Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2016 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Левченко В.Ю.,
при секретаре Червенко А.В.,
с участием истцов ФИО3, ФИО2, представителя истца ФИО2 – ФИО6 (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-аналитический центр» - ФИО7 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ),
в отсутствие представителя ответчика Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области в Старооскольском районе, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-аналитический центр», Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании незаконными начислений по взносам на капитальный ремонт, признании незаконными агентских договоров и дополнительных соглашений к ним, заключенных между МУП «Расчетно-аналитический центр» и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, признании незаконными платежных документов в программе оплаты капитального ремонта, признании незаконными реквизитов платежных документов в графе «получатель», обязании МУП «Расчетно-аналитический центр» изменить реквизиты платежных документов, признании незаконными и отменить начисления пени в платежном документе, недействительными платежных документов, в которых не учтена доля каждого собственника, обязании МУП «Расчетно-аналитический центр» начислять взносы на капитальный ремонт с учетом доли каждого собственника, ограничении деятельности МУП «Расчетно-аналитический центр» по доставке платежных документов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н <адрес>, истец ФИО2 – собственником 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н <адрес>.
Постановлением Правительства Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп на территории Белгородской области утверждена Региональная программа капитального ремонта. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Старый Оскол, м-н <адрес><адрес> включен в данную Региональную программу.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Расчетно-аналитический центр» (далее – МУП «РАЦ») определен платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц на территории Старооскольского городского округа. Агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (далее – Фонд) и МУП «Расчетно – аналитический центр», последнему переданы функции по ведению лицевых счетов, начислению и сбору платежей на капитальный ремонт, доставке платежных документов, ведению претензионной работы по взысканию задолженности с населения.
Не соглашаясь с условиями указанного договора, а также с функциями и деятельностью МУП «Расчетно – аналитический центр», истцы инициировали настоящее дело иском, в котором, неоднократно уточняя и увеличив требования, просили признать незаконными начисления по взносам на капитальный ремонт за период с января 2014 года по декабрь 2014 года, признать незаконными агентские договоры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные соглашения к ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, заключенные между МУП «Расчетно-аналитический центр» и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, признать незаконными платежные документы в программе оплаты капитального ремонта за период с августа 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными реквизитов платежных документов в графе «получатель» за период с августа по январь 2016 года, обязать МУП «Расчетно – аналитический центр» изменить реквизиты платежных документов на реквизиты Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, признать незаконными и отменить начисления пени в платежном документе за период с августа 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ, недействительными платежные документы за этот же период, в которых не учтена доля каждого собственника, обязать МУП «Расчетно-аналитический центр» начислять взносы на капитальный ремонт с учетом доли каждого собственника, ограничить деятельность МУП «Расчетно-аналитический центр» по доставке платежных документов.
Указанные требования заявлены истцами в отношении принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
Заявленные требования основаны на положениях Закона «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО2 и его представитель ФИО6 требования поддержали в полном объеме, пояснили суду, что не согласны с условиями агентских договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, заключенных между МУП «Расчетно-аналитический центр» и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области. По их мнению, деятельность МУП противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку лишает истцов возможности производить оплату взносов на капитальный ремонт напрямую региональному оператору - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, а вносимые истцами на счет МУП «РАЦ» денежные средства не перечисляются Фонду. Истцы указали, что МУП неправомерно указывает в платежных документах свои реквизиты, в том числе банковские, а ведение претензионной работы по взысканию задолженности с населения не основано на законе. Указанными действиями МУП нарушаются права истцов как потребителей.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на законность действий МУП «Расчетно-аналитический центр» по начислению платы за капитальный ремонт, направлению истцам платежных документов и указанию соответствующих реквизитов, ведению претензионной работы по взысканию задолженности. Указала на установленную законом обязанность истцов по оплате взносов на капитальный ремонт. Сослалась на не вступившее в законную силу решение мирового судьи судебного участка № г. Старый Оскол Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования МУП «Расчетно-аналитический центр» и в его пользу со ФИО2 и ФИО6 взыскана задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с января 2014 года по август 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истцов не обоснованными и подлежащими отклонению.
Истец ФИО3 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 31-АБ №.
ФИО2 является собственником 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 31-АБ №.
В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» распоряжением правительства Белгородской области от 25.06.2012 года № 336-рп создана некоммерческая организация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Распоряжением правительства Белгородской области от 18.03.2013 года № 108-рп Фонд наделен функциями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
ДД.ММ.ГГГГ между Фондом и МУП «РАЦ» заключен договор №-РАЦ по формированию, печати и доставке платежного документа, начислению и приему взносов на капитальный ремонт. По условиям договора Фонд поручил, а МУП «РАЦ» о своего имени и за счет Фонда, за вознаграждение, приняло на себя обязательства по формированию, печати и доставке платежного документа, содержащего услугу «Взнос на капитальный ремонт», начислению и приему взносов на капитальный ремонт от физических лиц, собственников жилого помещения в многоквартирном доме, и переводу денежных средств на специальный счет Фонда в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Данный договор действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
На аналогичных условиях, между этими же сторонами ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №-РАЦ по формированию, печати и доставке платежного документа, начислению и приему взносов на капитальный ремонт.
К указанным договорам сторонами заключались дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Согласно статьям 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 171 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор, в соответствии со своими полномочиями, определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, и вправе передать функции по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт иным лицам.
В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В рассматриваемом случае, на основании указанных выше договоров, МУП «РАЦ» выступает в качестве платежного агента.
Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В силу ст. 4 Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 года оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно ч. 4 ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 года № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №, принятым ДД.ММ.ГГГГ, платежным агентом осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц, в соответствии с п. 1, определено МУП «Расчетно-аналитический центр».
На основании заключенных между МУП «РАЦ» и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области договоров по формированию, печати и доставке платежного документа, начислению и приему взносов на капитальный ремонт МУП «РАЦ» взяло на себя обязательство ежемесячно доставлять единый платежный документ населению для оплаты жилищных услуг и перечислять Фонду поступающие денежные средства от населения в качестве взносов на капитальный ремонт.
В связи с этим, суд находит несостоятельными доводы истцов о том, что указание в квитанциях для оплаты взносов на капитальный ремонт истцами получателем платежа МУП «РАЦ» и платежных реквизитов МУП «РАЦ», нарушают обязательные требования, установленные действующим законодательством, нарушают их права и законные интересы как потребителей.
Осуществление расчетов и взимание платежей за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежного агента МУП «РАЦ», не противоречит ч. 15 ст. 155 ЖК РФ.
Истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что денежные средства, вносимые в качестве взносов на капитальный ремонт, не перечисляются МУП «РАЦ» в адрес Фонда.
Представленные суду платежные документы сформированы по примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр.
В соответствии с ч.1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (п. 3 ст. 169 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Белгородской области от 31.01.2013 года №173 «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении одного календарного месяца начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта утверждена на территории Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 19.08.2013 года № 345-пп.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. В связи с чем, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, м-н <адрес><адрес> включен в Региональную программу (поз. №ДД.ММ.ГГГГ – 2043 годы).
Дата публикации Региональной программы на сайте Губернатора Белгородской области - 27.08.2013 года.
Таким образом, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт на территории Белгородской области возникла с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В связи с тем, что собственники многоквартирного <адрес>, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии с постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от 08.10.2013 года № 3685 «О формировании фонда капитального ремонта», то они обязаны формировать фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора.
Распоряжением Правительства Белгородской области от 18.03.2013 года №108-рп «О внесении изменений в распоряжение правительства Белгородской области от 25.06.2012 года № 336-рп» Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области наделен функциями Регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Деятельность МУП «РАЦ» осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 103-Ф3 от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Согласно ч. 1 ст. 4 данного закона оператор по приему платежей для осуществления деятельности по приему платежей физических лиц должен заключить с поставщиком договор, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком, в установленном указанном договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Из условий дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к агентскому договору №-РАЦ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «РАЦ» обязано производить ежемесячное начисление пени за несвоевременное и (или) неполное внесение взносов на капитальный ремонт.
Претензионно – исковая работа МУП «РАЦ» урегулирована п. 2 агентского договора №-РАЦ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на основании Агентских договоров, заключенных между МУП «РАЦ» и Фондом, в МУП «РАЦ» переданы функции по формированию, печати и доставке платежного документа, начислению и приему взносов на капитальный ремонт, ведению лицевых счетов по Плательщикам, претензионно –исковой работы по взысканию долга по взносам на капитальный ремонт с неплательщиков в пользу Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства <адрес>: агентские договоры №-РАЦ от ДД.ММ.ГГГГ, №-РАЦ от ДД.ММ.ГГГГ.
Начисления взносов на капитальный ремонт производятся в соответствии с постановлениями Правительства Белгородской области от 09.09.2013 года №370-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области» (утратило силу), от 25.11.2013 года №486 - пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год», от 17.11.2014 года №420-пп «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2015 год».
С учетом приведенных положений Закона, анализа условий агентских договоров, суд приходит к выводу о законности деятельности МУП «РАЦ» и Фонда в рамках сложившихся между ними договорных отношений. Нарушений прав истцов деятельностью данных субъектов судом не установлено.
Суд также не находит оснований для признания незаконным договора от ДД.ММ.ГГГГ№-РАЦ по формированию, печати и доставке платежного документа, начислению и приему взносов на капитальный ремонт, поскольку срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ.
Наряду с изложенным суд полагает необходимым указать на противоречивость и взаимоисключаемость заявленных истцами требований, в части ограничения деятельности МУП «Расчетно-аналитический центр» по доставке платежных документов и одновременно с этим обязании данного МУП совершать определенные действия, как-то, начислять взносы на капитальный ремонт с учетом доли каждого собственника, изменить реквизиты платежных документов,
Таким образом, требования истцов подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО2 к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетно-аналитический центр», Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании незаконными начислений по взносам на капитальный ремонт, признании незаконными агентских договоров и дополнительных соглашений к ним, заключенных между МУП «Расчетно-аналитический центр» и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, признании незаконными платежных документов в программе оплаты капитального ремонта, признании незаконными реквизитов платежных документов в графе «получатель», обязании МУП «Расчетно-аналитический центр» изменить реквизиты платежных документов, признании незаконными и отменить начисления пени в платежном документе, недействительными платежных документов, в которых не учтена доля каждого собственника, обязании МУП «Расчетно-аналитический центр» начислять взносы на капитальный ремонт с учетом доли каждого собственника, ограничении деятельности МУП «Расчетно-аналитический центр» по доставке платежных документов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.Ю. Левченко
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья В.Ю. Левченко
Секретарь ФИО5
Решение не вступило в законную силу.
Судья В.Ю. Левченко
Секретарь ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ года