ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-490/2022 от 27.05.2022 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

Дело 2-490/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» мая 2022 года с. Кунашак

Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.

при секретаре Шарафутдиновой Р.А.

с участием прокурора Мальсагова И.А.,

истца ФИО1,

представителя ответчика администрации Кунашакского муниципального района ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации Кунашакского района о признании действий Главы Кунашакского муниципального района незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 3 300 000 рублей, материального ущерба в сумме 576 892 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Кунашакского района о признании незаконными действий Главы Администрации Кунашакского муниципального района, выразившееся в не исполнении Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; взыскании с Администрации Кунашакского муниципального района компенсации морального вреда в размере 3 300 000 рублей, материального ущерба в размере 576 892 рублей.

В обоснование иска указал, что истец и его отец ФИО3 были потребителями тепловой энергии и горячей воды от поставщика ресурсоснабжающей организации - АО «Челябэнерго». Пользуются услугами теплоснабжения указанной организации с 2006 года. Все годы оплачивались счета за тепловую энергию без задолженностей. В ДД.ММ.ГГГГ году умер ФИО3, его долю собственности на жилое помещение разделили наследники. Истец является одним из наследников. Истец начал оплачивать коммунальные услуги с 2018 года. При оплате за тепловую энергию в январе 2020 года выяснил, что счета слишком завышены по сравнению с другими населенными пунктами Челябинской области. На его обращение поставщик – АО «Челябоблкоммунэнерго в ответе указал, что Глава Кунашакского муниципального района не проводит конкурс по выбору поставщика тепловой энергии в нарушение Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поставщик – «Челябоблкоммунэнерго» пользуясь своей монополией не выполняет постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики от 29.12.2018 года. Глава Кунашакского района ФИО5 был избран с 2015 года, с указанного времени он обязан был провести конкурс по выбору поставщика тепловой энергии. А поставщик тепловой энергии, пользуясь этим, повышает цену на тепловую энергию. Незаконными действиями Главы района наносится ущерб истцу и семье – отцу до ДД.ММ.ГГГГ года, а истцу с 2018 по 2022 годы. Согласно постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.12.2018 г. стоимость 1 Гкл – 1297 руб 79 коп для потребителей без прибора учета. При площади квартиры 45,9 кв.м он должен платить в октябре 1918,15 рублей, за ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель (отопительный сезон) должен был оплатить всего 14 999 рублей 66 коп. За период с января 2019 г. по декабрь 2019 года им оплачено 38 011 руб 63 коп. Таким образом, им переплачено 23 012 рублей. За период с 2015 по 2022 годы за 7 лет он излишне переплатил 161 084 рубля. С учетом применения ключевой ставки Центробанка 20 % за 7 лет причинен материальный ущерб с процентами 576 892 рубля. Нанесен моральный вред в связи с унижением чести и достоинства его отца – ветерана войны и ВОВ ФИО3 в размере 3 000 000 рублей. Самому истцу нанесен моральный вред, который оценен в 300 000 рублей, как обманутому потребителю тепловой энергии. Он как наследник представляет интересы и отца.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика администрации Кунашакского района ФИО2 с иском ФИО1 не согласен, указал, что АО «Челябоблкоммунэнерго» является субъектом естественных монополий и проводить конкурс в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. не надо. Оплата тепловой энергии осуществляется на основании установленных Министерством тарифного регулирования Челябинской области цен (тарифов). Фактов переплаты по результатам рассмотрения жалоб ФИО1 в различные инстанции не установлено. Права истца не нарушены, в т.ч. действиями Главы района.

Привлеченный судом в качестве соответчика АО «Челябоблкоммунэнерго» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель 3-го лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск ФИО1 необоснованным, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проживает совместно с матерью ФИО11, г.р. по адресу , общая площадь квартиры 45,9 кв.м. Истец ФИО1 согласно выданного свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником в 1/52 доли указанной квартиры.

Указанный многоквартирный дом не оснащен прибором учета тепловой энергии, в связи с чем начисление платы за отопление жителям данного МКД, в т.ч. ФИО1 осуществляется исходя из норматива потребления коммунального ресурса. Поставщиком тепловой энергии является АО «Челябоблкоммунэнерго».

Согласно реестра субъектов естественных монополий – в реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе находится АО «Челябоблкоммунэнерго» на основании приказа о включении № 15/1 от 3.04.1998 г.

Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу ст.4 указанного Федерального закона, им регулируется деятельность субъектов естественных монополий в том числе сферах услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно ч.3 ст. 5 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» указанным Министерством устанавливаются тарифы в регулируемых сферах.

Согласно ч.1.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (в том числе утверждение схем теплоснабжения поселений), на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Кунашакского муниципального района, решения Собрания депутатов Кунашакского муниципального района от 17 августа 2021 года № 90, утверждена актуализированная схема теплоснабжения Кунашакского сельского поселения на 2022-2030 гг. Кунашакского муниципального района, опубликованная на сайте Администрации Кунашакского муниципального района. Согласно информации в томе 1 раздела 2 Схемы теплоснабжения Котельные и сети СЦТ «мкр. № 1» и СЦТ «мкр. № 2» находятся в собственности АО «Челябоблкоммунэнерго и эксплуатируются собственником.

Тарифы на тепловую энергию рассматриваются и утверждаются в соответствии с федеральным законодательством: Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. № 760-э.

Пунктом 3 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации. При рассмотрении тарифов учитываются экономически обоснованные затраты на производство и передачу тепловой энергии, в том числе: нормативные потери тепловой энергии, удельные нормы расхода ресурсов и материалов, необходимых для выработки тепловой энергии; размер заработной платы основных производственных и цеховых рабочих с учетом Отраслевого тарифного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства; другие затраты, обязательные для осуществления технологического процесса производства и передачи тепловой энергии, включаемые в себестоимость.

В соответствии с п. 52 Основ ценообразования и Методическими указаниями ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется корректировка долгосрочных тарифов с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Таким образом, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ежегодно корректирует установленные тарифы в соответствии с требованиями Основ ценообразования.

Тарифы на тепловую энергию поставляемую АО «Челябоблкоммунэнерго» населению Кунашакского сельского поселения Кунашакского муниципального района, утверждены в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями. С целью недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги выше установленного индекса в Челябинской области предусмотрено установление льготных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для населения в соответствии с Законом Челябинской области от 27.06.2013 г. № 503-ЗО.

Так, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установлены льготные тарифы, в т.ч. в отношении тарифа АО «Челябоблкоммунэнерго» на тепловую энергию поставляемую населению Кунашакского сельского поселения: за период с 1.01.2019 г. по 30.06.2019 г. – 2 323, 76 руб/Гкал (постановление МТРиЭ от 29.12.2018 № 90/13); за период с 1.07.2019 по 31.12.2019 – 2 364,95 руб /Гкал (постановление МТРиЭ от 27.06.2019 № 51/3); за период с 1.01.2020 по 30.06.2020 г. - 2 364,95 руб/Гкал (постановление МТРиЭ от 27.12.2019 № 103/44); за период с 1.07.2020 по 30.09.2020 – 2 455,32 руб/Гкал (постановление МТРиЭ от 27.2019 № 103/44); за период с 1.10.2020 по 31.12.2020 – 2 432,19 руб/Гкал (постановление МТРиЭ от 1.10.2020 № 44/4); за период с 1.01.2021 по 30.06.2021 г. - 2 432,19 руб /Гкал (постановление МТРиЭ от 28.12.2020 № 68/33); за период с 1.07.2021 г. по 31.12.2021 – 2 517,04 руб /Гкал (постановление МТРиЭ от 28.12.2020 № 68/33); за период с 1.01.2022 по 30.06.2022 г. – 2 510,41 руб /Гкал (постановление МТРиЭ от 29.12.2021 № 84/1); за период с 1.07.2022 по 31.12.2022 г. – 2 596,4 руб /Гкал (постановление МТРиЭ от 29.12.2021 г. № 84/1).

Таким образом установлено, что нарушений со стороны Администрации Кунашакского района, в т.ч. Главы Кунашакского района не имеется, поставка тепловой энергии истцу осуществляется субъектом естественных монополий - АО «Челябоблкоммунэнерго» в условиях естественной монополии (в отсутствие конкуренции), плата за поставляемую энергию начисляется истцу (также как и населению Кунашакского сельского поселения) на основании регулируемых Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области цен (тарифов) в соответствии с нормативно-правовыми актами, доказательств завышения цен указанной коммунальной услуги для населения Кунашакского сельского поселения, в т.ч. для истца, не имеется. В соответствии с вышеизложенным права истца не нарушены, и потому в требованиях истца о признании незаконными действий Главы Кунашакского района, компенсации материального ущерба, морального вреда причиненного истцу необходимо отказать в полном объеме.

Кроме этого суд считает необходимым отметить, что право требовать компенсацию морального вреда связано с личностью потерпевшего и носит личный характер, поэтому данное право не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194,197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконными действий Главы Кунашакского муниципального района, выразившееся в не исполнении Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; взыскании с Администрации Кунашакского муниципального района компенсации морального вреда в размере 3 300 000 рублей, материального ущерба в размере 576 892 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Кунашакский районный суд.

Председательствующий Ю.Ш.Карипова