Дело № 2-490/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2012 года пос. Хандыга
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой М.М.,
при секретаре Захаровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района *...* о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МР *...*, не согласившись с отказом в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, указывая на то, что мать истца *Д*умерла *Дата*. В свидетельстве о рождении ФИО1 в графе отец указан - *И*, который был записан на основании заявления матери ребенка. Постановлением администрации Томпонского района *Номер* от *Дата* *Н* назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1 и его имуществом. Однако в данном Постановлении не указано, какое движимое и недвижимое имущество осталось после матери, закреплено ли за ФИО1 какое-либо жилое помещение. В настоящее время ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения, с 20 лет работает в *...*, занимает должность сезонного работника. Следовательно, в свободное от работы время, вынужден скитаться по чужим домам, а заработная плата не позволяет арендовать жилое помещение, прописан у родственников *Адрес*, в жилом доме, общая площадь которого 138, 28 кв.м, где кроме него зарегистрированы 8 человек.
Согласно отказу МР *...*, обязанность в установленный законом срок подать заявление в орган опеки и попечительства для постановки на учет ребенка- сироты в качестве нуждающегося в жилом помещении возложена на опекуна. Опекун истца в органы опеки и попечительства о постановке на учет подопечного в качестве нуждающегося в жилом помещении не обратилась, заявление не направляла, следовательно, не исполнила возложенную на неё обязанность. Считает отказ ответчика незаконным, т.к. согласно ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-Ф3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 3акона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-3 № 457-Ш «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)», ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ, п.2 ст. 57 ЖК РФ, ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 368-3 № 751-III «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма», п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ФИО1 должна быть предоставлена однокомнатная квартира площадью 18 кв.м, соответствующее норме благоустройства, определенной органом местного самоуправления, т.е. обеспеченного инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вентиляция) из муниципального жилого фонда, на условиях социального найма, так как истец вправе претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения как сирота. Истец не виновен в том, что органом опеки и попечительства ненадлежащим образом ведется учет и постановка детей-сирот по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем, с согласия сторон, руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ, дело рассматривается в отсутствие истца ФИО1 с участием его представителя по доверенности.
Представитель истца *З* по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив, что до достижения 23-летнего возраста по вопросу постановки на жилищный учет истец не обращался, в связи с тем, что ему не было разъяснено его право на обеспечение жилым помещением, а также порядок реализации этого права. Узнал о наличии данного права только со средств массовой информации в 2012 году и сразу обратился через представителя в администрацию, впоследствии в суд. По роду своей деятельности он является геологом, он не проживает по месту регистрации, до настоящего времени жилья не имеет. Просит признать отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории лиц из числа детей-сирот и обязать МР *...* предоставить жилое помещение в размере 18 кв.м., отвечающее всем санитарным нормам.
Представитель ответчика МР *...* *М* исковые требования не признала в полном объеме и суду пояснила, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996. На дату направления заявления о постановке на учет ФИО1 имел возраст 29 полных лет, следовательно, не может считаться ребенком-сиротой, и лицом оставшимся без попечения родителей, так как законом установлен возраст - до 23 лет. Следовательно, истец утратил право на предоставление ему вне очереди жилого помещения, обратившись в органы опеки и попечительства Томпонского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за пределами 23-летнего возраста. Из действующих норм законодательства следует, что предоставление жилых помещений вне очереди детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства ребенка-сироты на основании заявления опекуна за год до окончания пребывания у них ребенка-сироты. Следовательно, обязанность в установленный законом срок подать заявление в орган опеки и попечительства для постановки на учет ребенка-сироты в качестве нуждающегося в жилом помещении возложена на опекуна. Опекун ФИО1 в органы опеки и попечительства о постановке на учет подопечного в качестве нуждающегося в жилом помещении не обратилась, заявления не направляла, следовательно, не исполнила возложенную на неё законом обязанность. Доказательств направления заявления в органы опеки и попечительства Томпонского района не представлено. Соответственно, ФИО1 утратил право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, обратившись за пределами 23-летнего возраста. Следовательно, действие Федерального закона № 159-Ф3 и 3акона Республики Саха (Якутия) 225-3 № 457-111 на него уже не распространяется. Истец, достигнув совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста, не выражал своего желания в установленной законом форме обратиться в орган опеки и попечительства для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, хотя препятствий к этому не имелось. В связи с тем, что истец ФИО1, опекун *Н* не обращались своевременно за реализацией истцом права на получение жилья, у органа опеки и попечительства не было правовых оснований для самостоятельной постановки на учет ФИО1 как нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Главный специалист органа опеки и попечительства МР *...* *С* просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы представителя ответчика.
Выслушав объяснение сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Отнесение граждан к вышеуказанным категориям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором даются разъяснения по основным применяемым понятиям, а именно: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Из справки о рождении *Номер* в отношении истца ФИО1, *Дата* г.р., ур. *...* установлено, что матерью является *Д*, отцом *И*, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Как следует из свидетельства о смерти серии *Номер* от *Дата*, мать истца *Д* умерла *Дата*.
Постановлением главы администрации Томпонского района *Номер* от *Дата* опекуном над несовершеннолетним ФИО1 и его имуществом назначена *Н*. Данным постановлением отменено ранее принятое решение *Номер* от *Дата* о назначении опекуном *Е* над несовершеннолетним ФИО1
При таких обстоятельствах суд считает, что статус ФИО1 как ребенка сироты установлен, что также не отрицается сторонами.
При назначении опеки над несовершеннолетним не установлено имущество, коим бы владел несовершеннолетний сирота, в материалах личного дела сироты, истребованного судом, описи имущества не имеется. Установлено, что ФИО1 зарегистрирован *Адрес*, что видно из справки формы 3, где кроме него зарегистрированы семья бывшего опекуна *Н* в количестве 8 членов семьи. Иного жилья в *...* ФИО1 не имеет, что подтверждается справкой наслежной администрации МО *...* района от *Дата* *Номер*. Кроме этого, из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС (Я) от *Дата* в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информации о правах на объект недвижимого имущества в отношении правообладателя ФИО1 Следовательно ФИО1 собственником жилого помещения не является и нуждается в жилом помещении.
Из анализа всех доказательств суд приходит к выводу, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории как ребенок сирота в связи с тем, что в связи с достижением возраста 29 лет он не может считаться ребенком-сиротой и он утратил право на социальные льготы, является незаконным и необоснованным.
Действующим законодательством установлено, что учет детей-сирот осуществляет орган опеки и попечительства, соответственно соблюдение их прав и законных интересов возложено на них. В отношении ФИО1 установлено, что в связи со смертью матери во время родов он установлен как ребенок-сирота, вынесено постановление о назначении опекуна. Из материалов личного дела сироты суд не установил, были ли разъяснены права и обязанности опекуна, кроме этого ни опекун *Н*, ни сам истец ФИО1, по достижении 18 лет, не были уведомлены должным образом о том, что необходимо обратиться в администрацию муниципального района *...* для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеется письмо, датированное *Дата* *Номер*, написанное начальником *...*, адресованное главе администрации *...*, о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте ФИО1 В дальнейшем об исполнении данного письма, либо об отказе в исполнении в материалах дела нет никакой информации. Представитель ответчика, а также специалист отдела опеки и попечительства не могли пояснить суду об исполнении письма. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отдел опеки и попечительства знал об отсутствии жилья у ФИО1 и мер по устранению нарушения его прав не предпринял, ограничившись снятием его с учета по достижении определенного возраста, проявив бездействие. Данное обстоятельство не может служить основанием для лишения ФИО1 гарантий, предусмотренных законом, поскольку данное обстоятельство не зависело от его воли. Кроме того суд учитывает тот факт, что по роду своей деятельности ФИО1 находился вне *...* района, что установлено из копии трудовой книжки, где имеются записи с 2002 года, с момента обучения в геологоразведочном факультете *...*, в которое поступил в 1999 году, что подтверждается справками *...*. Из анализа записей трудовой книжки суд установил, что после обучения на очном отделении в летнее время ФИО1 проходил производственную практику в геологоразведочной партии, до окончания обучения, впоследствии поступил работать *...*.
При удовлетворении исковых требований суд исходит из того, что действующее законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения ФИО1 по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет за собой нарушение его прав и законных интересов.
В ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 368-3 № 751-III «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма» установлено, что норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади и в размере 32 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего человека. В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Признав отказ в постановке на учет незаконным, суд обязывает виновное лицо устранить данное нарушение прав путем постановки на учет, т.к. основанием для предоставления жилого помещения является постановка на учет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района *...* о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального района *...* в постановке на учет ФИО1 в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении незаконным и обязать поставить на учет нуждающегося в жилом помещении в качестве ребенка-сироты ФИО1.
Обязать администрацию муниципального района *...* предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма ФИО1 в размере 18 квадратных метров общей площади, обеспеченное инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция), отвечающее всем санитарным нормам.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РС (Я) через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья: п/п М.М. Григорьева