ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491/2011П от 13.12.2011 Белебеевского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

«13» декабря 2011 года

р. п. Приютово

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,

помощника Белебеевского межрайонного прокурора Иванова В.В.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Каменевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора к Администрации городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Совету городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений закона и о не соответствующими закону отдельных положений Устава городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ,

У С Т А Н О В И Л:

Белебеевский межрайонный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением Администрации городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ,Совету городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, мотивируя свое обращение тем, что муниципальное образование - городское поселение Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район РБ действует на основании соответствующего Устава с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ по РБ ДД.ММ.ГГГГ и опубликованными в газете «Белебеевские известия».

Отдельные положения Устава городского поселения противоречат федеральному законодательству.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 5 ч.1 ст. 3 Устава сельского поселения к вопросам местного значения относит только содержание и строительство указанной категории дорог общего пользования.

Между тем, понятие «дорожная деятельность» предусматривает и капитальный ремонт дорог, другие мероприятия.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» п.п.16, 29 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 признан утратившим силу с 01.01.2008г.

Таким образом, вопросы оказания содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения, расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством исключены из перечня вопросов местного значения.

Однако в нарушение закона данные вопросы отнесены к вопросам местного значения (п.п. 18, 31 ч. ст.3 Устава поселения).

Согласно п.п.2 п.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе устанавливать официальные символы муниципального образования.

Указанное полномочие органов местного самоуправления Устав поселения не содержит.

Согласно п.п. 9.1, п. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае его призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Данное положение Устав поселения не содержит.

Из содержания п.6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии с ч.5 ст. 24 Устава поселения Глава городского поселения издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения, организации работы администрации, что не соответствует федеральному законодательству.

В соответствии с ч.1 ст. 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Между тем, в ч.1 ст. 38 Устава поселения указано, что проект решения об утверждении бюджета вносится в Совет до 01 декабря текущего года, что противоречит Бюджетному кодексу РФ.

Указанный в ч.2 ст. 38 Устава поселения перечень документов, вносимых на рассмотрение Совета одновременно с проектом решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год, не соответствует требованиям ст. 184.2 БК РФ.

Статья 75 Бюджетного кодекса РФ предусматривающая полномочия по выдаче трансфертов населению, Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования Бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 №63-Ф3, признана утратившей силу с 1 января 2008 года.

Между тем, частью 3 ст. 36 Устава городского поселения «Расходы местного бюджета» закреплена возможность предоставления трансфертов населению из местного бюджета, что противоречит требования законодательства.

В связи с принятием Федерального закона N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно изменен ряд положений по вопросам муниципальной службы и структуры органов местного самоуправления.

В этой связи некоторые положения Устава городского поселения вошли в противоречие с нормами действующего федерального законодательства.

Так, в нарушение требований ч. 4 ст. 34 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 Устав городского поселения не предусматривает участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления посредством удаления главы муниципального образования в отставку на основании ст. 74.1 данного Федерального Закона.

В нарушение п. 10 ч. 10 ст. 35 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 глава 8 Устава городского поселения среди оснований для прекращения полномочий главы администрации не предусматривает удаление его в отставку в соответствии с процедурой, регламентированной ст. 74.1 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанное полномочие органов местного самоуправления Устав поселения не содержит, что также не соответствует п. 2.1 ч. 6 ст. 36 вышеназванного Федерального Закона.

Согласно п.5 ч.1 ст.5 Устава поселения («Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения») органы местного самоуправления поселения имеют право на регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 237-Ф3 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)" исключены с 13.08.2010.

Также, Федеральным законом от 27.07.2010 N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" в часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено дополнение следующего содержания: "4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В этой связи указанные положения Устава городского поселения вошли в противоречие с нормами действующего федерального законодательства.

Согласно ч.4 ст. 6 Устава инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию городского поселения, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума с ходатайством о регистрации группы.

Согласно п.п. 39-41 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии референдума подразделяются на;

комиссия референдума вышестоящая (вышестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;

комиссия референдума нижестоящая (нижестоящая комиссия референдума) - определенная в качестве таковой законом, уставом муниципального образования комиссия референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение референдума, по отношению к иным комиссиям референдума, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этого же референдума;

комиссия референдума, организующая референдум (организующая референдум комиссия референдума), - комиссия референдума, на которую законом, уставом муниципального образования возложено руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующего референдума;

Установлено, что вопреки вышеуказанным требованиям закона Уставом муниципального образования не определены вышестоящая комиссия референдума, нижестоящая комиссия референдума, организующая референдум комиссия референдума, а только указана комиссия местного референдума, которая не предусмотрена действующим законодательством.

Пунктом 3 ст. 21 Устава установлено, что порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссий городского поселения являются такими же, как и в соответствующем федеральном законе и Кодексе РБ о выборах.

В соответствии с п.6 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

Указанное требование закона Устав поселения не содержит.

Статьей 11 Федерального закона от 18.07.2011 N 243-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-Ф3, а именно в п.20 ч.1 ст. 14 исключены слова «капитального ремонта».

Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 после слов "разрешений на строительство" дополнено словами "за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами".

Таким образом, необходимо привести в соответствие п.22 ст. 4 Устава городского поселения.

Федеральным законом ох 11.07.2011 Ш92-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Статьей 4 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 131-Ф3 п. 5 ч. 1 ст. 14 дополнен словами " включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)".

Кроме того, пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, необходимо привести в соответствие п.5 ст. 4 Устава городского поселения.

Федеральным законом от 19.07.2011 1М246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, предусматривающая вопросы местного значения сельского поселения дополнена пунктом 37: «обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом».

Также п. 15 вышеуказанной статьи Закона дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Федеральным законом от 18.07.2011 N242-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, предусматривающая вопросы местного значения сельского поселения дополнена пунктом 35: «осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей» и пунктом 36 «осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны».

Также пункт 27 вышеуказанной статьи Закона дополнен нормой, согласно которой к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

Между тем, положения Устава городского поселения не предусматривают вышеперечисленных изменений Закона.

Статьей 4 Федерального закона от 25.07.2011 N 26Э-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов" внесены изменения в статью 40 Федерального закона N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" которая дополнена п. 11: «Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания».

Таким образом, необходимо внести изменения в Устав городского поселения путем включения в ст. 22 Устава норм, предусмотренных п. 11 статьи 40 Федерального закона N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно информации прокуратуры республики от 18.10.2011г. устав городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район РБ с января 2008 года не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По информации управляющей делами администрации городского поселения, направленные за период с 2008 по истекший период 2011 года акты прокурорского реагирования касательно внесений изменений в Устав городского поселения рассматривались Советом городского поселения и по ним принимались соответствующие решения о внесении изменений в Устав городского поселения. Принятые решения Совета направлялись в Управление Республики Башкортостан по организации и деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов каждый месяц по мере их принятия и в Министерство юстиции РФ по РБ. Положительные ответы на данные вносимые изменения не поступили, предлагалось подождать разработанного модельного устава для городских поселений.

Пунктами 6,8 ст. 44 Федерального закона N 131-Ф3 установлено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования в регистрирующий орган главой муниципального образования направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления надлежащим образом принятые решения о внесении изменений в устав городского поселения не направлялись.

Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона N 131-Ф3 установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, администрацией и советом городского поселения до настоящего времени надлежащих мер по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством устава городского поселения не принято, что нарушает права неопределенного круга лиц при решении вопросов местного значения.

Помощник Белебеевского межрайонного прокурора Иванов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчиков: Администрации городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ, Совета городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ, действующий на основании доверенностей ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора в полном объеме, считая их законными обоснованными, показав, что они ввели изменения в Устав. Сейчас подготовлен новый Устав с изменениями, который зарегистрируются в Министерстве юстиции в новой году.

Выслушав заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.

Сторонам разъяснены последствия признания иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Приютовского поссовета МР Белебеевский район и Совета городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район РБ, выразившееся в не направлении в регистрирующий орган принятых решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ.

Обязать администрацию Приютовского поссовета МР Белебеевский район и Совета городского поселения Приютовский поссовет принять меры по устранению выявленных нарушений.

Признать не соответствующими действующему федеральному законодательству отдельные положения Устава городского поселения Приютовский поссовет МР Белебеевский район РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении десяти дней с момента его вынесения.

Судья Белебеевского городского суда

Республики Башкортостан

Н.В. Ибрагимова