ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491/14 от 17.01.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

 Дело № 2-491/14                                    КОПИЯ

 РЕШЕНИЕ
ИФИО1

 <адрес>                                    ДД.ММ.ГГГГ

     Центральный районный суд <адрес> в составе:

 председательствующего судьи Королевой И.А.,

 при секретаре ФИО4,

 с участием:

 представителя истца ФИО5,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность по договору купли-продажи,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность по договору купли-продажи, мотивируя тем, что ФИО2, принадлежит на праве собственности жилой дом на земельном участке площадью 1524,5 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, переулок Сеченова, <адрес>. Право собственности на жилой дом возникло на основании Договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г., реестровый номер 1698, и на основании Свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ С момента покупки дома она пользовалась земельным участком на правах аренды. После 2001 года, когда был принят Земельный Кодекс РФ, из Администрации города стали приходить письма о том, чтобы собственники домов оформили свои земельные участки надлежащим образом, переоформив свои права либо в собственность, либо в аренду. В 2002 году она заключила с Департаментом муниципальной собственности (далее ДМС) договор аренды земельного участка, предварительно оплатив работы по межеванию и поставив земельный участок в указанных площадях на кадастровый учет. Договор аренды заключен на земельный участок площадью 1524,5 кв.м. Участку присвоен кадастровый номер №. Договор аренды зарегистрирован в УФРС по <адрес>. Срок действия договора аренды - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В договоре аренды в п. 5.4. земельного участка предусмотрена пролонгация «на тех же условиях и на тот же срок» при условии надлежащего исполнения Арендатором своих обязанностей. В 2010 году она получила от Департамента муниципальной собственности уведомление от ДД.ММ.ГГГГ г., о том, что договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.2 ст. 621 ГК РФ «считается возобновленным на тех же условиях и на тот же срок» (т.е. на 5 лет - до 2015 года) и на заявленную площадь - 1524,5 кв.м. для использования под жилой дом, надзорные постройки, сад и огород. Со своей стороны она исправно оплачивает арендные платежи на участок в размерах - 1524,5 кв.м. К заключенному с Департаментом муниципальной собственности договору аренды земельного участка подшит (приложен) передаточный акт, план участка и исполнительная съемка участка, где отражены целевое назначение земель, а именно «земли городской застройки», цель предоставления участка - «под индивидуальный жилой дом», указано, что ограничений в пользовании земельным участком не имеется, обременений правами третьих лиц не имеется». Таким образом, Департамент муниципальной собственности изъявил согласие с конфигурацией, назначением, местоположением и площадью земельного участка, расположенного под жилым домом, принадлежащим ФИО2, не оспаривал право пользования земельным участком в течение многих лет, а значит, своими конклюдентными действиями изъявлял свое согласие на установление правоотношений с Истцом в заданном формате. В 2011 году она решила приобрести используемый земельный участок в собственность. Т.к. оснований для приобретения в собственность бесплатно у нее не нашлось, она решила приобрести участок в собственность за плату. С этой целью в январе 2012 года она обратилась в межевую организацию ООО «Землеустройство - ДВ», заключив договор, с целью определения местоположения границ земельного участка. На этапе согласования с ДМС, я получила отказ в согласовании (подписании схемы местоположения границ), о чем мне сообщила межевая организация ООО «Землеустройство - ДВ». Ответ ДМС, направленный в адрес межевой организации ООО «Землеустройство-ДВ», содержал информацию о том, что «При проверке представленной схемы на соответствие градостроительному и земельному законодательству выявлены следующие замечания: 1.Индивидуальные жилые дома не входят в разрешенные и условно разрешенные виды землепользования для указанной зоны. 2.3емельный участок входит в границы территории, обеспеченной утвержденной документацией по планировке территории, выполненной до введения в действие изменений градостроительного законодательства и требующей корректировки в целях приведения в соответствие с документами градостроительного планирования. 3.Предлагаемый земельный участок преимущественно расположен в границах красных линий. И в соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и п.8 ст. 28 Федерального закона «о приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и приватизации не подлежат». С учетом изложенного, представленная схема местоположения границ земельного участка может быть согласована только для оформления его на праве аренды. Считает данный отказ согласования схемы незаконным т.к. факт нахождения спорного земельного участка в границах проектируемых «красных линий» не приравнивает его к землям общего пользования и не может ограничивать прав на приобретение в собственность земельного участка. Ее участок пока не имеет общественного значения, в течение многих лет он используется только ее семьей, он не проходной, не является площадью, дорогой, сквером и т.п. Участок не изъят из оборота, не зарезервирован, во всяком случае, ей об этом ничего не известно, ведь у нее с ДМС заключен длящийся пролонгируемый договор аренды, и она, как Арендатор участка должна была бы быть извещена об этом Арендодателем с подписанием двустороннего соглашения (п. 5.1. действующего договора Аренды). Она пользуется земельным участком длительное время, ее участок целиком огорожен забором. Земельный участок не входят в перечень исключений, установленный п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Считает также, что имееет право на приобретение участка в собственность и на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса, на основании изложенного, просит суд признать за ней ФИО3 право на приобретение земельного участка, расположенного в <...> <адрес>, кадастровый номер № площадью 1524,5 кв.м. в собственность за плату. Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> заключить со мной договор купли-продажи указанного земельного участка.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по данному делу привлечен Департамент муниципальной собственности администрации <адрес>.

     В судебное заседание представители ответчиков не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

     Из представленного письменного отзыва администрации <адрес> следует, что в статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента муниципальной собственности было сообщено, что земельный участок по пер Сеченова 1, преимущественно расположен в границах красных линий. Проект планировки <адрес> утвержден постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № №. Преимущественная часть земельного участка вошла в границы красных линий для перспективного развития улицы и не подлежит отчуждению как земля общего пользования (улицы, проезды, дороги) в соответствии с п.8 ст.28 ЗФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п.2, п.5 п.п.7 ст.27, п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ. Понятие «красные линии» предусмотрено п. 11 ст. 1 градостроительного кодекса РФ, согласно которому «красные линии» - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Частью 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением установленного федеральным законодательством запрета на приватизацию земельных участков. С 01.07.1998 года на территории Российской Федерации действует «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденная Постановлением Госстроя от 06.04.1998 г. № 18-30. Настоящая инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных и подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения и пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Согласно п. 3.4 данной Инструкции, соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. На основании п. 3.8 указанной Инструкции, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе, в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Также, в письме от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что индивидуальные жилые дома не входят в разрешенные и условно разрешенные виды землепользования для данной зоны. А именно, спорный земельный участок расположен в зоне ЦО-1. В соответствии с Правилами землепользования и застройки размещение индивидуальной жилой застройки в данных зонах не предусмотрено основными, вспомогательными, условно разрешенными видами использования. Таким образом, признание права собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом по <адрес> для использования его под индивидуальный жилой дом, в указанных зонах противоречит действующему законодательству и правовыми актами органов местного самоуправления. Указанное обстоятельство является дополнительным основание для отказа в удовлетворении иска. Истец заявляет требования о возложении обязанности по заключению договора купли-продажи спорного земельного участка. Данные требования противоречит действующему законодательству. В связи с вышеизложенным, просят суд отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

     Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> зарегистрировано за ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Согласно договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> и ФИО2 следует, что ФИО2 фактически использует земельный участок по адресу: г.<адрес> <адрес> общей площадью 1524 кв.метра, для использования под жилой дом, надворные постройки, сад, огород.

 Согласно сообщения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, расположенном по адресу: край Хабаровский, г.<адрес>, № общей площадью 1525 кв.метров, предоставленный в аренду ФИО2 под индивидуальный жилой дом.

 Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и ФИО2, приобретаемый жилой дом по адресу г.<адрес> <адрес>, расположен на земельном участке площадью 1000 кв.метров.

 Как следует из представленных суду материалов дела, спорный участок преимущественно расположен в границах красных линий пер.Сеченова, категория красные линии улицы определена СП 42.13330.201 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Генеральным планом города, утвержденным Решением малого Совета Хабаровского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ года, проектом планировки <адрес>, утвержденным постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № №; постановление от ДД.ММ.ГГГГ № №, и в силу которых спорный земельный участок расположен к зоне центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, попадающих под действие ограничений ЦО подзона 1. Преимущественная часть земельного участка вошла в границы красных линий для перспективного развития улицы и в соответствии с п.8 ст.28 ЗФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п.2, п.5 п.п.7 ст.27, п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ. Понятие «красные линии» предусмотрено п. 11 ст. 1 градостроительного кодекса РФ, согласно которому «красные линии» - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

 Согласно ст.ст.25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

 Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

 Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может быть отказано только в случае, если данный земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. В том случае, если земельный участок лишь включен в Генеральный план, но не зарезервирован, то отказ в приватизации надлежит считать незаконным.

 В соответствии с п. 3.4 «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденная Постановлением Госстроя от 06.04.1998 г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе, в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей. Настоящая инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных и подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения и пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации. Согласно данной Инструкции, соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

 Анализируя вышеуказанные документы, а также требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, так как кроме нахождения спорного земельного участка в границах красных линий, истцом не представлены доказательства точного размера участка, так согласно сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости площадь спорного участка 1525 кв.метров, а согласно договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под жилым домом 1 по пер.Сеченова в <адрес> – 1000 кв.метров. Соответственно истцом не представлено доказательств правомерного использования 525 кв.метров земельного участка.

 На основании вышеизложенного в удовлетворении исковых требований истца ФИО2 следует отказать.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

     В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации <адрес>, Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность по договору купли-продажи - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

 Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

 Председательствующий    (подпись)

 Копия верна: Судья                            Королева И.А.