ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-490/2013 от 12.08.2013 Архангельского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с.Архангельское 12 августа 2013 года

Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Шариповой Л. Ф.,

при участии истца ФИО1, адвоката Татлыбаевой М.Х., действующей на основании ордера от 1.08.2013 года,

с участием представителя ответчика Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Муниципального района Архангельский район РБ о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании недействительным акта обследования жилого помещения, признании права истца на улучшение жилищных условий, обязании ответчика включить истца в льготный список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с указанным иском. Требование мотивировано тем, что ФИО1, являющаяся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, в 2012 году обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам обследования жилищных условий истца заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии Администрации Муниципального района Архангельский район РБ, жилье истца было признано пригодным для проживания. Не согласившись, истец обратилась к эксперту-оценщику, эксперт пришел к заключению о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания, установлен износ <данные изъяты> состояние дома оценено как плохое. Истец вновь обратилась к Администрации Муниципального района Архангельский район РБ с заявлением о включении ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к заявлению заключение эксперта. После чего истец была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ею было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась в суд и просила признать недействительным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признать недействительным акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признать право истца на улучшение жилищных условий, обязать ответчика включить истца в льготный список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец в судебном заседании иск поддержала, пояснив, что ее дом находится в состоянии непригодном для проживания, поэтому, она имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, пояснила, что после постановки ее на учет в 2012 году, какие-либо документы в администрацию района в 2013 году не сдавала, обращалась устно только в органы соцзащиты. Адвокат Татлыбаева М. Х. также поддержала иск, полагала, что истица должна быть включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан ФИО2 иск не признал, суду пояснил, что истец ФИО1 в 2012 году уже была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ей было направлено письменное уведомление. В уведомлении разъяснялось, что необходимо ежегодно с 1 февраля по 1 апреля текущего года предоставлять сведения, подтверждающие статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, данный порядок предусмотрен Решением Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан. Однако, в нарушение указанного порядка, сведения подтверждающие нуждаемость в 2013 году ФИО1 не были предоставлены, в связи с чем, истец была исключена из списка очереди вдов участников Великой Отечественной войны. Полагая исключение из льготной очереди законным, представитель ответчика также пояснил, что у истца имеется право вновь обратиться с заявлением в общем порядке.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В силу ч.ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 6 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что ФИО1 является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением, предъявитель которого имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих, свидетельством о заключении брака, свидетельством о смерти.

Как следует из Акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии Администрации Муниципального района Архангельский район РБ, жилье истца по адресу: <адрес> признано пригодным для проживания.

Между тем, согласно Заключению № от ДД.ММ.ГГГГ эксперта- оценщика было принято заключение о признании непригодным для постоянного проживания дома по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в связи с тем, что величина физического износа превышает нормативный и составил <данные изъяты> (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий Постановлением администрации муниципального района Архангельский район РБ №а от ДД.ММ.ГГГГ. Об этом ФИО1 было направлено письмо-уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Согласно данному письму, Решением жилищной комиссии истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список. В письме также указывалось, что в соответствии с п. 3.13 Решения Совета муниципального района Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 необходимо ежегодно с 1 февраля по 1 апреля текущего года предоставлять сведения, подтверждающие статус нуждающегося в улучшении жилищных условий для проведения перерегистрации.

Данное правило соответствует п. 3.13 Порядка работы жилищной комиссии администрации муниципального района Архангельский район РБ, утвержденного Решением Совета муниципального района Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из пояснений истца, ответчика следует, что в указанные сроки и позже, сведения, подтверждающие статус нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом в администрацию не представлялись.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из списков вдов участников Великой Отечественной войны в связи с тем, что не подтверждена нуждаемость, а также, что дом признан пригодным для проживания.

В части признания дома пригодным для проживания выводы жилищной комиссии нельзя признать обоснованными, с учетом Заключения эксперта-оценщика № от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, в части выводов о том, что не подтверждена нуждаемость, следует согласиться с доводами ответчика, так как порядок, установленный Решением Совета муниципального района для лиц, включенных в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, был истцом нарушен, не смотря на письменное уведомление.

Суд приходит к выводу, что истец, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживая в неблагоустроенном жилом помещении непригодном для постоянного проживания, нуждается и вправе рассчитывать на повышенную социальную защиту, поэтому имеет право на улучшение жилищных условий. Однако, учитывая, что ответчик Администрация Муниципального района Архангельский район РБ ДД.ММ.ГГГГ уже включал истца в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, признав, таким образом, данное право, вновь признание данного права не требуется.

Кроме того, поскольку администрации муниципального района включила истца в списки ДД.ММ.ГГГГ - после акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, фактически самостоятельно отменив их действие, то по этой же причине повторно признавать их недействительными не требуется.

Вместе с тем, истец не представила в 2013 году необходимые документы для подтверждения нуждаемости в жилом помещении, нарушив порядок, установленный Решением Совета муниципального района Архангельский район РБ, поэтому, исключение ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий произведено ответчиком правомерно. Поэтому нельзя признать обоснованным требование об обязании ответчика в судебном порядке включить истца в льготный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как существует внесудебный порядок.

Наряду с этим, суд отмечает, что у истца сохраняется право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в общем порядке с приложением подтверждающих документов.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Муниципального района Архангельский район РБ о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, признании недействительным акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, признании права истца на улучшение жилищных условий, обязании ответчика включить истца в льготный список нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Соколова И. Л.