ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4916/2022 от 26.05.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-4916/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» мая 2022 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кетовой Л.С.,

при секретаре Игнатовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского г.о. Московской области, Администрации Одинцовского г.о. Московской области об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчикам, с учетом уточненных исковых требований, просила: признать незаконными решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 24.12.2021 № и решение об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, принятых Администрацией Одинцовского г.о. Московской области; обязать Администрацию Одинцовского г.о. Московской области оказать собственнику земельного участка с К ФИО2 государственную услугу «установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков» - надлежащим образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно: установить вид разрешенного использования земельного участка с К – «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)»; взыскать с Администрации Одинцовского г.о. Московской области в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 1 700,00 руб., в счет компенсации морального вреда 1 000 000,00 руб.

В обоснование уточненных исковых требований Митрофана А.С. указала, что она является собственником земельного участка с К, по адресу: АДРЕС с 07.04.2017г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.03.2017г. С 01.01.2019г. вид разрешенного использования «для дачного строительства» был изъят законодательством из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, такие понятия как «дачный участок», «дачное строительство», «дачное хозяйство» - исключаются. В связи с тем, что законодателем вид разрешенного использования «для дачного строительства» был исключен из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, 14.12.2021г. ФИО2 обратилась за предоставлением государственной услуги по Московской области – установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков. Администрацией Одинцовского г.о. Московской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 24.12.2021г. № , мотивируя свой отказ тем, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка по содержанию не соответствует текущему, а именно: согласно действующему классификатору видов разрешенного использования, содержание испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка. Не согласившись с принятым Администрацией Одинцовского г.о. Московской области решением об отказе в предоставлении государственной услуги по Московской области - установление соответствующего вида разрешенного использования земельных участков, ФИО2 28.12.2021г. повторно обратилась за предоставлением государственной услуги по Московской области - установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков. На повторное обращение ФИО2 Администрацией Одинцовского г.о. Московской области принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свой отказ тем, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка по содержанию не соответствует текущему, а именно: согласно действующему классификатору видов разрешенного использования, содержание испрашиваемого вид разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка. В результате действий (бездействий) ответчика истцу причинен вред ее здоровью.

Истец ФИО2 и ее представитель в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали.

Ответчики: представитель КУМИ Администрации Одинцовского г.о. Московской области и Администрации Одинцовского г.о. Московской области в судебное заседание явился, против удовлетворения уточненных исковых требований возражал.

Третье лицо: ДПК «Радио-1» в судебное заседание явился, против удовлетворения уточненных исковых требований возражал.

Третьи лица: представители Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Одинцовского района Московской области в судебное заседание не явились, судом принимались меры к их надлежащему извещению.

Прокурор в судебное заседание явилась, полагала, что требования в части взыскания компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, к извещению которого судом принимались надлежащие меры.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением ТУ по г.п. Голицыно Одинцовского муниципального района Московской области от 30.06.2005г. земельные участки № общей площадью 9,9029га, указанные в п. 1 настоящего постановления, предоставлены гражданам в собственность за плату, для дачного строительства в районе АДРЕСАДРЕС, в том числе ФИО1, участок , площадью 0,123 га, К.

28.03.2017г. между ФИО1 (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, расположенного на землях поселений, предоставленный для дачного строительства (л.д. 18-21).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок К, площадью 1230 кв.м., по адресу: АДРЕС, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для дачного строительства» (л.д. 22-24).

На основании заявления ФИО2 подготовлен градостроительный план земельного участка, согласно которому земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства.

24.12.2021г. решением Администрации Одинцовского г.о. Московской области № ФИО2 отказано в предоставлении государственной услуги: «установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», в связи с тем, что согласно действующему Классификатору видов разрешенного использования содержание испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 67-68).

14.01.2022г. решением Администрации Одинцовского г.о. Московской области № ФИО2 повторно отказано в предоставлении государственной услуги: «установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков», в связи с тем, что согласно действующему Классификатору видов разрешенного использования содержание испрашиваемого вида разрешенного использования не соответствует содержанию текущего вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 69-70).

В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утверждены виды разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 12,13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, т.е. зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 указанной статьи).

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

При изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой разрешенный вид использования правообладатель направляет заявление о намерении изменить вид разрешенного использования в администрацию городского округа. Орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в порядке, установленном нормативным правовым актом главы администрации городского округа предоставляет градостроительное заключение о возможности или невозможности реализации намерений заявителя с учетом соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд исходит из того, что несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим отказом прав либо свобод истца не установлено, оснований для принятия администрацией Одинцовского г.о. Московской области решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, не имелось.

При этом, суд учитывает что спорный земельный участок ранее был предоставлен на основании постановления Администрации для дачного строительства, согласно сведениям ЕГРН в отношении спорного земельного участка установлена категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для дачного строительства».

При этом, согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Также суд принимает во внимание, что по коду 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, на земельных участках с видом разрешенного использования "ведение садоводства" разрешено осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), хозяйственных построек и гаражей.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб., судом также установлено не было. Доказательств, подтверждающих, что в результате действий (бездействия) ответчиков истцу причинены нравственные (физические) страдания суду представлено не было.

В силу положений ст. 98, ст. 100 ГПК РФ в связи с отказом истцу в иске оснований для взыскания расходов по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., расходов по оплате юридических услуг в размере 20 000,00 руб., расходов по оформлению доверенности от 19.11.2021г. в размере 1 700 руб. также не имеется.

Руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского г.о. АДРЕС, Администрации Одинцовского г.о. Московской области о признании незаконными решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ и решения об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ, принятых Администрацией Одинцовского г.о. Московской области, обязании Администрацию Одинцовского г.о. Московской области оказать собственнику земельного участка с К ФИО2 государственную услугу «установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков» - надлежащим образом, а именно: установить вид разрешенного использования земельного участка с К, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), взыскании с Администрации Одинцовского г.о. Московской области в пользу ФИО2 расходов по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., расходов по оплате юридических услуг в размере 20 000,00 руб., расходов по оформлению доверенности от 19.11.2021г. в размере 1 700 руб., в счет компенсации морального вреда 1 000 000 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.С. Кетова