Дело № 2-490/2013
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
01 марта 2013 года село Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Стяжкина М.С., при секретаре судебного заседания Вялой О.Б.,
с участием:
- заявителя ФИО1,
- представителя заинтересованного лица - Администрации МО «<адрес>», ФИО2,
- в отсутствие представителя заинтересованного лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления органа местного самоуправления Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1 обратился с заявлением в суд о признании незаконным Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального образования «<адрес>», которым ФИО1 отказано в постановке на учет для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту.
Свои требования мотивируют следующим.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства УР утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета УР.
Указанным Положением установлен перечень категорий граждан, имеющих право на получение за счет средств бюджета УР компенсации процентной ставки, в которые включены граждане, являющиеся по основному месту работы работниками организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, бюджета УР и бюджетов МО, образованных на территории УР.
На момент подачи документов в администрацию МО «<адрес>» истец ФИО3 являлся работником ГУ УР «Государстввенная противопожарная служба Удмуртской Республики» и состоял в зарегистрированном браке с ФИО4 (свидетельство о заключении брака серии I-НИ № от ДД.ММ.ГГГГ г.), следовательно, в соответствии с пп. 1 п. 2 Положения имел право на предоставление компенсации процентной ставки по жилищному кредиту.
В связи с наличием законного права, во исполнение п.п. 3 п. 5 раздела II Положения, ДД.ММ.ГГГГ истицей подано заявление о постановке на учет в Администрацию МО «<адрес>» с приложением документов, подтверждающих, что семья относится к категории граждан, предусмотренных и.п. 1 п. 2 Положения. Супруги зарегистрированы по месту жительства на территории УР, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи составляет 9,09 квадратных метров.
Брак между заявителем и ФИО4 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени ни один из супругов не использовал право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Ссылку администрации МО «<адрес>» на то, что молодая семья ФИО1 не отвечает условиям постановки на учет в соответствии с п.п.5 п. 5 Положения, считает несостоятельной ввиду того, что супруги ФИО1 и ФИО5 в составе семьи, зарегистрированной 21.07.2012г. Управлением ЗАГС администрации МО «<адрес>», не принимали участие в каких-либо целевых программах по улучшению жилищных условий с государственной поддержкой. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо разъяснений причин несоответствия семьи условиям Положения. Полагает, что молодая семья заявителя в точности соответствует условиям, указанным в п.п 5, 6 раздела II Положения, необходимым для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту, что подтверждается представленными ранее в Администрацию МО «<адрес>» документами, следовательно, не лишена права на участие в Программе обеспечения жильем молодых семей.
В связи с изложенными фактами просит признать Постановление главы Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложив обязанность на Администрацию МО «<адрес>» поставить молодую семью Т-вых на учет для получения компенсации.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики. Направили суду письменный отзыв, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав мнение участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании ФИО1 на заявленных требованиях настаивал, просила заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации МО «<адрес>» ФИО2, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется, приобщила к материалам дела письменные возражения, из которых следует, что заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе Администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о постановке на учет для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета Удмуртской Республики».
В заявлении указано, что молодая семья в составе ФИО1 и ФИО6 ранее не использовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств и дано согласие на проведение в отношении семьи проверки указанных в заявлении сведений.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение) компенсация предоставляется молодой семье при наличии следующих условий:
1. семья относится к одной из категорий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящего Положения;
2. один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи имеет денежные обязательства перед организацией-кредитором по кредитному договору (договору займа);
3. молодая семья состоит в администрации муниципального образования:
а) на учете для получения компенсации в соответствии с настоящим Положением
б) в списках граждан, изъявивших желание на получение жилищного займа в соответствии с Положением о жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики»
4. один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи зарегистрирован по месту жительства на территории Удмуртской Республики.
5. супруги (одинокий родитель) молодой семьи ранее не использовали право на улучшение жилищных условии с использованием мер социальной поддержки за счет бюджетных средств.
Согласно пункту 11 Положения, основанием для отказа в постановке молодой семьи на учет для получения компенсации являются:
предоставление одним из супругов (одиноким родителем) документов, содержащих недостоверные сведения;
несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным подпунктами 1, 4 и 5 пункта 5 настоящего Положения;
несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 6 Положения;
превышение объема средств для предоставления молодым семьям компенсации, определенного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики для администрации муниципального образования в текущем финансовом году.
Так, при проверке сведений, указанных в заявлении ФИО1, выявлено, что супруга заявителя ФИО7 в 2007 году в составе семьи ФИО8 являлась участником мероприятий - получателем социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». В Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой дать пояснения о возможности постановки молодой семьи ФИО1 для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту, в связи с чем дано разъяснение о невозможности принятия молодой семьи ФИО1 на учет именно в связи с участием его жены в ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года».
Полагают доводы о том, что ФИО1 участвовала в данной программе будучи несовершеннолетней необоснованными, потому как ее участие повлияло на размер социальной выплаты.
Администрация МО «<адрес>» полагает доводы заявителя о том, что супруги Т-вы не использовали право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств в составе данной семьи, необоснованными, поскольку одним из условий постановки на учет для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту является условие, что именно супруги (одинокий родитель) молодой семьи, а не молодая семья ранее не использовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств, вне зависимости от состава семьи, а супруг заявителя ФИО9 ранее использовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Поскольку на момент принятия постановления Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО1 не отвечала условиям постановки на учет для компенсации процентной ставки по жилищному кредиту в рамках реализации Положения о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № 132, то принятие указанного постановления Администрации муниципального образования «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не повлекло нарушения прав и свобод Заявителя.
Кроме того, право Администрация муниципального образования на принятия решения об отказе в постановке молодой семьи на учет для получения компенсации, установлено пунктом 11 Положения.
Как следует из мотивировки письменного отзыва Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР, постановка на учет молодой семьи для получения компенсации процентной ставки в соответствии с Положением о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета Удмуртской Республики, утверждённого постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение), осуществляется администрацией муниципального образования по месту жительства члена молодой семьи либо администрацией муниципального образования, на территории которого зарегистрирована организация (индивидуальный предприниматель), в которой (у которого) осуществляет трудовую деятельность один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи, а также на территории которого один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Положением, одним из условий для предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки за счет средств бюджета Удмуртской Республики является неиспользование ранее членами молодой семьи права на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счёт бюджетных средств. Несоответствие этому условию является основанием для отказа в постановке молодой семьи на учет для получения компенсации.
В рассматриваемом Завьяловским районным судом деле речь идет о социальных правах, приобретаемых на основании нормативных правовых актов, входящих в систему государственной поддержки граждан (семей), направленную на улучшение жилищных условий.
В целях оценки права на получение компенсации процентной ставки за счет средств бюджета Удмуртской Республики, администрация муниципального образования осуществила проверку на соответствие молодой семьи условиям, установленным Положением, и правомерно отказала в постановке на учёт. Основанием для отказа послужило получение в 2007 году ФИО7 (супругой заявителя) жилого помещения с использованием социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года».
Суд, изучив материалы дела, выслушав мнения участвующих в деле лиц, пришел к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства УР утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета УР.
Указанным Положением установлен перечень категорий граждан, имеющих право на получение за счет средств бюджета УР компенсации процентной ставки, в которые включены граждане, являющиеся по основному месту работы работниками организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, бюджета УР и бюджетов МО, образованных на территории УР.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о постановке ее на учет для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту для приобретения двухкомнатной квартиры.
К заявлению ФИО1 были приложены документы по перечню в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 132.
В соответствии с п. 5 Положения компенсация предоставляется молодой семье при наличии следующих условий:
1) семья относится к одной из категорий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящего Положения;
2) один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи имеет денежные обязательства перед организацией-кредитором по кредитному договору (договору займа);
3) молодая семья состоит в администрации муниципального образования на учете для получения компенсации в соответствии с настоящим Положением;
4) один из супругов (одинокий родитель) молодой семьи зарегистрирован по месту жительства на территории Удмуртской Республики;
5) супруги (одинокий родитель) молодой семьи ранее не использовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Факт того, что все необходимые документы для постановки ФИО1 на учет для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту для приобретения двухкомнатной квартиры были представлены Администрацией МО «<адрес>» не оспаривается, подтверждается копиями представленных документов, имеющихся в материалах дела, в том числе заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года, распиской в получении документов для предоставления муниципальной услуги, копиями паспортов заявителей, свидетельства о заключении брака, выписки из домовой книги, техническим паспортом, справками супругов Т-вых с мест работы, уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ на супругов ФИО1, ФИО10 (ФИО11) И,Н.
Также Администрацией МО «<адрес>» не оспаривается факт того, что семья Т-вых соответствует требованиям п. 5 Положения за исключением п.п. 5 п. 5.
В целом позиция Администрации МО «<адрес>» при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года, поддержанная представителем в судебном заседании, основана на том, что в нарушение п.п. 5 п. 5 Положения супруг заявителя ФИО7 ранее в 2007 года использовала право на улучшение жилищных условий с использованием мер социальной поддержки за счет бюджетных средств. Указанный факт подтверждается Постановлением главы администрации муниципального образования «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ № 2678, в соответствии с которым ФИО8 (мать заявительницы) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявлением о включении ФИО8 в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, а также документами приложенными по перечню к указанному заявлению.
Указанный факт, по мнению Администрации МО «<адрес>», препятствует постановке семьи Т-вых на учет для получения компенсации, ввиду несоответствия требованиям п.п. 5 п. 5 Положения.
Аналогичная позиция выражена в отзыве Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Однако суд находит такое применение п.п. 5 п. 5 Положения и принятие на основании такого толкования Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ ошибочным и основанным на неверном толковании закона.
Требованием п.п. 5 п. 5 Положения является тот факт, что супруги (одинокий родитель) молодой семьи ранее не использовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств.
При этом п.п. 2 п. 2 Положения предусматривает, что члены молодой семьи это супруги (одинокий родитель) и их (его) дети, в том числе усыновленные.
Закон в смысле, указанном в Положении, не содержит расширительного толкования понятия «супруги». По смыслу Положения имеются в виду супруги данной конкретной семьи и реализованное или не реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств именно в рамках данной семьи.
В Положении также не имеется ссылок на то, что указанное в п.п. 5 п. 5 ограничение связано не только с молодой семьей заявителей, в данном случае Т-вых, но и с правоотношениями в которые вступали граждане до создания молодой семьи и заключения брака.
Суд полагает ошибочным довод Администрации МО «<адрес>» о том, что супруг заявителя ФИО5 ранее использовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств.
Как следует из свидетельства о заключении брака № I-НИ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на 2007 год ФИО5, не находилась в статусе супруга ФИО1 и не могла в этом статусе реализовать свое право на улучшение жилищных условий
Как правомерно указывает в своем отзыве Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР, принятие Правительством Удмуртской Республики постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета Удмуртской Республики» представляет собой дополнительную меру социальной поддержки и социальной помощи гражданам, осуществляемую в рамках полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации статьей 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ, и которая направлена, главным образом, на увеличение количества молодых семей, что противоречит позиции, занимаемой заинтересованными лицами по настоящему делу, - Администрации МО «<адрес>» и Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Суд также находит заслуживающим внимания довод заявителя ФИО1 о том, что такое толкование закона Администрацией МО «<адрес>» нарушает его права, предусмотренных ст. 40 Конституции РФ, так как они ранее не использовали право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств и, по мнению заинтересованных лиц, должен быть его лишен по независящим от него причинам.
Ввиду указанных обстоятельств Постановление Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене.
Так как факт использования ФИО12 в 2007 году права на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки за счет бюджетных средств явился, как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается Администрацией МО «<адрес>», явился единственным основанием к отказу в постановке ФИО1 на учет в составе молодой семьи для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту, суд считает также необходимым возложить на Администрацию МО «<адрес>» обязанность поставить его в составе молодой семьи на учет для получения компенсации в соответствии с Положением.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым ФИО1 было отказано в постановке на учет для получения ставки по жилищному кредиту в соответствии с Положением о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета УР, утвержденным Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № 132.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «<адрес>» обязанность поставить ФИО1 в составе молодой семьи на учет для получения компенсации процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с Положением о порядке предоставления молодым семьям компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей (наличии детей) за счет средств бюджета УР, утвержденным Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ № 132
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Стяжкин М.С.