дело № 2-490/2020
уникальный идентификатор дела
47RS0012-01-2020-000231-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Луга, Ленинградская область 8 июня 2020 г.
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.Г.
при секретаре Трифоновой О.И.,
с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2, ответчика ФИО3, представителя ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО3 об обязании прекратить продажу табачных изделий, запрещенных на территории РФ, обязании довести до сведения потребителей судебное решение по делу в установленный судом срок через средства массовой информации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах 24 января 2020 г. в 11 час. 05 мин. была осуществлена контрольная закупка табачного изделия в количестве 1 блок — 10 пачек по цене 45 руб. 00 коп. за одну пачку на общую сумму 450 руб. в магазине «Табачный бутик» ИП ФИО3 по адресу: <...>. В ходе проведения контрольной закупки в магазине были выявлены нарушения в сфере защиты прав потребителей, а именно: на сигаретах отсутствовала специальная марка установленного образца, утвержденного законодательством РФ, дата изготовления и информация для потребителей о максимальной розничной цене, установленной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, что является нарушением п. 18 и пп. и) п. 19 Технического регламента Таможенного Союза «Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 104 и Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в РФ табачной продукции». При осмотре помещения магазина также были обнаружены 3 блока — 30 пачек по цене 45 руб. на общую сумму 1350 руб. с нанесенной информацией на упаковку: сигареты «NZ8» 20 сигарет с фильтром, изготовитель ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман». На перечисленных изделиях отсутствовала специальная марка установленного образца и информация для потребителей табачных изделий о максимальной розничной цене, установленной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Изложенное говорит о грубом нарушении законных прав граждан.
В судебном заседании представители истца ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, на удовлетворении заявленных требований настаивали, суду пояснили, что ответчик продолжает осуществлять продажу табачных изделий, запрещенных на территории РФ, о чем поступают устные обращения граждан.
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО3 и представляющая его интересы на основании письменного заявления ФИО4 исковые требования не признали. Указали, что продажная табачных изделий, запрещенных на территории РФ, прекращена, так как граница с Республикой Беларусь закрыта, сигареты не поступают.
Выслушав объяснения явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, определены Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:
1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;
2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;
3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции» определено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим Постановлением образцов.
Судом установлено, что 24 января 2020 г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах в ходе контрольной закупки у ИП ФИО3 по адресу: <...> осуществлена закупка табачных изделий в количестве 10 пачек по цене 45 руб. 00 коп. на общую сумму 450 руб. с нанесенной информацией по потребительскую упаковку (пачку) следующего содержания: сигареты “NZ8 (Энзед 8), 20 сигарет с фильтром, изготовитель ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», ул. Орджоникидзе,18. г. Гродно, Республика Беларусь, дата изготовления не указана. Имеется повторяющаяся информация о товаре на иностранном языке и акцизная марка иностранного государства. На пачке сигарет отсутствует специальная марка установленного образца, утвержденного законодательством Российской Федерации, и информация для потребителей табачных изделий о максимальной розничной цене, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ходе осмотра помещения магазина «Табачный бутик» ИП ФИО3 по адресу: <...> установлено, ИП ФИО3 осуществляет деятельность по розничной торговле табачными изделиями и сопутствующими товарами. Была осмотрена табачная продукция в количестве 150 блоков (1500 пачек), в ходе досмотра были обнаружены 3 блока (30 пачек) табачных изделий — сигареты с фильтром NZ8 (Энзед 8) изготовитель ООО «Гродненская табачная фабрика «Неман» ул. Орджоникидзе 18, г. Гродно, Республика Беларусь, по цене 45 руб. на общую сумму 1350 руб. На указанных изделиях не указаны дата изготовления, информация о максимальной розничной цене отсутствует, отсутствует специальная акцизная марка установленного образца, утвержденная законодательство РФ. На табачных изделиях имеется только акцизная марка иностранного государства — Республики Беларусь.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать ответчика прекратить продажу табачных изделий, запрещенных на территории РФ.
Ответчик ИП ФИО3 в судебном заседании факт нарушения, выявленного Роспотребнадзором, не отрицал, пояснил, что в настоящее время продажа белорусских сигарет не осуществляется, так границы с Республикой Беларусь закрыты, товар не поставляется.
Однако каких-либо доказательств устранения выявленных нарушений ответчик в материалы дела не представил.
Так, допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 в судебном заседании показал, что 12 мая 2020 г. покупал белорусские сигареты в магазине «Табачный Бутик», что свидетельствует о том, что ответчик продолжает осуществлять деятельность по продаже табачных изделий, запрещенных на территории РФ.
При установленных обстоятельствах, учитывая, что продажа табачных изделий, запрещенных на территории РФ, ответчиком приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений в добровольном порядке в материалы дела не представлено, суд полагает, что исковые требования об обязании прекратить продажу табачных изделий, запрещенных на территории РФ, подлежат удовлетворению.
Согласно статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В связи с тем, что предъявленный иск удовлетворен, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу через средства массовой информации в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при обращении в суд Управление Роспотребнадзора освобождено от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета Лужского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о прекращении противоправных действий — удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 в магазине «Табачный бутик», расположенном по адресу: <...>, прекратить продажу табачных изделий, запрещенных на территории РФ.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу через средства массовой информации в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3 государственную пошлину в размере 300 руб. в пользу бюджета Лужского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 16 июня 2020 г.
Председательствующий: