ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491/18 от 05.07.2018 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-491/2018

г. Зима 05 июля 2018 года

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Брода А.М., при секретаре судебного заседания Маслаковой И.В., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Леонтьева К.Н., главы администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района Тубол С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Зиминского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хазанскогомуниципального образования об обязании организовать предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения путем создания специализированной, службы, либо возложением данных обязанностей на имеющиеся подведомственные учреждения (предприятия),

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Хазанского муниципального образования организовать предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения путем создания специализированной, службы, либо возложением данных обязанностей на имеющиеся подведомственные учреждения (предприятия) в течение 12 месяцев со дня вступления решения по данному гражданскому делу в силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зиминской межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения органами местного самоуправления Хазанского МО реализации полномочий по организации ритуальных услуг. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (ст. 29 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"). Статьей 8 Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление, документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). В силу части 2 ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указанные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе создавать специализированную службу только в форме муниципальных учреждений и предприятий, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных). Правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям органы местного самоуправления не наделены, так как Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляет им право делегировать сторонним организациям полномочия, которые отнесены законом к полномочиям организаций, создаваемых органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 26 Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В целях исполнения Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" издан Указ Президента РФ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставления услуг по погребению умерших», пунктом 1 которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 указанного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг. Пунктом 2 Указа предусмотрена обязанность, в том числе, и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа. В части 3 ст.9 №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" также закреплено, что средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов. Поскольку в соответствии с ч.2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на специализированные службы возлагаются полномочия органа местного самоуправления по организации похоронного дела в части осуществления погребения умершего и оказания услуг по погребению, их передача коммерческой организации являлась бы вмешательством в компетенцию муниципального образования и нарушало права поселения. До настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Хазанского МО не создана. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу п.4 ст.27, п. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Помощник Зиминского межрайонного прокурора Леонтьев К.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Глава администрации Хазанскогомуниципального образования Зиминского района Тубол С.А. требования и.о. Зиминского межрайонного прокурора в судебном заседании признал. Последствия признания иска, предусмотренные п. 3 ст. 172 ГПК РФ ему известны.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 39 ГРК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Принимая во внимание, что глава Хазанскогомуниципального образования Зиминского района Тубол С.А. признал заявленные исковые требования, что подтверждается его письменным заявлением от 05.07.2018, и признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. Зиминского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хазанского муниципального образования Зиминского района об обязании организовать предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения путем создания специализированной, службы, либо возложением данных обязанностей на имеющиеся подведомственные учреждения (предприятия) - удовлетворить.

Обязать администрацию Хазанского муниципального образования организовать предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения путем создания специализированной, службы, либо возложением данных обязанностей на имеющиеся подведомственные учреждения (предприятия) в течение 12 месяцев со дня вступления решения по данному гражданскому делу в силу

Решение может обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья А.М.Брода