Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2013 года г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С.,
при секретаре судебного заседания Шмаковой О.И.,
с участием представителя заявителя по ордеру адвоката Колосова А.А., представителей заинтересованного лица Администрации города Зарайска по доверенности ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-491/13г. по заявлению ФИО3 о признании незаконным отказа главы города Зарайска в согласовании установки павильона для торговли на выделенном в аренду земельном участке и признании права на установку павильона,
У С Т А Н О В И Л:
В Зарайский городской суд обратился ФИО3 с указанным заявлением, указав, что он обратился в администрацию Зарайского района к главе района ФИО4 с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для размещения торгового павильона.
16.01.2012 года заявителю было выдано постановление от главы Зарайского Муниципального района Московской области, в котором говорилось о том, чтобы ему предоставили из земель населенных пунктов земельный участок, общей площадью ---- кв.м., кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (адрес 1). А также об обязании ФИО3 заключить договор аренды земельного участка с комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района с последующей регистрацией договора арендатором в Зарайском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
06.02.2012 г. ФИО3 заключил договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района сроком на 3 года. Все требования указанные в договоре им соблюдены и исполнены.
01.03.2013 г. заявитель направил письмо о согласовании установки павильона для торговли в администрацию города Зарайска просьбой согласовать установку павильона для торговли по ул. ---- г. --- ---- области.
01.04.2013 года ФИО3 было получено письмо, за подписью главы города Зарайска ФИО5, в котором было указано, что в «настоящее время уточняются градостроительные требования по размещению названного объекта, после чего будет направлен дополнительный ответ».
Впоследствии заявитель получил письмо № 745-исх от 30 апреля 2013 года главы города Зарайска ФИО5, которым, было отказано в согласовании установки торгового павильона на выделенном арендованном участке, в связи с тем, что указанный земельный участок находится за линией застройки ул. ---- г. -----.
Заявитель считает, что данным отказом нарушаются его права, что не дает ему возможности заниматься любой не запрещенной законом деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ заявитель ФИО3 просит:
- признать незаконным отказ Главы города Зарайска от 30.04.2013 г. №745-исх. в согласовании установки павильона для торговли на выделенном в аренду земельном участке по адресу: (адрес 1), вблизи дома №----;
- признать за ФИО3 право на установку торгового павильона по адресу: (адрес 1), близи дома № ---- в границах земельного участка площадью ----- кв.м., с кадастровым номером ----, предоставленного по договору аренды № ---- от 06 февраля 2012 года;
- взыскать с Администрации города Зарайска в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере ---- и расходы по оплате государственной пошлины в размере ---- рублей.
В судебное заседание заявитель ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ФИО3 по ордеру адвокат Колосов А.А. в судебном заседании поддержал требования ФИО3 и пояснил, что нарушение прав заявителя отказом в согласовании в установке торгового павильона заключается в невозможности осуществления торговой деятельностью на арендованном земельном участке. Также пояснил, что поскольку торговый павильон не имеет фундамента, т.е. не является капитальным строением, то правовые основания, указанные в отказе – расположение земельного участка за пределами красных линий, не относятся к данному объекту. В связи с указанным отказ неправомерен, просил требования ФИО3 удовлетворить в полном объеме.
Представители заинтересованного лица Администрации города Зарайска по доверенности ФИО1 и ФИО2 возражали против удовлетворения требований ФИО3, просили в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Как следует из письменного отзыва представителя заинтересованного лица ФИО1: Администрация города Зарайска не согласна с исковыми требованиями истца, и считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
01 марта 2013 года ФИО3 обратился в Администрацию города Зарайска с заявлением, о согласовании установки павильона для торговли на арендованном земельном участке с кадастровым номером ------.
01 апреля 2013 года на письмо ФИО3 вх. №168-О от 01.03.2013 года Администрацией города Зарайска был дан исх. №566, согласно которому заявителю было разъяснено о необходимости уточнения градостроительных требований по размещению павильона для торговли.
Далее, 30 апреля 2013 года по результатам уточнения Администрацией города Зарайска градостроительных требований в части размещения павильона для торговли на территории города Зарайска заявителю ФИО3 был дан ответ об отказе в согласовании установки павильона для торговли на ул. ----, поскольку выделенный участок находится за линией застройки улицы -----.
Данный вывод был сделан на основе плана проектируемых границ земельного участка, отводимого под размещение павильона по торговле мясом и мясопродуктами (производства ООО «-----») по адресу: (адрес 1), вблизи д. ----, представленного ФИО3
В соответствии с территориальными строительными нормами Московской области» Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ТСН 30-303-2000 МО, ТСН ПЗН-99 МО), принятыми и введенными в действие на основании распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 17 декабря 1999г. №339 в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 13 апреля 1998г. №18/11, а также сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010г. №820 линиями регулирования застройки признаются границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка.
Красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
В п. 4.14 территориальных строительных норм Московской области сказано, что для территорий подлежащих застройке, в градостроительной документации о застройке могут устанавливаться линии регулирования застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктур, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
В полосе между линиями застройки улицы размещают инженерные сети, проезжую часть, тротуары.
В данном случае, по ул. ----- красная линия совпадает с линией регулирования застройки.
Если красная линия и линия регулирования застройки не совпадают, то пространство между красной линией и линией застройки используется для защитных зеленых полос, изолирующих территорию транспортных магистралей и тротуаров от зданий.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы (далее - линейные объекты).
Границами городской улицы или дороги являются красные линии, между которыми не могут находиться капитальные здания и их выступающие части. Кроме красных линий устанавливаются линии регулирования застройки, имеющие особенно большое значение при узких улицах.
Линии регулирования застройки могут совпадать с красными линиями улицы или отступать от них вглубь территории микрорайонов.
В силу положений п. 3.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Согласно п.3.5. инструкции указано, что осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
В силу положений п.3.8 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету.
Пунктом 3.9. инструкции предусмотрена административная ответственность за нарушение красных линий в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
В данном случае предоставление земельного участка, границы которого находятся за линией застройки, а также выступают за красную линию, нарушает требования градостроительного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, доводы истца не подкреплены ни одной нормой права, которая бы говорила о том, что отказ в установке торгового павильона не правомерен и нарушает права ФИО3
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса, ст.1 Градостроительного кодекса РФ, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, территориальными строительными нормами Московской области» Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ТСН 30-303-2000 МО, ТСН ПЗН-99 МО), сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011, Администрация города Зарайска просит отказать истцу ФИО3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 дополнительно пояснил в судебном заседании, что данный торговый павильон должен быть подключен к электросетям, должен быть установлен на фундамент, и таким образом является стационарным объектом. Полагает отказ законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица Администрации Зарайского муниципального района по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 21.11.2013 года пояснила, что согласна с требованиями ФИО3, считает отказ в согласовании незаконным.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 21.11.2013 года пояснил, что согласен с требованиями ФИО3, считает отказ в согласовании незаконным, так как земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями законодательства, Администрация г. Зарайска ограничивает права заявителя.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав все представленные по делу доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 обратился в администрацию Зарайского муниципального района с заявлением о предоставление ему в аренду земельного участка для размещения торгового павильона.
В соответствии с Соглашением №214 от 29 декабря 2012 года «О передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Зарайск Зарайского муниципального района» пункт 1.2 – «предметом настоящего Соглашения является:
пункт 1.2.1 - передача поселением Муниципальному району следующих полномочий органов местного самоуправления Поселения по решению вопросов местного значения:
подпункт 4 - по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов; выдача разрешений на право организации розничного рынка» (л.д.67-72).
В соответствии с указанным Соглашением №214 от 29 декабря 2012 года на основании Постановления главы Зарайского Муниципального района Московской области № 21/1 от 16.01.2012 года заявителю был предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок, общей площадью --- кв.м., кадастровый номер ----, расположенный по адресу: (адрес 1)(л.д.18).
На основании постановления главы Зарайского Муниципального района Московской области № 21/1 от 16.01.2012 года был заключен договор аренды земельного участка № ---- от 06.02.2012 г. между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района сроком на 3 года, который был зарегистрирован в Зарайском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 04.04.2012г. (л.д.6-10).
01.03.2013 г. заявитель направил письмо о согласовании установки павильона для торговли в администрацию города Зарайск просьбой согласовать установку павильона для торговли по ул. ---- г. --- --- области вблизи д.---.
Как следует из сообщения главы города Зарайска ФИО5 от 01.04.2013 года «в настоящее время уточняются градостроительные требования по размещению названного объекта, после чего будет направлен дополнительный ответ» (л.д.20).
Согласно сообщению главы города Зарайска ФИО5 № 745-исх от 30 апреля 2013 года ФИО3 отказано в согласовании установки торгового павильона на выделенном в аренду земельном участке по адресу: (адрес 1), в связи с тем, что указанный земельный участок находится за линией застройки ул. ----- (л.д.21).
Согласно п.11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с территориальными строительными нормами Московской области» Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ТСН 30-303-2000 МО, ТСН ПЗН-99 МО), принятыми и введенными в действие на основании распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 17 декабря 1999г. №339 в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 13 апреля 1998г. №18/11, а также сводом правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 42.13330.2011, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010г. №820 линиями регулирования застройки признаются границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений с отступом от красных линий или от границ земельного участка.
Красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Согласно п. 4.14 территориальных строительных норм Московской области для территорий подлежащих застройке, в градостроительной документации о застройке могут устанавливаться линии регулирования застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктур, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
В полосе между линиями застройки улицы размещают инженерные сети, проезжую часть, тротуары.
В данном случае, по ул. ---- красная линия совпадает с линией регулирования застройки, что подтверждается сообщением ГУП МО «НИиПИ градостроительства» (л.д.73).
Если красная линия и линия регулирования застройки не совпадают, то пространство между красной линией и линией застройки используется для защитных зеленых полос, изолирующих территорию транспортных магистралей и тротуаров от зданий.
В силу положений п. 3.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Согласно п.3.5. Инструкции указано, что осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
Как следует из пояснений в судебном заседании специалиста О.С.А., он работает начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации Зарайского муниципального района. Земельный участок был оформлен ФИО3 в аренду под размещение торгового павильона. Данный павильон регистрации в Росреестре не подлежит, так как не является капитальным сооружением, это временное сооружение. Кроме того, в городском поселении Зарайск не имеется генерального плана, и установить где находится линия застройки, не представляется возможным.
Как следует из пояснений в судебном заседании представителя заинтересованного лица ФИО1, торговый павильон является нестационарным объектом и не является объектом капитального строительства. Проект павильона у ФИО3 не запрашивался.
В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
С положениями ст. 12 ГПК РФ взаимосвязаны правовые нормы ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении данного спора обязанность доказывания обоснованности и законности решения органа местного самоуправления возлагается на Администрацию города Зарайска.
Как установлено в судебном заседании торговый павильон, который предполагает установить заявитель ФИО3 на арендованном земельном участке не является капитальным сооружением, что подтверждается пояснениями специалиста О.С.А., объяснениями представителя заинтересованного лица Администрации г. Зарайска ФИО1, объяснениями представителя заинтересованного лица КУИ Администрации Зарайского муниципального района ФИО7, исследованными материалами дела (протокол с/з от 21.11.2013 г. – л.д.61-63, л.д.6-10, 17, 18, 19).
Генеральный план города Зарайска представителями Администрации города Зарайска не представлен, таким образом установить расположение красных линий не представляется возможным.
Таким образом, в письме Главы города Зарайска от 30.04.2013 г. №745-исх. отказ в согласовании установки павильона для торговли на выделенном в аренду земельном участке по адресу: (адрес 1), вблизи дома №----, обоснован положениями, предусмотренными, ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 3.4, 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, а именно нарушение установкой торгового павильона существующих красных линий.
В данном случае не могут быть применены требования Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, территориальных строительных норм Московской области о соблюдении красных линий, так как данные требования распространяются на капитальные здания, строения и сооружения.
При таких обстоятельствах требования заявителя ФИО3 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассматривая вопрос о требованиях истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд отмечает, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая степень разумности, характер и степень участия в деле представителя, объема оказанной им юридической помощи суд считает подлежащими взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере ---- (----) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО3 о признании незаконным отказа главы города Зарайска в согласовании установки павильона для торговли на выделенном в аренду земельном участке и признании права на установку павильона для торговли, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы города Зарайска от 30.04.2013 г. №745-исх. в согласовании установки павильона для торговли на выделенном в аренду земельном участке по адресу: (адрес 1), вблизи дома №---.
Признать за ФИО3 право на установку торгового павильона по адресу: (адрес 1), вблизи дома №---- в границах земельного участка площадью ---- кв.м., с кадастровым номером ----, предоставленного по договору аренды № ---- от 06 февраля 2012 года.
Обязать Администрацию города Зарайска согласовать ФИО3 установку торгового павильона по адресу: (адрес 1), вблизи дома №---- в границах земельного участка площадью ---- кв.м., с кадастровым номером ---, предоставленного по договору аренды №---- от 06 февраля 2012 года, в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с Администрации города Зарайска в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере ---- (-----) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере ---- (----) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2013 года.
Председательствующий В.С. Муштаков