Дело 2- 4914(2014)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Коромысловой А.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Анферовой Л.И., представителя ответчика ФИО1, по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц к ООО «Риф» о возложении обязанности заключить охранное обязательство на объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах субъекта Российской Федерации «Пермский край» и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Риф» о возложении обязанности заключить охранное обязательство на объект культурного наследия, указав, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми в июне 2014 года проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении собственников объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» данное здание включено в реестр памятников архитектуры регионального значения. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 08.04.2014г. собственником части помещений в указанном здании является ООО «Риф». Как показала проверка, в нарушение положений законодательства ответчиком охранное обязательство не оформлено, заявление от собственника о выдаче охранного обязательства в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступало.
В ходе совместной проверки было установлено, что общее состояние объекта удовлетворительное. Однако, цоколи и стены местами имеют трещины штукатурного слоя, загрязнение окрасочного слоя. На фасаде объекта незаконно произведена установка надписей, обозначений, указателей, рекламы, афиш, не относящихся к информационным надписям и обозначениям, без получения разрешения Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Кроме того, в нарушение норм законодательства на объекте отсутствует надпись и обозначение, содержащее информацию об объекте культурного наследия. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей собственниками объекта, в том числе ООО «Риф», по его содержанию и сохранению. Отсутствие охранного обязательства влечет невозможность проверки собственников на предмет исполнения условий, определенных в охранном обязательстве, со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Неполучение собственниками охранных обязательств и непринятие мер по его исполнению в дальнейшем может повлечь разрушение и утрату объекта культурного наследия, чем причинит невосполнимый урон региональному фонду культурного наследия. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В России гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Просит обязать ООО «Риф» в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика требования не признал, пояснив, что ООО «Риф» является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края с заявлением о заключении охранного обязательства на объект культурного наследия, однако, на сегодняшний день обязательство не заключено. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что объект недвижимости – «Кинотеатр «Горн», расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с распоряжением губернатора от 05.12.2000г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» является памятником истории Пермского края регионального значения. ООО «Риф» на сегодняшний день не имеет заключенного охранного обязательства. На основании изложенного, считают, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
На основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Риф» является собственником нежилого помещения, площадью 184,3 кв.м, номера на поэтажном плане 1-5, 17-19, нежилого помещения, площадью 303,1 кв.м, номера на поэтажном плане 1-33, нежилого помещения, площадью 280 кв.м, номера на поэтажном плане 3-11, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.09.2014г.
На основании распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» здание, расположенное по адресу: <адрес>, включено в реестр памятников архитектуры регионального значения и в соответствии с приведенными выше нормами закона подлежит охране.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия – в отношении и объектов культурного наследия регионального значения.
Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.
Пунктом 71 указанной Инструкции предусмотрено, что недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Памятники предоставляются в пользование вместе с их территориями.
Из п. 78 Инструкции следует, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Согласно акту от 16.06.2014г. в ходе проведенной Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проверки выявлено, что общее состояние объекта удовлетворительное, цоколи и стены кирпичные, частично оштукатуренные, окрашенные, местами трещины штукатурного слоя, загрязнение окрасочного слоя. На фасаде объекта произведена установка надписей, обозначений, указателей, рекламы, афиш, не относящихся к информационным надписям и обозначениям, без получения разрешения Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия, собственниками не установлены. Охранное обязательство собственником ООО «Риф» не оформлено, заявление от собственника о выдаче охранного обязательства в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края не поступало (л.д. 6).
Возражая по заявленным требованиям, представитель ответчика пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Риф» обратилось в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края с заявлением об оформлении охранного обязательства.
В свою очередь, по мнению суда, указанный довод не имеет правового значения при рассмотрении дела, поскольку, как следует из письменного отзыва Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края на сегодняшний день с ООО «Риф» охранное обязательство не заключено.
Вместе с тем, в установленном порядке спорное здание включено в реестр памятников архитектуры. Распоряжение Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р является действующим, его содержание никем не оспорено, не изменено и не отменено.
Поскольку ответчик является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>, являющемся объектом культурного наследия, на него следует возложить обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить.
Обязать ООО «Риф» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке заключить охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Горн», расположенного по адресу: <адрес>, с Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья: подпись. Копия верна. Судья –
Секретарь-
Решение не вступило в законную силу.