РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова P.P., при секретаре Цыбыковой А.И.,
с участием лиц, участвующих в деле: представителя истца Есенова Ю.В., представителей ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4917/2019 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» о запрете деятельности до устранения нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц с иском к ПАО «Иркутскэнерго» о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта.
В основание иска (с учетом изменения исковых требований в соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор указал, что в ходе проверки прокуратурой установлен факт проведения работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала гидротехнического сооружения золошлакоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ «Иркутскэнерго», являющегося объектом размещения отходов, предназначенных для складирования и хранения золошлаковых отходов V класса опасности, получаемых от сжигания углей (приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 17.11.2015 <Номер обезличен> золошлакоотвал включен в реестр размещения отходов за номером <Номер обезличен>).
Гидротехническое сооружение относится к III классу по уровню последствий возможных гидродинамических аварий. Имеет разрешение на эксплуатацию от 12.09.2018 <Номер обезличен>, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
В состав гидротехнических сооружений Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ, согласно декларации безопасности, утвержденной Енисейским управлением Ростехнадзора, входят сооружения системы внешнего гидрозолоудаления и технического водоснабжения.
В состав сооружений системы внешнего гидрозолоудаления входят золошлакоотвал, насосная станция осветленной воды, золошлакопроводы, водовод осветленной воды.
В 2016 году в целях проведения мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаления на гидротехническом сооружении проведены работы по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала.
Данные работы проведены на основании технической документации «Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», разработанной в объеме технических условий на создание насосной станции фильтрационных вод, включая принципиальные схемы и поузловые эскизные проработки (насосные трубопроводы, дренажные системы), и утвержденной заключением технического совета филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» <Номер обезличен> от 22.11.2016, согласно которому из водоотводной канавы вода подается в резервуар насосной станции, а из резервуара в действующий трубопровод осветленной воды.
На основании акта <Номер обезличен> формы КС-14 от 23.11.2016 приемочная комиссия приняла законченный строительством объект «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», в пункте 2 которого указано, что строительство производилось в соответствии с разрешением на строительство, выданным на основании плана капитальных вложений на 2016 год. Проектно-сметную документацию на строительство разработал Шелеховский участок Ново-Иркутской ТЭЦ, техническим отделом которого выданы исходные данные для проектирования. Проектно-сметная документация утверждена директором Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго».
12.03.2019 Енисейским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка ПАО «Иркутскэнерго» на гидротехническом сооружении - золоотвале Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго», расположенном в г. Шелехов, долина реки Олха, по результатам проверки установлено, что на дамбе золоотвала проведены работы по объекту «Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала» по рабочей документации. При этом строительство объекта проведено в отсутствие утвержденной проектной документации, а также разрешения на строительство объекта.
В соответствии с договором строительного подряда <Номер обезличен>-ШУ-2016 от 09.09.2016, заключенным между ПАО «Иркутскэнерго» и ФИО13», предметом которого является установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала, в объем работ по установке насосной станции включены работы по монтажу, укладке трубопроводов.
Согласно техническому паспорту золоотвал состоит из грунтовой площадки, ограждающей дамбы из насыпного грунта, стального трубопровода надземной и подземной прокладки, железобетонного водосборного колодца, наблюдательных скважин, в связи он является объектом недвижимого имущества исходя из его параметров.
Здание насосной станции осветленной воды также состоит, помимо прочего, из трубопроводов, что подтверждается техническим паспортом.
Насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала является объектом капитального строительства ввиду наличия фундамента – подземной части, а также жесткой связи между надземной и подземной частями насосной станции посредством сварочного соединения; состоит помимо прочего из трубопроводов, которые заложены под землей, что также свидетельствует о ее неразрывной связи с землей.
В целом конструкция насосной станции не позволяет переместить ее или демонтировать с последующей сборкой без ущерба их назначению и без изменения основных характеристик.
Данные выводы подтверждаются ведомостью объемов строительно-монтажных работ, предусматривающей прокладку и присоединение канализационных трубопроводов к существующим в грунте, актом о приемке выполненных работ от 10.10.2016, свидетельствующем о выполнении работ по засыпке котлованов, прокладке трубопроводов отопления и газоснабжения, бурении ям, монтаже стоек металлических, обетонировании стоек, рабочей документацией, содержащей сведения о сварке подземной части (железобетонных колец) с надземной, информацией Енисейского управления Ростехнадзора.
Согласно информации Енисейского управления Ростехнадзора от 10.07.2019 в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений») объект «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» является гидротехническим сооружением, который расположен на другом гидротехническом сооружении – «Внешняя система гидрозолоудаления».
Согласно акту проверки Енисейского управления Ростехнадзора насосная станция расположена на низовом откосе дамбы золоотвала, на которой также расположен трубопровод «В1 d125» от данной насосной, который технологически и конструктивно связан с золоотвалом. Данные объекты (насосная и трубопровод) являются «надстройкой, перестройкой, расширением объекта капитального строительства – гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления» (элементов золоотвала), так как постоянное расположение любого сооружения на дамбе повлечет изменение параметров (высоты, площади, объема и так далее) и может изменить состав нагрузок, воздействующих на гидротехническое сооружение.
Включение насосной станции в технологический процесс эксплуатации золоотвала делает ее неотъемлемой частью всего состава гидротехнического сооружения, а вывод насосной станции из работы влечет изменение уровня опасности гидротехнического сооружении золоотвала.
Факт осуществления реконструкции гидротехнического сооружения путем установки насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала подтверждается и данными, содержащимися в пункте 9.5 декларации безопасности гидротехнических сооружений Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», утвержденной 25.06.2018 Енисейским управлением Ростехнадзора, в связи с чем 12.03.2019 Енисейским управлением Ростехнадзора по результатам проверки ПАО «Иркутскэнерго» выдано предписание об устранении в срок до 01.08.2019 выявленных нарушений законодательства, в число которых входит и обеспечение проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ».
Кроме того приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу <Номер обезличен> от 17.02.2012 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту 2008-2009 годов «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ» (срок действия разрешения до 15.02.2014), которым предусмотрена реконструкция золошлокоотвала путем установки земснаряда, оборудования дополнительных пьезометрических скважин, пылеподавления пляжей, пригрузки низового откоса, строительства насосной станции возврата дренажных вод. Насосная станция предназначена для возврата дренажных вод, профильтровавшихся из золошлакоотвала, в цикл гидрозолоудаления. Возврат дренажной воды предусмотрен во всасывающий коллектор насосной станции осветленной воды.
Согласно заключению технического совета филиала Ново-Иркутская ТЭЦ от 22.11.2016 <Номер обезличен>, составленному по результатам рассмотрения рабочей документации по объекту «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», из водоотводной канавы вода подается в резервуар насосной станции, а из резервуара – в действующий трубопровод осветленной воды.
Предусмотренная проектом «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ» насосная станция возврата дренажных вод представляет собой отдельно стоящее кирпичное здание, которое состоит из надземной и подземной частей с размерами в осях 4х4м с установкой камеры регулирования сброса воды в реку Олху.
Вместе с тем насосная станция, проектируемая для целей оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаления, а именно для возврата дренажных вод, профильтровавшихся из золошлакоотвала в цикл гидрозолоудаления, не построена и не введена в эксплуатацию.
При этом разработана документация насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала, имеющая то же целевое назначение, что подтверждается описанием насосной станции на стр.39-44 Пояснительной записки (<Номер обезличен>, на стр. .... Оценки воздействия на окружающую среду (том ....) <Номер обезличен>, заключением технического совета от 22.11.2016 <Номер обезличен>, информацией Енисейского управления Ростехнадзора от 05.11.2019.
Фактически после установки второй насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала ответчиком осуществляется эксплуатация гидротехнического сооружения с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно заключению технического совета от 22.11.2016 <Номер обезличен>, самой рабочей документации, работы по установке насосной станции проводились в целях проведения мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаления на гидротехническом сооружении, что свидетельствует о внедрении новых технологий.
Запуск новой насосной станции возврата является еще одним циклом оборота воды и фактически, уменьшая объем сточных вод, увеличивает в них концентрацию загрязняющих веществ. Установка дополнительной насосной станции является реконструкцией, изменением технологического процесса гидротехнического сооружения, требует оценки воздействия на окружающую среду, выполнения мероприятий по охране окружающей среды, растительного и животного мира, водных биоресурсов, расчёта ущерба, причиняемого изменением технологического процесса.
Город Шелехов расположен в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 <Номер обезличен> Шелеховский участок Ново-Иркутской ТЭЦ осуществляет свою деятельность в границах водосборной территории реки Олха, являющейся притоком реки высшего рыбохозяйственного значения Иркут, которая, в свою очередь, является притоком реки Ангара.
Прокурор полагает, что в соответствии с требованиями статей 2, 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Федеральный закон «Об охране озера Байкал»), статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), статей 1, 3, 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон «Об экологической экспертизе»), статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», статей 48.1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) перед началом работ по реконструкции действующего гидротехнического сооружения путем возведения нового объекта «насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», должна была быть проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации.
Согласно информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области документация «Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ» для прохождения государственной экологической экспертизы не поступала.
Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию данного объекта, введение в эксплуатацию объекта, реализация объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, без предварительной оценки влияния на поверхностный водный объект, по мнению прокурора, с учетом положений статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), может причинить вред жизни и здоровью неопределённого круга лиц, проживающих в пределах водосборной площади рек Ангара, Олха, Иркут и использующих водные объекты в личных целях, в том числе для хозяйственно-бытовых нужд.
Расчетный размер вероятного вреда в результате возможной аварии на ограждающей дамбе золошлакоотвала составляет в ценах 2018 года 32 400 000 рублей, что нашло свое подтверждение в декларации безопасности гидротехнических сооружений Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ.
В связи с чем прокурор просит суд (с учетом изменения предмета исковых требований в соответствии со статьей 39 ГПК РФ) запретить ПАО «Иркутскэнерго» деятельность по эксплуатации Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта «насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Есенов Ю.В., действующий на основании прав по должности в соответствии со статьями 1, 35, 54 Федерального закона от 17.01.2992 №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», уточненные исковые требования поддержал, повторив доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представители ответчика ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования не признали, просят суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, представив возражения на иск, уточнения к иску.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского управления Ростехнадзора, Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, администрации Шелеховского городского поселения не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещены надлежащим образом в соответствии со статьёй 113 ГПК РФ.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии с частями 3, 5 статьи 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу требований части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе вправе обратиться с заявлением в целях обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что Шелеховский участок является структурным подразделением Ново-Иркутской ТЭЦ - филиала ПАО «Иркутскэнерго», осуществляет свою деятельность в составе филиала.
Как следует из письменных доказательств основным видом деятельности Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» является выработка и отпуск тепловой энергии в виде пара и горячей воды для жилого сектора и промышленной зоны г. Шелехова, выработка и отпуск электрической энергии в энергосистему.
Предприятие имеет гидротехническое сооружение золошлакоотвал, основное назначение сооружения - энергетика, назначение золошлакоотвала – складирование и хранение золошлаковых отходов, получаемых от сжигания углей.
Золошлакоотвал располагается в долине р. Олхи в .... км на восток от железнодорожной станции Известковая, на расстоянии .... км от ТЭЦ. Центральную и юго-восточную часть площадки золошлакоотвала занимает излучина р. Олхи. В геоморфологическом отношении площадка золошлакоотвала располагается на левобережной пойме р. Олхи. Ближайшими населенными пунктами являются с. Олха и г. Шелехов. Река Олха является притоком р. Иркут и берет начало с северных склонов юго-западной оконечности Приморского хребта, расположенного вдоль северного берега Байкала, впадает в реку Иркут на 16 км от его устья, то есть в границах Ангаро-Байкальского бассейна.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р «О границах Байкальской природной территории» Иркутская область, в частности р. Олха и г. Шелехов расположены в границах экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, в связи с чем на ПАО «Иркутскэнерго» налагаются требования и ограничения, установленные законом для предприятий, осуществляющих деятельность на Байкальской природной территории.
На Шелеховском участке филиала Ново-Иркутской ТЭЦ осуществляется эксплуатация гидротехнического сооружения – золошлакоотвала, которое состоит из трех объектов капитального строительства: дамбы золоотвала, здания насосной станции осветленной воды и золошлакопроводов и трубопроводов осветленной воды. Гидротехнические сооружения зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано за ПАО «Иркутскэнерго».
В ходе проверки, проведенной органами прокуратуры, установлено нарушение требований природоохранного законодательства в деятельности Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В судебном заседании установлено, что приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 17.02.2012 <Номер обезличен> утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго», подготовленное экспертной комиссией на основании приказа от 17.01.2012 <Номер обезличен>, устанавливающее соответствие проектной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Срок действия заключения до 01.03.2014.
Данным рабочим проектом предусмотрены проектные решения при реконструкции золошлакоотвала: реконструкция золошлакоотвала будет осуществляться этапами с выделением двух пусковых комплексов, в том числе, во второй пусковой комплекс входят работы по строительству насосной станции возврата дренажных вод. При этом проектируемая насосная станция предназначена для возврата дренажных вод, профильтровавшихся из золошлакоотвала, в цикл ГЗУ, представляет собой отдельно стоящее здание, состоящее из надземной и подземной частей; уровень ответственности дренажной насосной станции – II согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия». Согласно оценке воздействия на окружающую среду «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка Нов-Иркутской ТЭЦ» в период реконструкции и проведения строительных работ возможны загрязнение атмосферного воздуха, перемещения земляных масс, образование бытовых и производственных отходов, изъятие водных ресурсов необходимых для удовлетворения хоз-бытовых нужд; при эксплуатации золоотвала после реализации намечаемых технических решений дополнительных видов воздействия на окружающую среду оказано не будет, возможно увеличение уровня воздействия в случае отсутствия мер по их предотвращению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что строительство насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ является реализацией объекта гидротехнического сооружения, которое осуществлено ответчиком с отступлениями от проектной документации – рабочего проекта «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ» в соответствии с рабочей документацией, которая подготовлена с учетом технической документации и техническими решениями, разработанными ООО «БайкалИнжиниринг».
В рамках выполнения плана мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения, сокращению сбросов с золоотвала в 2016 году на Шелеховском участке Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго» реализовано мероприятие: «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ».
22.11.2016 техническим советом филиала Ново-Иркутская ТЭЦ рассмотрена рабочая документация объекта «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала», составлено заключение <Номер обезличен>.
В рамках выполнения мероприятия проведены следующие работы: по существующему профилю образовавшегося прудка водоотводной канавы фильтрационных вод золошлакоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ выбрана наиболее углубленная точка прудка. В данном месте установлены железобетонные кольца, образующие приемную емкость. Для сбора фильтрационной воды заведены 2 ПВХ трубы диаметром Ду200 для обеспечения необходимого сечения и самотечного расхода воды. Проведена герметизация приемной емкости. Для устойчивости емкости выполнено обвалование песчано-гравийной смесью. Для обеспечения сохранности и проведения работ с насосным оборудованием над емкостью смонтировано техническое помещение, изготовленное из легкопрофильного металла с устройством теплоизоляции; внутри емкости смонтированы два дренажных насоса, оборудованные частотными приводами с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват фильтрационной воды; с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват иной воды; для питания и управления насосами смонтирована воздушная кабельная связь; трубопровод напора насосов перехвата выполнен из ПВХ трубы с подводом к существующему трубопроводу осветленной воды для насосов осветленной воды. Трубопровод проложен с греющим кабелем для исключения разморозки в зимний период.
Проведение данных работ (начало работ - август 2016 года, окончание работ – октябрь 2016 года, стоимость – 1 819,60 тысяч рублей), подтверждается договором строительного подряда <Номер обезличен> от 09.09.2016, заключенным с ....», актами приемки выполненных работ от 28.09.2016, от 10.10.2016, актом приемки законченного строительством объекта <Номер обезличен> от 23.11.2016.
Анализ локальных ресурсных сметных расчетов, ведомости объемов работ показывает, что подрядчиком ООО «ШелеховЭнергоремонт» были осуществлены строительно-монтажные работы, в том числе разработка грунта, засыпка котлована, устройство основания под колодец, устройство колодцев, укладка трубопроводов, бурение ям.
В судебном заседании установлено, что проект «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления» и техническая документация «Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» имеют одинаковое назначение, направленное на перехват дренажных вод из золошлакоотвала.
Проектом реконструкции предусмотрены следующие виды работ:
- установка земснаряда «Миасс-400/40»;
- пригруз низового откоса;
- смещение дренажной канавы;
- монтаж системы пылеподавления намытых пляжей;
- строительство насосной станции возврата фильтрационных вод золошлакоотвала.
Ответчиком не выполнена часть работ, предусмотренных проектом реконструкции (то есть осуществлено не полное выполнение данного проекта или замена на другие технические решения), а именно:
- монтаж системы пылеподавления намытых пляжей, поскольку установленный в 2009 земснярад «Миасс-400/40» обеспечивает пылеподавление оперативного перемещения золошлаковой пульпы на сухие пляжи;
- строительство насосной станции возврата фильтрационных вод золошлакоотвала, из-за сложности объекта строительства, находящегося в водоохраной зоне р. Олха, значительной стоимости объекта.
Как усматривается из пункта 9.5 Декларации безопасности гидротехнических сооружений Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ, утвержденной Енисейским управлением Ростехнадзора 25.06.2018, в 2008 году специалистами ....» разработан рабочий проект «реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления», в соответствии с которым выполнено:
1. Приобретение и установка земснаряда «Миасс-440/40» для наращивания пляжей по внутренней части дамбы золоотвала и обеспечения свободной емкости в районе шахтного колодца (2009-2010 годы). Выполнено усиление низового откоса дамбы призмой из песчано-гравийной смеси в пикетах ПК-7 – ПК-11 и перенос дренажной канавы (2010-2012 годы).
2. Реконструкция кабельной линии ГЗУ (2012 год).
3. Реконструкция трассы золошлакопроводов и трубопровода осветленной воды (2010-2012 годы), а именно выполнены работы по оптимизации водопотребления и водоотведения ГЗУ. Установка насосной станции на сбросе сточных вод (2016 год), стоимость работ 1 920 000 рублей.
Согласно пункту 10.9 Декларации безопасности гидротехнических сооружений Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ, утвержденной Енисейским управлением Ростехнадзора 25.06.2018, ответчиком была представлена проектная документация на реконструкцию золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления, утвержденная в 2008 году.
Как следует из дополнения от 20.04.2018 к заключению Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 29.03.2018 после утверждения рабочей документации проектная документация по объекту «Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала» для прохождения государственной экологической экспертизы не поступала.
Из ответа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 11.11.2019 <Номер обезличен> следует, что поскольку проектная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе содержала решение по проектированию насосной станции, то реализация данного объекта без строительства вышеуказанной станции повлекло утрату юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 17.02.2012 <Номер обезличен>, срок действия которого был установлен на 2 года (до 01.03.2014). Реализация данного объекта (работы по установке насосной станции проведены в 2016 году) является нарушением части 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и подлежит прохождению государственной экологической экспертизы в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что сведения о внесении изменений в данную проектную документацию, а также об утверждении иной проектной документации, отсутствуют, что не оспаривалось ответчиком, утверждавшим, что основания для разработки новой проектной документации или внесения изменений в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, в данном случае отсутствуют, а разработанная рабочая документация не подлежит государственной экологической экспертизе.
Суд, проверив возражения ответчика, что в данном случае не требуется проведение государственной экологической экспертизы, поскольку для проведения реконструкции (на основании разработанной технической документации) не требуется получение разрешения на строительство, полагает их необоснованными, основанными на ошибочном толковании материального закона.
Согласно статье 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из преамбулы Федерального закона «Об экологической экспертизе» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьями 1, 2, 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
Согласно пунктам 5, 7.1, 8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Как усматривается из заключения экспертов ....» ФИО15ФИО16. <Номер обезличен> от 29.09.2018 проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» является возведением (строительством) объекта капитального строительства пониженного уровня ответственности и сезонного использования, то есть вспомогательного, но не является реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».
Согласно дополнительному заключению экспертов ....ФИО9, ФИО10<Номер обезличен> от 25.11.2018 насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением. Проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления», так как технологическая схема возврата и подачи осветленной воды для нужд ТЭЦ не изменилась, а является возведением объекта некапитального строительства, пониженного уровня ответственности и сезонного использования, то есть вспомогательного.
При этом суд учитывает, что юридически значимыми и подлежащими установлению по делу, наряду с фактом проведения реконструкции объекта капитального строительства, являются также обстоятельства, касающиеся изменения технологического процесса гидротехнического сооружения, при установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвала Шелеховского участка, требующие проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, а также реализации объекта гидротехнического сооружения с отступлениями от документации – рабочего проекта «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления Шелеховского участка» при установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод.
Из заключения эксперта ФИО11 от 20.11.2019 следует, что рабочая документация «Установка насосной станции на сбросе фильтационных вод с золоотвала» не является изменением рабочего проекта «Реконструкция золошлакоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления», а является новым самостоятельным проектом, которым предусмотрено выполнение тех же вспомогательных функций, что и насосной станцией возврата фильтрационных вод по рабочему проекту реконструкции, а именно уменьшение воздействия на окружающую среду – снижение сброса в окружающую среду путем возврата профильтровавшейся из золошлакоотвала воды в цикл гидротехнического сооружения.
Суд, оценивая данное заключение, с учетом статей 55, 59, 60, 67, 71, 79, 80, 85 ГПК РФ, приходит к выводу, что оно не является заключением эксперта, а является письменным доказательством, поскольку ФИО11 не поручалось судом проведение экспертизы по настоящему гражданскому делу, он до проведения исследования не был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что в предмет доказывания по настоящему спору входит, в том числе, установление обстоятельств наличия или отсутствия у ответчика обязанности представить проектную документацию (изменения в нее) для проведения государственной экологической экспертизы в связи с реализацией объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 5 статьи 49 ГрК РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В силу требований пункта 8 части 12 статьи 48 ГрК РФ обязательным разделом проектной документации объектов капитального строительства является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Соответственно, перечень мероприятий по охране окружающей среды как раздел проектной документации при проведении государственной экспертизы также проверяется на предмет соответствия требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с пунктами 4, 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации о 16.02.2008 №87, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным настоящим Положением для объектов капитального строительства.
В целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 6.3 статьи 49 ГрК РФ результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, являются соответствующие заключения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях, в частности охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды. Она является также способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза - это процедура, при проведении которой выявляется соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.
Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей.
Из этого вытекает запрет при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе. Основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 № 1421-О-О).
Анализ вышеуказанных положений законодательства показывает, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня могут быть не только проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, но и объекты, указанные в статье 11 Федерального закона «О экологической экспертизе» и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Суд, учитывая требования статей пунктов 7.1, 8 статьи 11, пункта 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе», части 2 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», представленные доказательства, в том числе декларации безопасности гидротехнических сооружений от 16.08.2013, от 25.06.2018, проектную документацию на реконструкцию золошлакоотвала, рабочую документацию на установку насосной станции, заключение государственной экологической экспертизы, приходит к выводу, что ранее ответчиком было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на реконструкцию золошлакоотвала, фактически реализация данного гидротехнического сооружения была произведена не в полном объеме, то есть с отступлениями от проектной документации на основании рабочей документации, при этом новая проектная документация либо изменения в проектную документацию не вносились, в связи с чем ответчик, с учетом презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, обязан представить проектную документацию (изменения в проектную документацию) для проведения государственной экологической экспертизы, поскольку положительное заключение государственной экологической экспертизы утратило силу в связи с реализацией объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом суд учитывает, что в соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в то время как в данном случае ранее ответчиком было получено положительное заключение государственной экологической экспертизу на проектную документацию «реконструкция золошлакоотвала».
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как разъяснено в пунктах 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Суд, проверив возражения ответчика, с учетом разъяснений, данных в пунктах 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, направленными на защиту интересов общества, соответствуют балансу публичных и частных интересов, не влекут наступление неблагоприятных последствий (с учетом возможности осуществления ответчиком основных видов деятельности без эксплуатации данной насосной станции).
Таким образом суд, учитывая требования статей 12, 1065 ГК РФ, статей 48, 49 ГрК РФ, статей 33, 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 1, 2, 3, 11, 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе», статей 1, 2, 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», статьи 11 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», установив фактические обстоятельства дела, оценивая в соответствии со статьями 12, 55, 59, 60, 67 ГПК РФ представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» о запрете деятельности до устранения нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.
Запретить Публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» деятельность по эксплуатации Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта «насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала» до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения «Внешняя система гидрозолоудаления».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: Латыпов Р.Р.
Мотивированное решение суда составлено 27 ноября 2019 года.