха, трикале, в соответствии с договором с ООО «Агропродмаш» от ДД.ММ.ГГГГ№ и транспортной накладной ООО «Автотрейдинг» от ДД.ММ.ГГГГ № Кыз 1002301433. Субсидия была предоставлена индивидуальному предпринимателю ФИО2-ооловне.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что УФК по <адрес> на л/с <***> на основании соглашения 3-ОБ-15 от ДД.ММ.ГГГГ перечислена сумма в размере 273 760 (двести семьдесят три тысячи семьсот шестьдесят).
Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>», пунктом 1.5 которого предусмотрено предоставление субсидий на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе.
Конкурсный отбор осуществляет Межведомственная конкурсная комиссия Республики Тыва по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, состав которой утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании протокола заседания Межведомственной конкурсной комиссии Республики Тыва по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об одобрении заявки на субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования для производства традиционного продукта «Тыва далган и отруби» ИП ФИО2
Разделом 5 Положения о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение), установлены условия и критерии для получения субсидии. Установлен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе о предоставлении государственной поддержки.
Согласно пункту 3.4 соглашения, получатель субсидии обязан: не позднее двух рабочих дней со дня поступления на его счет субсидии сообщить министерству о получении субсидии; представлять в течение трех рабочих дней необходимую информацию и документы по запросам Министерства по вопросам реализации соглашения; осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет с момента получения субсидии; представлять отчеты в статистические и налоговые органы по месту регистрации в сроки, установленные действующим законодательством; обеспечить условия для создания новых рабочих мест в количестве не менее 1 единицы, в том числе для зарегистрированных безработных граждан в количестве не менее 1 единицы; установить заработную плату наемным работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленного действующим законодательством; представить в министерство заполненную анкету получателя поддержки в соответствии с приложением 1 к настоящему соглашению не позднее ДД.ММ.ГГГГ; своевременно информировать министерство о внесении изменений в учредительные документы, адреса, контактных телефонов и иных данных, относящихся к исполнению обязательств по настоящему соглашению.
Пунктом 10.3 Положения предусмотрено, что в случае выявления факта нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, а также иных условий, установленных при ее предоставлении, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушений направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата в республиканский бюджет Республики Тыва суммы субсидии с указанием платежных реквизитов возврата.
Согласно пункту 10.4 Положения, в течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления получатель обязан осуществить возврат субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, либо представить подтверждающие документы об отсутствии нарушений.
Истец в исковом заявлении указывает, что ответчиком не выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3.4 соглашения, а именно: не создано новое рабочее место в количестве не менее 1 единицы, в том числе для зарегистрированных безработных граждан в количестве не менее 1 единицы согласно данным Государственного учреждения - отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>;
предпринимательская деятельность прекращена ДД.ММ.ГГГГ и не представлена налоговая отчетность согласно данным Управления федеральной налоговой службы по <адрес>, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством направлено уведомление № ЕК-14-1214 ответчику ФИО2 с требованием о возврате средств субсидии. Данное уведомление ФИО2 получила ДД.ММ.ГГГГ. Однако, субсидия не возвращена в указанные сроки.
Ответчик ФИО2 возражает в удовлетворении иска, указав, что определением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу Ф69-201/2016 в отношении нее вынесен судебный акт о признании ее банкротом и о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина.
Из материалов дела следует, то определением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 о признании ее банкротом и о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина признано обоснованным.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признана несостоятельным (банкротом) и в отношении нее открыта процедура реализации ее имущества сроком на четыре месяца, до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации в отношении должника ФИО2 завершена с освобождением от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Согласно реестру требований кредиторов ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ, сформированного финансовым управляющим ФИО5, требования кредиторов первой очереди – отсутствуют, требования кредиторов второй очереди – отсутствуют, требования кредиторов третей очереди – 289 653 рублей, где кредиторами указаны АО «Россельхозбанк», ООО «Русфинанс Банк».
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что в результате признания индивидуального предпринимателя ФИО2 несостоятельным (банкротом) прекращено обязательство по возврату бюджетных средств в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва, не основаны на нормах действующего законодательства.
Ответчиком ФИО2 не был реализован проект, предусмотренный бизнес-планом, не обеспечено достижение социально-экономических показателей данного проекта. Из смысла соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОБ -15, нормативно-правых актов, регулирующих отношения в указанной сфере, следует, что основной задачей предоставления субсидии является поддержка на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в <адрес>. Основным показателем развития предпринимательства является создание новых рабочих мест, подобных показателей ФИО2 достигнуто не было.
Таким образом, ответчиком не соблюдены условия соглашения, предпринимательская деятельность прекращена, не представлены подтверждающие документы о трудоустройстве безработных граждан, возврат субсидии в добровольном порядке не осуществлен. В связи с неисполнением условий соглашения ФИО2, в соответствии с пунктом 10.5 Положения, средства субсидии подлежат взысканию в судебном порядке.
С учетом вышеуказанных, установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении ФИО2 условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОБ -15 п.3.4, а также пункта 10.3 и 10.4 Положения, суд полагает, что требования истца о возврате бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва являются законными и обоснованными, соответственно, подлежит удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при обращении в суд с подобным исковым заявлением 5 938 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198,199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства экономики Республики Тыва к ФИО2-ооловне о взыскании бюджетных средств, представленных в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва удовлетворить.
Взыскать с ФИО2-ооловны бюджетные средства, предоставленные в виде субсидии для возмещения части затрат на приобретение оборудования в размере 273 760 рублей в бюджет Республики Тыва.
Взыскать с ФИО2-ооловны в местный бюджет Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва государственную пошлину в размере 5 938 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца через Кызылский районный суд со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ч.К. Хертек