ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491/20 от 10.04.2020 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-491/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2020 года г. Иваново

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Ребровой П.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 , к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять квартиру в государственную собственность, прекращении права общей долевой собственности на квартиру, обязании заключать договор найма,

установил:

ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению (далее по тексту ФГКУ) «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об обязании принять квартиру в государственную собственность, прекращении права общей долевой собственности на квартиру, обязании заключать договор найма.

Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ от Ивановской КЭЧ КЭУ Министерства обороны РФ истцом получен ордер от 24.11.2003 на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 44,6 кв.м. В 2007 году за истцом и его несовершеннолетней дочерью зарегистрировано право общей долевой собственности на квартиру на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан № . В настоящее время истец имеет намерение передать, принадлежащую ему и дочери квартиру, ранее полученную в порядке приватизации, в государственную собственность Министерства обороны РФ.В соответствии со ст. 9.1 РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 209, 235, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), истец просит суд возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность принять квартиру по адресу: <адрес>, в государственную собственность Российской Федерации, возложить на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обязанность заключить с ФИО1 и ФИО2 договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, прекратить право общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 на указанную квартиру.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке Гл. 10 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил в суд возражения, суть которых сводится к следующему. В настоящее время в Министерстве обороны РФ отсутствует нормативно урегулированный порядок передачи приватизированных жилых помещений из частной собственности в государственную собственность.ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» являясь некоммерческой организацией, наделено специальной правоспособностью, т.е. может осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены в учредительных документах. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» полномочиями на приятие в федеральную собственность жилого помещения в порядке приватизации не наделено. Согласно п. 5.13 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, функции по приобретению имущества в федеральную собственность возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Представитель ответчика МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 19.03.2020, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил в суд возражения, суть которых сводится к следующему. Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих”, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, изданными в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" также предусматривается право граждан, приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, и обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Таким образом, по смыслу приведенных положений закона, приватизировавшие жилые помещения граждане, имеют право передать принадлежащее им жилое помещение, являющееся их единственным местом проживания и свободное от обязательств третьих лиц, в пользу того государственного органа либо органа местного самоуправления, который предоставлял им данное жилое помещение в порядке приватизации. Из искового заявления следует, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу Ивановской КЭЧ КЭУ Министерства обороны РФ на основании ордера № 88 от 24.11.2003, которое впоследствии истцом приватизировано. Таким образом, при наличии оснований данное жилое помещение должно быть принято в федеральную собственность от истца Министерством обороны Российской Федерации и подведомственными ему организациями. При таких обстоятельствах, МТУ Росимущества полагает, что суду необходимо установить является ли названная квартира для ФИО1 и членов его семьи единственным местом жительства. Просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 19.03.2020, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом в порядке Гл. 10 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, привлеченного к участию в деле протокольным определением от 19.03.2020, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо ФИО3 привлеченная к участию в деле протокольным определением от 19.03.2020, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст.233 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в заочном порядке.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО4 является военнослужащим и в настоящее время проходят службу в Вооруженных силах РФ в должности старшины инженерно- технической роты войсковой части 65379 (л.д.46-50).

Из материалов дела следует, что 24.11.2003 ФИО1, как военнослужащему на семью в составе трех человек: ФИО3 ( жена), ФИО2 ( дочь) был выдан ордер на право занятия жилого помещения – квартиры, площадью 47,93 кв.м., из них жилая – 28,19 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 19).

В дальнейшем указанное жилое помещение было оформлено в собственность истца и его несовершеннолетней дочери ФИО2 на основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21).

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке (л.д.22-23).

В спорной квартире зарегистрированы и проживают все члены семьи истца ФИО1 - жена ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.65).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу требований ст. 9.1 указанного закона Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона, приватизировавшие жилые помещения граждане, имеют право передать принадлежащее им жилое помещение, являющееся их единственным местом проживания и свободное от обязательств третьих лиц, в пользу того государственного органа либо органа местного самоуправления, который предоставлял им данное жилое помещение в порядке приватизации.

Из искового заявления следует, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу Ивановской КЭЧ КЭУ Министерства обороны РФ на основании ордера № 88 от 24.11.2003, которое впоследствии истцом приватизировано.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес>, является для ФИО1 и членов его семьи единственным местом жительства.

Согласно информации УФСГРКиК по Ивановской области в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту ЕГРН) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение за ФИО1 и членами его семьи.

Согласно выписки из ЕГРН на спорную квартиру по состоянию на 02.02.2020 обременений не зарегистрировано (л.д. 29).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство Обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственный учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, функции, в том числе по предоставлению военнослужащим жилых помещений, выступлению от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от 30.09.2010 года № 1280 и Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1455 от 03.11.2010 года уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросу жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации.

В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны № 1550 от 18.11.2010 департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в том числе осуществляет функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; распределение жилых помещений; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.

ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ является специализированной организацией, уполномоченной на заключение договоров с военнослужащими в отношении жилых помещений.

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статьей 246 ГК РФ предусмотрено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств.

Поскольку истцами выражено волеизъявление на передачу, принадлежащего им жилого помещения, ранее полученного в порядке приватизации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.При этом, исходя из того, что ранее жилое помещение истцов было закреплено за Министерством обороны РФ, суд приходит к выводу, что именно Министерство обороны РФ, его органы, структурные подразделения и подконтрольные организации должны принять у истцов спорное жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияФИО1 действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 удовлетворить.

Прекратить право общей долевой собственности ФИО1, ФИО2 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6 кв.м.

Возложить на Министерство обороны РФ обязанность жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6кв.м., принять в государственную собственность Российской Федерации.

Возложить на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обязанность заключить с ФИО1, ФИО2 договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,6кв.м.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 15.04.2020

Судья: подпись Борисова Н.А.

КОПИЯ ВЕРНА. Судья:

Секретарь: