ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-492 от 23.10.2017 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2017 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Улановой О.К.

при секретаре Портнягиной Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-492 по иску ФИО1 к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности включить период работы в правоохранительных органах в стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности включить период работы в правоохранительных органах в стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с момента обращения, ссылаясь на то, что он проживает в районах Крайнего Севера с января 1983 года, имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера более 31 года, жилых помещений на территории Российской Федерации в собственности не имеет. В июле 2017 года истец обратился в Отдел по миграционной и жилищной политике Администрации района с заявлением о постановке на очередность на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; представил необходимый пакет документов. Несмотря на наличие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, истцу было отказано в постановке на учет на получение социальной выплаты, поскольку не был учтен период службы в органах внутренних дел и органах наркоконтроля. Истец полагает, что исключение из общего стажа работы в районах Крайнего Севера периода службы в правоохранительных органах и отказ в постановке на учет на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера, является незаконным, так как Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, не содержат положений об отказе в постановке на учет на получение социальной выплаты на основании не включения в общий стаж работы на Крайнем Севере периодов прохождения службы в правоохранительных органах.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования и изложенные доводы поддержал.

Представитель ответчика - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д.34). В представленных возражениях дело просит рассмотреть в отсутствие представителя Администрации района, в удовлетворении иска отказать, мотивируя следующим. ФИО1 обратился в Администрацию района с заявлением и документами по вопросу постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Комиссией Администрации района по распределению жилья и социальных выплат заявление истца было рассмотрено 01.08.2017 и в постановке на учет было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. Согласно записям в трудовой книжке стаж работы в районах Крайнего Севера без прохождения службы в органах внутренних дел и органах по контролю за оборотом наркотиков составляет 4 года 4 месяца 19 дней. Стаж в правоохранительных органах 29 лет 06 месяцев 09 дней, на основании разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, не был включен в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, необходимый для постановки на учет и расчет социальной выплаты. Согласно данным разъяснениям, в силу статьи 20 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в статье 10 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, также определены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Закона и воспроизводят положения статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определявшей иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности» (л.д.18-21).

Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение и строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статья 1 данного Закона в качестве одного из обязательных условий признания за гражданином права на получение жилищной субсидии устанавливает наличие у гражданина общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати лет. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, статьей 11 Закона о трудовых пенсиях, которой определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж», периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности»; в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом №125-ФЗ. Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ФИО1 без учета периодов службы в правоохранительных органах не соответствует условию ст.1 Закона для признания за истцом права на получение жилищной субсидии. Решение в отношении истца принято в рамках переданных органу местного самоуправления района государственных полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, и разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, данными на основании подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ №153. Обозначенная в отзыве позиция относительно расчета необходимого стажа работы отражена в письме Минстроя России.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещенных в установленном законом порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела, и представивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. В связи с чем, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (в настоящее время Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года №1029, отнесен к районам Крайнего Севера.

Истец ФИО1 с 25 ноября 1982 года по 05 апреля 2004 года непрерывно проходил службу в Управлении внутренних дел Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в г.Дудинка, стаж службы, в том числе в районах Крайнего Севера, составляет 21 год 02 месяца 26 дней. В период с 06 апреля 2004 года по 19 июля 2012 года истец непрерывно проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю в г.Дудинка, стаж службы, в том числе в районах Крайнего Севера, составляет 08 лет 03 месяца 13 дней.

С 06 июня 2013 года истец продолжил свою трудовую деятельность в учреждениях, расположенных в г.Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, где работает до настоящего времени.

25 июля 2017 года ФИО1 обратился в Отдел по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; представил пакет необходимых документов.

На момент обращения с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, ФИО1 имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.

01 августа 2017 года решением комиссии Администрации района по распределению жилья и социальных выплат истцу ФИО1 было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в связи с исключением из общей продолжительности стажа работы истца в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в Управлении внутренних дел Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (21 год 02 месяца 26 дней), и в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю (08 лет 03 месяца 13 дней). В результате, продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера составила 04 года 04 месяца 19 дней (л.д.13).

Основанием исключения из общей продолжительности стажа работы истца в районах Крайнего Севера периодов прохождения службы в правоохранительных органах, дислоцированных в районах Крайнего Севера, послужило разъяснение Минстроя России от 03.09.2014 (л.д.23), согласно которому в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации», статьями 10 и 11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе не входит в понятие «периоды работы или иной деятельности», подлежащие включению в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются копией трудовой книжки ФИО1 (л.д.5-8); копией паспорта ФИО1 (9-11), согласно которому истец зарегистрирован по месту жительства в г.Дудинка до 01 января 1992 года; письмом Минстроя России от 03.09.2014 года (л.д.23); копией учетного дела ФИО1 (л.д.38-48); выпиской из протокола от 01.08.2017 комиссии Администрации района по распределению жилья и социальных выплат об отказе ФИО1 в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (л.д.49); постановлением Администрации района от 03.08.2017 «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера» (л.д.50), согласно которому истцу в постановке на учет отказано.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон №125-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона №125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно статье 3 Федеральным законом №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 21.12.2010 №11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» исполнительно-распорядительные органы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района наделены, в том числе, полномочиями по принятию решений о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Истец ФИО1 на момент обращения 24.07.2017 в Администрацию района с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет; прибыл в г.Дудинка, расположенный на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера, до 01.01.1992. Жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей истец и его супруга не имели и не имеют в настоящее время.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у ФИО1 имелись на момент подачи заявления все необходимые условия для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, установленные Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 ««О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Исключение из общего стажа работы ФИО1 в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в правоохранительных органах, противоречит федеральному законодательству, регламентирующему порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которое не ставит возникновение права на получение жилищной субсидии в зависимость от возникновения права на получение пенсии, наличия и характера определенного страхового стажа.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Ссылка ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на письмо Минстроя России от 03.09.2014, согласно которому период военной службы не подлежит зачету в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ на основании статьи 20 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и статей 10-11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях», является несостоятельной, так как указанные нормы закона, регулирующие пенсионные правоотношения, применяются при назначении и расчете размера пенсии.

Действующее законодательство не содержит запрета на включение в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитываемую при постановке на учет на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона №125 ФЗ от 25.10.2002, периода прохождения военной службы, в том числе службы в правоохранительных органах.

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Никаких иных условий и исключений федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено.

Согласно чеку-ордеру от 31 августа 2017 года истец уплатил при подаче иска в суд государственную пошлину в размере 300 руб.

Уплаченная государственная пошлина в силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится к судебным расходам.

Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Часть 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в виде исключения возмещение судебных расходов за счет средств соответствующего бюджета, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда или мирового судьи.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, регулируют отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет, и не могут применяться при решении вопроса о распределении судебных расходов между сторонами, так как названные органы несут бремя судебных расходов в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные истцом.

При таких обстоятельствах, судебные расходы в размере 300 руб. в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить.

Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района включить период работы ФИО1 в правоохранительных органах с 25 ноября 1982 года по 19 июля 2012 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера; и поставить ФИО1 с 25 июля 2017 года на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Взыскать с Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме 25 октября 2015 года.