ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4912/16 от 24.10.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-4912/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2016 года суд Центрального района города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сапрыкиной И.А.,

при секретаре Ивановой Я.А.,

с участием: истца ФИО2, представителя истца по доверенности ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО1 к Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что является собственником 2/3 доли в праве собственности на жилой <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Монолитстрой Воронеж» было выдано разрешение на строительство жилого дома поз. 1 со встроенными помещениями в жилом квартале по <адрес><адрес>. Земельный участок, на котором в последующем было начато строительство, был предоставлен ЗАО «Монолитстрой Воронеж» в аренду.

При строительстве жилого дома по указанному адресу ЗАО «Монолитстрой Воронеж» не соблюдались нормы строительства, в результате чего, произошло разрушение дома истца, он покрылся трещинами, начала отходить фасадная стена.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в пользу истца с ЗАО «Монолитстрой Воронеж» в пользу ФИО2 был взыскан ущерб в размере 1 620 460 руб. 55 коп. К моменту принятия судом указанного решения ЗАО «Монолитстрой Воронеж» было признано банкротом, по результатам конкурсного производства от реализации имущества должника в конкурсную массу поступили денежные средства в сумме 140 960 руб.

Считая, что нарушения строительных норм и правил ЗАО «Монолитстрой Воронеж» было допущено, в том числе и в связи с бездействием ответчиков администрации городского круга <адрес> и Инспекции государственного строительного надзора <адрес>, истица просит обязать администрацию городского круга <адрес> и Инспекцию государственного строительного надзора <адрес>, возместить материальный ущерб в размере 1620460,55 руб., а так же возместить компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Определением Центрального суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с отказом истца ФИО2 от требований к администрации городского округа <адрес>, производство в данной части по делу прекращено.

Истец ФИО2, представитель истца по доверенности ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержали, по основаниям изложенным в иске, просят возложить на Инспекцию государственного строительного надзора <адрес> обязанность по возмещению материального ущерба в размере 1620460,55 руб., а так же возместить компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Представитель ответчика Инспекции государственного строительного надзора <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, причина неявки суду не известна.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

согласно ст. ст. 16, 1069 ГК РФ вред (убытки), причиненный (причиненные) гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу требований ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодекса или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казни Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казнь муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены протерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Исходя из указанных положений закона и их толкования, ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспаривались, что является собственником 2/3 доли в праве собственности на жилой <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Монолитстрой Воронеж» было выдано разрешение на строительство жилого дома поз. 1 со встроенными помещениями в жилом квартале по <адрес><адрес>. Земельный участок, на котором в последующем было начато строительство, был предоставлен ЗАО «Монолитстрой Воронеж» в аренду.

При строительстве жилого дома по указанному адресу ЗАО «Монолитстрой Воронеж» не соблюдались нормы строительства, в результате чего, произошло разрушение дома истца, он покрылся трещинами, начала отходить фасадная стена.

Указанные обстоятельства установлены, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ., которым в пользу с ЗАО «Монолитстрой Воронеж» в пользу ФИО2 был взыскан ущерб в размере 1 620 460 руб. 55 коп. К моменту принятия судом указанного решения ЗАО «Монолитстрой Воронеж» было признано банкротом, по результатам конкурсного производства от реализации имущества должника в конкурсную массу поступили денежные средства в сумме 140 960 руб. Материальный ущерб истице так и не был возмещен.

Обращаясь в суд с данными требованиями, истец указала, что к субсидиарной ответственности должна быть привлечена инспекция государственного строительного надзора Воронежской области, поскольку, несмотря на неоднократные обращения в государственные органы по поводу нарушений ЗАО «Монолитстрой Воронеж» действующих строительных норм и правил, государственные органы бездействовали, в связи, с чем ответчиком должен быть возмещен ущерб.

Однако, суд считает, что данный довод не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с ч. ч. 1 - 4 ст. 54 ГрК РФ, в редакции действующей на момент правоотношений) государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Порядок осуществления государственного строительного надзора утвержден в соответствии с ч. 8 ст. 54 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Воронежской области от 18.05.2009г. № 414 утверждено Положение об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, согласно которому, инспекция государственного строительного надзора Воронежской области осуществляет контрольные и надзорные функции, в том числе региональный государственный строительный надзор.

Согласно п. 8 указанного Положения о государственном строительном надзоре в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 54 от 01.02.2006г., государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В п. 9 Положения указано, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования; б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п. 10)

Исходя из выше приведенных норм действующего законодательства, проверки, осуществляемые в рамках государственного строительного надзора могут назначаться и проводится компетентным органом государственного строительного надзора не ранее даты получения им извещения о начале работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.

Однако, в материалах дела отсутствуют доказательств того обстоятельства, что застройщик – ЗАО «Монолитстрой Воронеж» извещало орган государственного строительного надзора о начале строительства объекта капитального строительства в жилом квартале по <адрес>

Кроме того, судом установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспаривались, что на момент обращения истца с заявлениями к ответчику на нарушение ЗАО «Монолитстрой Воронеж», действующих строительных норм и правил, при производстве строительства, строительство объекта капитального строительства в жилом квартале по <адрес>, было приостановлено.

В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Указанное положение закона предусматривает также, что принятое судом решение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. В силу ст. 56 ГПКРФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обращаясь в суд с данными требованиями, к инспекции государственного строительного надзора Воронежской области, указал, что ущерб истцу в указанном размере был причинен бездействием ответчика при осуществлении строительного надзора. И при наличии широкого спектра полномочий, ответчик не предпринимал к ЗАО «Монолистрой Воронеж» мер административного воздействия за нарушения строительных норм и правил.

Однако, суд не может принять данный довод как основание для удовлетворения заявленных требований, поскольку как было указано выше на ответчика, действующим законодательством возложен определенный круг полномочий при осуществлении государственного строительного надзора, а кроме того, в установленном законом порядке действия либо бездействия ответчика незаконными признаны не были.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 о возмещении Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области, материального ущерба и компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО2 ФИО1 в удовлетворении требований к Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.А. Сапрыкина

Решение в окончательной форме принято 31.10.2016 года.