ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-491/2014 от 09.01.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-491/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 9 января 2014 года                                        г. Пермь

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Алексеева А.А.,

 при секретаре Пикулевой Е.В.,

 с участием представителя истца Курбатова С.О.,

 представительниц ответчика Лопатиной И.И., Меновщиковой О.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об установлении границ водоохранных зон,

 установил:

 Березниковский межрайонный природоохранный прокурор (далее - Прокурор) обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства по установлению на территории <Адрес>, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, о возложении на ответчика обязанности по установлению на территории вышеуказанных районов границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, требуя установить ответчику срок исполнения обязательств - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в результате проверки выявлено, что Министерством на территории перечисленных районов Пермского края, в нарушение ст. 65 Водного кодекса РФ, не принимаются меры по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, а именно: не определена ширина водоохраной зоны и ширина прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта; границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов, их координаты и опорные точки не описаны; на картографических материалах не отображены границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (л.д. 1).

 Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы искового заявления.

 Представительницы ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что в приоритетном порядке, согласно п. 15 Методических указаний установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений. Продолжительность проведения работ по одному водному бассейну, с учетом необходимых согласований по мероприятиям на Бассейновом совете, в Росводресурсах, составляет не менее 2 лет. На территории Пермского края 29000 водотоков. На территории Александровского, Усольского, Соликамского, Чердынского, Красновишерского муниципальных районов, городов Соликамск, Березники расположено около 30 бассейнов рек. Министерство выполняет работы по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в плановом режиме и только в рамках выделенного финансирования из федерального бюджета. Ориентировочная стоимость работ только по проведению инженерно-гидрометеорологических изысканий, определение и нанесение на картографический материал границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос указанных бассейнов рек составит более 120 млн.руб. Площадь водосбора только бассейнов рек Кама (до п.Тюлькино) и Бишера занимает около 100 тысяч кв.км., поэтому срок проведения вышеуказанных работ составит не менее 4 лет. В связи с чем внеплановое установление границ водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы бассейнов рек, расположенных на указанных территориях, приведет к нарушению Министерством требований законодательства, так как практически все указанные водные объекты для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не используются. Кроме того, одновременно с мероприятиями по установлению границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками реализуются мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки и обеспечение водоснабжения населения качественной питьевой водой. Такие проекты как, очистка от донных отложений ложа Нытвенского водохранилища, разработана проектная документация на мероприятие по расчистке Лысьвенского водохранилища, включая Травянский и Болотинский заливы, с ДД.ММ.ГГГГ начнутся работы по очистке Нижнее – Зырянского водохранилища в г.Березники для снижения экологических последствий техногенной аварии, данные проекты длительные, требуют значительных финансовых затрат и имеют важное значение для жителей и экологии края. Предотвращенный экологический ущерб составит 62 миллиарда рублей. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований просят отказать в полном объеме.

 Третье лицо Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание своего представителя не направило.

 Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

 В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

 Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ).

 В силу п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 г. № 17 (далее по тексту - Правила) установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 4 Правил, в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

 а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

 б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

 в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

 г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

 В соответствии с пунктом 6 Правил органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

 Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

 В силу п.п. 1.1, 2.1, 2.6. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования. Целями деятельности Министерства являются: выработка и реализация региональной политики в сферах эффективного и рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и реализация полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, определенной губернатором Пермского края и Правительством края в соответствии с действующим законодательством; обеспечение рационального использования и охрана водных ресурсов.

 Согласно пунктам 3.3 и 3.3.7. Положения, Министерство в области управления использованием и охраной водного фонда организует осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Пермского края (л.д. 28).

 На основании задания прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка деятельности Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края исполнения законодательства об охране водных объектов. (л.д. 8-9). Из информации от ДД.ММ.ГГГГ №, направленной Министерством в прокуратуру следует, что Министерство за счет средств субвенций из федерального бюджета реализует на территории края мероприятия по охране водных объектов, в том числе по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос сводных объектов и закреплению их на местности посредством специализированных информационных знаков, однако за период ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные работы на территории Александровского, Усольского, Соликамского, Чердынского, Красновишерского районов, городов Соликамск, Березники, не проводились. (л.д. 10-11). Данные обстоятельства также подтверждаются и объяснениями начальника отдела водных ресурсов Министерства ФИО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

 Анализ вышеприведенных норм Водного кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что Российской Федерацией, органу государственности власти субъекта РФ, а именно Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 2.6. Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.

 Таким образом, судом установлен факт, неисполнения Министерством на территориях Александровского, Усольского, Соликамского, Чердынского, Красновишерского муниципальных районов, городов Соликамск, Березники своих обязанностей по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков предусмотренных Водным кодексом РФ и Положением о Министерстве, что нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водных объектов, и конституционное право жителей вышеуказанных территорий на благоприятную окружающую среду.

 Возражения ответчика о наличии плана работ и ограниченности средств не дают оснований для отказа в удовлетворении требований, поскольку очередность не является условием реализации мероприятий, а объем финансирования и сложность работ могут влиять на порядок исполнения решения суда, но не на его содержание.

 Ссылки ответчика на комплексный характер проводимых работ (одновременно с мероприятиями, направленными на улучшение экологической обстановки и водоснабжения населения) правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку не освобождают от исполнения возложенных на него других обязанностей предусмотренных Положением о Министерстве.

 Следовательно требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по установлению на территории вышеуказанных районов границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Вместе с тем, требование прокурора об установлении годичного срока со дня вступления решения в законную силу, для исполнения Министерством обязанности по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов суд находит необоснованными, поскольку нормативно-правовыми актами срок проведения указанных мероприятий не установлен. Исполнительный документ подлежит исполнению в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве». Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда разрешается после его вступления в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

 решил:

 признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, выраженное в непринятии мер по установлению на территории Александровского, Усольского, Соликамского, Чердынского, Красновишерского районов, городов Соликамск и Березники границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков.

 Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края установить на территории Александровского, Усольского, Соликамского, Чердынского, Красновишерского районов, городов Соликамск и Березники границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков.

 Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья: Алексеев А.А.