ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491 от 30.11.2011 Котласского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Котласский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Котласский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 491/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

30 ноября 2011 года. г.Котлас

Котласский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Котовой Е.В.,

при секретаре Кочкиной Е.Л.,

с участием старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котласе 30 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Котласского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 7 раздела 2 в части слов «полного» и «контактного телефона»; п.12 раздела 3 в части слов «при условии предоставления всех необходимых документов»; раздел 2 п.7 в части, не предусматривающей перечень сведений и документов, истребуемых администрацией в органах власти, в случае, если документы не предоставлены заявителем, административного регламента администрации МО «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, утвержденного постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Свое заявление прокурор обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» № утвержден Административный регламент администрации МО «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района» (далее - Регламент). Пунктом 7 раздела второго данного Регламента установлена обязанность заявителей в письменном обращении в администрацию МО «Котласский муниципальный район» указывать контактный телефон и полный почтовый адрес. Данная обязанность противоречить статье 7 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», где указание контактного телефона и полного почтового адреса не предусмотрено. По мнению прокурора глава муниципального образования осуществил нормативное правовое регулирование по вопросу, отнесенному к ведению Российской Федерации, урегулировав указанные правоотношения вопреки Федеральному закону от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с превышением полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации. В разделе 2, пункте 9 Регламента установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (выдачи разрешения). Вместе с тем, в разделе 3, пункте 12 Регламента предусмотрена выдача разрешения, при условии предоставления всех необходимых документов, то есть установлено дополнительное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Таким образом, по мнению прокурора, данной нормой Регламента расширен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установлено дополнительное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которое является неопределенным, допускающим неоднозначное толкование, создает условия для злоупотребления со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. В Регламенте не разъяснено, что входит в понятие «при условии предоставления всех необходимых документов». Согласно требованиям п.2 ч.1 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе. В целях реализации данной нормы закона, Регламентом установлена обязанность истребования администрацией МО «Котласский муниципальный район» документов и сведений в органах власти, в случае, если документы не представлены заявителем ( раздел 2 п. 7 Регламента). Однако, Регламентом установлен отказ в предоставлении муниципальной услуги в случае не предоставления заявителем полного пакета документов, согласно установленному перечню ( раздел 2 п.9 Регламента), несмотря на право, а не обязанность заявителя представить документы и информацию, находящуюся в органах власти, и вне зависимости исполнения своих обязанностей администрации МО «Котласский муниципальный район» по истребованию указанных документов в целях оказании муниципальной услуги, чем нарушены основные принципы предоставления муниципальных услуг с соблюдением установленных законом требований. Кроме этого, по мнению прокурора, норма Регламента, предусматривающая обязанность истребования администрацией МО «Котласский муниципальный район» документов и сведений в органах власти в случае, если документы не представлены заявителем, без установления конкретного перечня запрашиваемых сведений и документов, является неопределенной, допускающей неоднозначное толкование, поскольку непонятно, какие конкретно документы и сведения администрация обязана истребовать при реализации муниципальной услуги, а также позволяет исполнителю муниципальной услуги по своему усмотрению применить указанную норму, в том числе не исполнять её ввиду неопределенности, что не согласуется с требованиями ясности и недвусмысленности правового регулирования.

В ходе судебного заседания старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А. заявленные прокурором требования не поддержала. Пояснила, что в связи с тем, что в настоящее время в данный Регламент администрацией внесены изменения, то он не противоречит действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Котласский муниципальный район» Громов В.В., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания заявленные прокурором требования не признал, пояснил, что в настоящее время администрацией вынесено постановление о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Об утверждении Административного регламента администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района». Он считает, что в настоящее время обжалуемый прокурором Регламент полностью соответствует действующему законодательству. Просит в иске прокурору отказать.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, прокурора, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявление прокурора о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 7 раздела 2 в части слов «полного» и «контактного телефона»; п.12 раздела 3 в части слов «при условии предоставления всех необходимых документов» в части признания раздела 2 п.7 в части, не предусматривающей перечень сведений и документов истребуемых администрацией в органах власти, в случае, если документы не предоставлены заявителем, административного регламента администрации МО «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, утвержденного постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, а также прокурор в пределах своей компетенции, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

К действиям (решениям) учреждений или должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), которыми созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступление в силу определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со статьей 7 частью 4 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года « Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации».

В ходе судебного заседания установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» «Об утверждении Административного регламента администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района» утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района». Согласно части 2 данного Постановления, настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете «Двинская правда». (л.д. 6).

Данное постановление администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» носит нормативно-правовой характер, является обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. Также суд считает, что данный нормативный-правовой акт затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Данное постановление и Регламент опубликованы в официальном вестнике МО «Котласский муниципальный район» газеты «Двинская правда» ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящий Регламент определяет порядок предоставления муниципальной услуги - выдаче разрешений на строительство и выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района.

Данную муниципальную услугу предоставляет администрация МО «Котласский муниципальный район».

В разделе 2 «Требования к порядку предоставления муниципальной услуги» пункте 7 данного Регламента указано, что письменный запрос заинтересованного лица о предоставлении информации о порядке предоставления муниципальной услуги должен содержать следующие сведения:

наименование органа муниципальной власти, в который обращаются граждане и юридические лица;

наименование юридического, физического лица, желающего получить информацию, с указанием полного почтового адреса, контактного телефона;

просьбу о предоставлении информации и содержание вопросов, по которым юридическим, физическим лицам необходима информация.

В данном пункте Регламента указывается перечень документов и требования к данным документам, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

В случае, если документы не представлены заявителем, администрация МО «Котласский муниципальный район» запрашивает такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.

После внесения изменений в вышеуказанные пункты Регламента в пункте 7 раздела 2 Регламента указано, что письменный запрос заинтересованного лица о предоставлении информации о порядке предоставления муниципальной услуги должен содержать следующие сведения:

наименование органа муниципальной власти, в который обращаются граждане и юридические лица;

наименование юридического, физического лица, желающего получить информацию, с указанием почтового адреса.

просьбу о предоставлении информации и содержание вопросов, по которым юридическим, физическим лицам необходима информация.

В данном пункте Регламента указывается перечень документов и требования к данным документам, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

В пункте 9 данного раздела Регламента указан перечень для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

в выдаче заявителям разрешения на строительство, продлении срока действия разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, отказывается, если:

заявителем не предоставлен полный пакет документов согласно установленному перечню;

представленные документы по форме, составу и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

поступление заявления на продление срока действия разрешения на строительство менее, чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения на строительство или строительство, реконструкция объекта капитального строительства до указанного срока не начаты.

В пункте 12 раздела «Административные процедуры» данного Регламента указано, что выдача разрешений осуществляется в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления, при условии предоставления всех необходимых документов.

Согласно статье 40 Устава муниципального образования «Котласский муниципальный район», принятого решением Собрания депутатов МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, глава муниципального образования является главой администрации, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Архангельской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов, издает постановления и распоряжения администрации. В форме постановлений администрации глава муниципального образования принимает акты по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия, подписания, либо с даты, установленной в самом акте. Муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты муниципального района публикуются в газете «Двинская правда».

Исходя из изложенного, суд считает, что оспариваемое прокурором постановление администрации было вынесено главой администрации в рамках его полномочий. Процедура принятия оспариваемого нормативного-правового акта не нарушена.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» внесла изменения в обжалуемое прокурором постановление и Регламент, а именно указала, что обжалуемое прокурором постановление вступает в силу с момента его опубликования в газете «Двинская правда», то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Из статьи 6 пункта 7 абз. 3 Административного регламента исключены слова «полного», «контактный телефон». Из статьи 7 Административного регламента исключен абзац «В случае, если документы не представлены заявителем, администрация муниципального образования «Котласский муниципальный район» запрашивает такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления».

В силу статьи 7 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Таким образом, с учетом внесенных изменений в обжалуемое прокурором Постановление, пункт 7 раздела 2 обжалуемого Регламента соответствует статье 7 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Суд считает, что указанное в пункте 9 раздела 2 Регламента основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги - в выдаче заявителям разрешения на строительство, продлении срока действия разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района отказывается, если заявителем не предоставлен полный пакет документов согласно установленному перечню, является идентичным основанию для отказа, указанному в пункте 12 раздела «Административные процедуры» данного Регламента «выдача разрешений осуществляется в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления, при условии предоставления всех необходимых документов». Следовательно, в пункте 12 раздела «Административные процедуры» иного основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, продлении срока действия разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, не заложено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемый прокурором административный регламент администрации МО «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, с учетом внесенных в него изменений, соответствует вышеуказанному законодательству, следовательно, заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявление Котласскому межрайонному прокурору о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 раздела 2 в части слов «полного» и «контактного телефона»; п.12 раздела 3 в части слов «при условии предоставления всех необходимых документов»; раздела 2 п.7 в части, не предусматривающей перечень сведений и документов, истребуемых администрацией в органах власти в случае, если документы не предоставлены заявителем, административного регламента администрации МО «Котласский муниципальный район» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства местного значения, строительство которых планируется осуществить на территории двух и более поселений в границах муниципального района, утвержденного постановлением администрации МО «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ №, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Котова