ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-490/2014 от 03.02.2014 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)


Дело № 2-490/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации  03 февраля 2014 года город Барнаул 


Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Масликовой И.Б.,

при секретаре Цатиевой Ф.А.,

с участием процессуального истца прокурора Калагиной Т.С.,

представителя ответчика Беляковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Потапову А.В. о возложении обязанности не осуществлять коммерческие перевозки пассажиров на воздушных судах до получения лицензии на перевозку, возложении обязанности не выполнять полеты на воздушных судах в отсутствие судовых документов,

УСТАНОВИЛ: 

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Потапову А.В., в котором просит обязать ответчика не осуществлять коммерческие перевозки пассажиров на воздушных судах до устранения нарушений закона - до получения лицензии на перевозку пассажиров воздушным транспортом; обязать ответчика не выполнять полеты на воздушных судах в отсутствие судовых документов: свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, разрешения на бортовые радиостанции, страховых полисов ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами и перед пассажирами воздушного судна, атак же жизни и здоровья членов экипажа.

В обоснование иска истец указал на то, что Барнаульской транспортной прокуратурой с выездом на посадочную площадку "***", расположенную в <адрес>, проведена проверка исполнения воздушного законодательства пилотом ПотаповымА.В.

В рамках проверки установлено, что Потапов А.В. является собственником посадочной площадки «***», расположенной в <адрес>, указанная площадка имеет аэронавигационный паспорт, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ.

На момент проверки на указанной посадочной площадке находились следующие воздушные судна: ***

В результате проверки установлено, что воздушное судно «*** (***) принадлежит на праве собственности физическому лицу – ФИО1, а воздушные судна *** принадлежат Потапову А.В. на праве собственности. 

Потапов А.В. имеет свидетельство пилота №***, срок действия которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ, которое дает право выполнять полеты на ВС: самолете однодвигательном ***, самолете однодвигательном ЕЭВС массой не более *** кг., самолете однодвигательном сухопутном «***», самолете однодвигательном сухопутном «***».

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком около *** часов *** минут с посадочной площадки "***" выполнялся коммерческий полет на воздушном судне: *** с двумя пассажирами на борту, заплативших за полет на воздушном судне *** рублей (по *** рублей с каждого пассажира).Лицензии на перевозку пассажиров воздушным транспортом у Потапова А.В. не имелось.



При выполнении полета на воздушном судне *** отсутствовали: свидетельство о государственной регистрации воздушного судна, сертификат летной годности на данное воздушное судно, сертификат эксплуатанта, разрешение на бортовую радиостанцию, страховой полис ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами и перед пассажирами воздушного судна, жизни и здоровья членов экипажа.

В судебном заседании представитель процессуального истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Потапов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель ответчика Потапова А.В. - Белякова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что ответчик не осуществлял коммерческой деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом, а только экскурсионные полеты для развития летного вида спорта.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля допрошен ФИО2, являющийся сотрудником отдела полиции аэропорта города Барнаула, который показал, что ДД.ММ.ГГГГ находился совместно с другими сотрудниками отдела полиции в <адрес>, где осуществлял проверку соблюдения воздушного законодательства. В <адрес> видел объявления об осуществлении полетов, наблюдал, как осуществлялись полеты и посадка людей на воздушное судно. Свидетель с коллегами осуществил полет, оплатив *** рублей и расписавшись в ведомости. Талоны на осуществление полета не выдавались, осуществлялась экскурсионно-ознакомительная прогулка, которая длилась около *** минут. Осуществлялись ли какие-то другие полеты, свидетелю не известно. Денежные средства за полет свидетелю и его коллегам были возвращены.

Представители третьих лиц: Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО ФСНСТ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили письменные отзывы на иск, в которых просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

В силу ст.21 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. 

Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. 

Согласно ч.1 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Потаповым А.В. *** часов *** минут с посадочной площадки "***" выполнялся полет на воздушном судне *** c двумя пассажирами на борту, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении в отношении Потапова А.В. по ч. 6 ст.11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснениями процессуального истца и не отрицалось ответчиком и его представителем.

Согласно ч.1 ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В соответствии с ч.1,2 ст.105 Воздушного кодекса Российской Федерации к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа   исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. 

Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 2011 года № 29-П указал, что согласно п.2 ст. 21 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

В силу ст.789 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п.1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров воздушными судами коммерческой гражданской авиации, поскольку по своему характеру она должна осуществляться по обращению любого лица, признается перевозкой транспортом общего пользования, а договор воздушной перевозки как перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, заключая который авиакомпания-перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Как разновидность публичных договоров, введенных в правовое регулирование в качестве одного из способов ограничения в конституционно значимых целях свободы договора, договор воздушной перевозки пассажиров (учитывая массовый характер перевозок воздушным транспортом) предполагает стандартность его условий для всех потребителей данной транспортной услуги, то есть влечет для перевозчика определенные изъятия из общих принципов заключения договоров.

Как следует из п.2,3 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к договору воздушной перевозки, цена услуг, а также иные условия такого публичного договора устанавливаются одинаковыми (в пределах выбранного тарифа) для всех потребителей этих услуг, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей; отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается; при необоснованном уклонении организации-перевозчика от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В силу п.2 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Учитывая изложенное, обязательными условиями признания тех или иных услуг деятельностью по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров являются перевозка транспортом общего пользования, публичный характер договорных отношений, оказание услуги на определенных стандартных условиях, в том числе за плату, определенную на основании тарифов. При этом факт заключения договора коммерческой воздушной перевозки должен быть подтвержден соответствующим перевозочным документом. Только при наличии указанных признаков, деятельность авиапредприятия может быть отнесена к коммерческой авиации.

По смыслу указанных норм права, суд приходит к следующим выводам: авиации общего назначения согласно статье 21 Воздушного Кодекса Российской Федерации запрещено заниматься коммерческими воздушными перевозками и авиационными работами. Коммерческая воздушная перевозка – это услуга по доставке пассажиров или грузов в пункт назначения, производимая за плату. Под ознакомительными полётами понимается иная услуга – услугой является непосредственно сам полёт, точки вылета и посадки могут совпадать. В соответствии с федеральным законом 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат только перевозки воздушным транспортом пассажиров или грузов. Все иные виды полётов не требуют лицензии. Сертификат эксплуатанта требуется в случае эксплуатации самолётов с максимальной взлётной массой *** кг и более, либо вертолётов с максимальной взлётной массой *** кг и более. Сертификат эксплуатанта выполняющего авиационные работы (ФАП-***) необходим для выполнения авиационных работ, исчерпывающий перечень которых дан в ***-й главе ФАП-***. Сертификат эксплуатанта, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки (ФАП-***), требуется при выполнении воздушных перевозок.

Факт того, что ответчиком ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись экскурсионно-ознакомительные и прогулочные полеты подтверждается показаниями истца и его представителя, установлено при рассмотрении настоящего гражданского дела, материалами дела об административном правонарушении. 

Деятельность ответчика по осуществлению полетов в прогулочных и экскурсионных целях свидетельствует об осуществлении деятельности авиации общего назначения и к коммерческой гражданской авиации не относится. 

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что процессуальным истцом не доказана совокупность признаков, свидетельствующих об осуществлении ответчиком коммерческой деятельности, связанной с перевозкой пассажиров на воздушных судах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении искового требования об обязании ответчика не осуществлять коммерческие перевозки пассажиров на воздушных судах до устранения нарушений закона.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ Потапов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей (л.д.***). Из данного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ при выполнении полета Потаповым А.В. на воздушном судне «***» *** в судовой документации воздушного судна отсутствовали: свидетельство о государственной регистрации воздушного судна, сертификат летной годности, разрешение на бортовую радиостанцию, страховой полис ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами и перед пассажирами воздушного судна, страховой полис жизни и здоровья членов экипажа.

Истец, обращаясь с исковыми требованиями просит обязать ответчика не выполнять полеты на воздушных судах в отсутствии судовых документов: свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, разрешения на бортовую радиостанцию, страховых полисов ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами и перед пассажирами воздушного судна, жизни и здоровья членов экипажа.

В силу ч. 1 ст. 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее   на борту соответствующую документацию.

Согласно ч. 1 ст. 67 Воздушного кодекса Российской Федерации каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию:

1) судовые документы:

свидетельство   о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство)   эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 61   настоящего Кодекса;

сертификат   летной годности (удостоверение о годности к полетам);

бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);

разрешение   на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;

2) соответствующие документы на каждого члена экипажа;

3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с п. 2.20 Федеральный авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 года № *** при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, РЛЭ (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, РЛЭ необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21   настоящих Правил; в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

Согласно п. 4 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

С учетом ранее изложенного и исходя из п. 4 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, при осуществлении ответчиком полетов на вышеуказанных воздушных суднах, наличие сертификата эксплуатанта не требовалось.

Ответчиком при рассмотрении гражданского дела представлены в суд документы: свидетельство, согласно которому Потапов А.В. является пилотом-любителем и допускается к полетам на воздушных суднах: самолет однодвигательный сухопутный ***, самолет однодвигательный сухопутный ЕЭВС массой не более *** рублей, самолет однодвигательный сухопутный *** ***, самолет однодвигательный сухопутный *** ***; свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно «*** ***» от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат летной годности, карту данных, свидетельство о государственной регистрации права на воздушное судно «*** ***» идентификационный номер ***, разрешение на бортовые радиостанции, используемые на воздушном судне «*** ***», сертификат летной годности самолета «*** ***», карту данных на него, свидетельство о государственной регистрации права, страховой полси, договор страхования разрешение на бортовые радиостанции, используемые на воздушном судне «*** ***», договор страхования воздушного судна «*** ***» от ДД.ММ.ГГГГ сроком страхования до ДД.ММ.ГГГГ., сертификат летной годности от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, срок действия которых до ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о регистрации гражданского воздушного суда; разрешения на бортовые радиостанции; свидетельства о государственной регистрации прав на воздушные судна, страховые полисы к договорам страхования ответственности авиаперевозчика и договоры страхования гражданской ответственности авиапредприятия от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат летной годности на самолет «******», карту данных на судно, свидетельство о регистрации на воздушнее судно «******», разрешение на бортовые радиостанции используемые на данном воздушном судне, страховой полис и договор страхования, списки находящихся на борту лиц ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами гражданского дела установлено, что отсутствующие на дату совершения правонарушения документы у ответчика имеются, наличие сертификата эксплуатанта не требовалось, ответчик привлечен к административной ответственности за совершенное правонарушение, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем отказывает в их удовлетворении в полном объеме. 

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:   Отказать в удовлетворении исковых требований Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Потапову А.В. о возложении обязанности не осуществлять коммерческие перевозки пассажиров на воздушных судах до получения лицензии на перевозку, возложении обязанности не выполнять полеты на воздушных судах в отсутствие судовых документов.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. 
 *** 
 Судья И.Б.Масликова