Дело № 2-533/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2021 года (адрес)
Калининский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего: Виденеевой О.В.,
при секретаре: Шайхитдиновой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Мишиной С. В., Андрияновой В. Д. к администрации (адрес) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Мишина С.В., Андриянова В.Д. обратились в суд с иском к администрации (адрес), в котором просили, с учетом уточнений, исключить из числа служебных жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: (адрес) признать за истцами право на приватизацию указанного жилого помещения; признать за истцами право общей долевой собственности по ? доли за каждым на указанное жилое помещение; прекратить право муниципальной собственности на квартиру, аннулировать регистрационную запись в ЕГРП от (дата)№ о регистрации права муниципальной собственности; взыскать с администрации (адрес) за счет казны муниципального образования в пользу истца Мишиной С.В. судебные расходы на услуги представителя в размере 45000 рублей.
В обоснование иска указано, что (дата)Мишиной С.В. на период трудовых отношений предоставлено спорное жилое помещение? заключен договор найма служебного помещения (дата). Наряду с нанимателем в спорную квартиру вселена ее дочь Андриянова В.Д. в качестве члена семьи. Квартира расположена в здании бывшего общежития. Мишина С.В. произвела в предоставленной квартире ремонт. (дата)Мишина С.В. за себя и в интересах дочери подала заявление о приватизации квартиры, в чем ей было отказано.
В судебном заседании истец Мишина С.В. при надлежащем извещении участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Мишиной С.В.Жулидова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Истец Андриянова В.Д. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации (адрес)Сновская Ю.В., действующая на основании доверенности, считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (адрес)Сновская Ю.В. считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, в том числе распоряжением о предоставлении служебного жилого помещения, договором найма служебного жилого помещения, сведениями из ЕГРП, трудовой книжкой, выпиской из реестра муниципальной собственности, иными исследованными доказательствами,
что (дата) на основании распоряжения главы (адрес)Мишиной С.В. и члену ее семьи Мишиной В.Д. (после заключения брака Андриянова), на период трудовых отношений Мишиной С.В. с Управлением по делам образования (адрес) предоставлено служебное жилое помещение- квартира, расположенная по адресу: (адрес) общей площадью 42,8 кв.м.
(дата) между администрацией (адрес) и Мишиной С.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствие с которым Мишиной С.В. и члену ее семьи предоставлено вышеназванное служебное жилое помещение на период трудовых отношений Мишиной С.В.
(дата)Мишина С.В. принята на должность заведующей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад третей категории №.
(дата) уволена в порядке перевода, (дата) принята в порядке перевода на должность заведующей. На момент рассмотрения дела Мишина С.В. является ***(адрес) общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников №(адрес). По состоянию на (дата) трудовой стаж Мишиной С.В. составлял (дата)
(дата)Мишина С.В. обратилась в администрацию (адрес) с заявлением о приватизации служебного жилого помещения.
Ответом от (дата) ей было отказано в удовлетворении заявления, указано об отказе в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда (адрес), расположенного по адресу: (адрес)22, предоставленного после (дата), поскольку решением Челябинской городской Думы от (дата)№ «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от (дата)№ «Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске» возможность приватизации служебных жилых помещений, предоставленных гражданам после (дата), отменена путем исключения из действующего Порядка предоставления служебных жилых помещений раздела VI «Приватизация служебных жилых помещений»и признании утратившим силу решения Челябинской городской Думы от (дата)№.
Также судом установлено, что у истцов отсутствуют на праве собственности жилые помещения, правом приватизации истцы не воспользовались.
Согласно выписки из реестра муниципального специализированного жилищного фонда (адрес) от (дата), жилое помещение по адресу: (адрес) на основании распоряжения Главы (адрес) от (дата)№ отнесено к жилому помещению специализированного жилищного фонда.
В статье 1 Закона РФ от (дата)№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закреплено, что приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно ч.7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решением Челябинской городской Думы от (дата)№ утвержден Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений в (адрес).
В соответствии с п.39 указанного Порядка (в редакции, действовавшей на момент соблюдения истцом условий, позволяющих приобрести жилое помещение в порядке приватизации) служебное жилое помещение, предоставленное после (дата), может быть приватизировано в соответствии с Законом РФ от (дата)№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при совокупности и одновременном соблюдении гражданами, занимающими служебные жилые помещения, следующих условий:
1) на день обращения с заявлением о приватизации служебного жилого помещения гражданин является сотрудником муниципального учреждения образования, здравоохранения, культуры, системы социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, органа местного самоуправления (адрес) (работником - лицом, замещающим должность муниципальной службы), по ходатайству которого предоставлено служебное жилое помещение, имеющим на день обращения с заявлением о приватизации занимаемого служебного жилого помещения стаж работы по основному месту работы в одном из ходатайствующих муниципальных учреждений, органе местного самоуправления (адрес), в связи с трудовыми отношениями в котором предоставлено служебное жилое помещение, не менее 10 лет;
2) занимаемое служебное жилое помещение является для гражданина и членов его семьи единственным жилым помещением, расположенным на территории Российской Федерации;
3) гражданин и (или) члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений (членами семьи нанимателя жилого помещения) по договорам социального найма либо не являются собственниками жилых помещений (членами семьи собственника), расположенных на территории Российской Федерации;
4) гражданин награжден по одному или нескольким основаниям Почетной грамотой Челябинской городской Думы за значительные успехи и заслуги в служебной и трудовой сферах либо Почетной грамотой Администрации (адрес) за заслуги и достижения в муниципальном управлении, здравоохранении, культуре, спорте; за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд, личный вклад в развитие (адрес).
Судом установлено, что стаж работы Мишиной С.В. составляет более 10 лет по основному месту работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении, отсутствие у нее и члена ее семьи в собственности жилого помещения, а также жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, награждение её Почетными грамотами.
Решением Челябинской городской Думы от (дата)№ "О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от (дата)№ "Об утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений в городе Челябинске" раздел VI (приватизация служебных жилых помещений) исключен. В соответствии с п.6 решения Челябинской городской Думы от (дата)№ вступило в силу со дня его официального опубликования (опубликовано в "Вечернем Челябинске" – (дата)).
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, в связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации")
Вместе с тем, права и обязанности субъектов отношений по приватизации служебного жилого помещения возникли в момент обращения Мишиной С.В. в администрацию (адрес) – (дата), после принятия Решения Челябинской городской Думы от (дата)№, которым не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а наличием решения соответствующего государственного или муниципального органа об отнесении в установленном законом порядке такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений. Исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от (дата)№, согласно пункту 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как указано выше, согласно выписки из реестра муниципального специализированного жилищного фонда (адрес) от (дата), жилое помещение по адресу: (адрес) на основании распоряжения Главы (адрес) от (дата)№ отнесено к жилому помещению специализированного жилищного фонда.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества (адрес), спорная квартира была включена в реестр муниципального имущества (адрес)(дата) на основании постановления Главы (адрес) от (дата)№-п.
На момент предоставления истцу спорного жилого помещения присвоение статуса жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду осуществлялось на основании решения местной администрации. Указанное решение в отношении спорного жилого помещения было принято до решения вопроса о предоставлении квартиры истцу.
Доказательств наличия волеизъявления собственника спорного дома на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении из числа специализированного жилищного фонда, не представлено.
Действующее законодательство не предусматривает возможность понуждения собственника жилищного фонда к исключению жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.
При этом вышеназванное распоряжение о включении спорного жилого помещения в реестр специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке незаконным не признано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от (дата) N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от (дата) N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу положений статьи 51 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения, в том числе в отношении реализации правомочий собственника относятся к исключительной компетенции собственника муниципального жилищного фонда - муниципального образования (адрес). Законодательством не предусмотрено в качестве обязанности органа местного самоуправления принимать решение об исключении служебного жилья из специализированного фонда, в отсутствие законных оснований к этому.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, соответственно, оснований для взыскания расходов на оплату услуг представителя не имеется.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мишиной С. В., Андрияновой В. Д. к администрации (адрес) об исключении из числа служебных квартиры, расположенной по адресу: (адрес); признании за Мишиной С. В., Андрияновой В. Д. права на приватизацию жилого помещения; признании за Мишиной С. В., Андрияновой В. Д. право общей долевой собственности по ? доли за каждым на квартиру; прекращении права муниципальной собственности на квартиру, аннулировании регистрационной записи в ЕГРП о регистрации права муниципальной собственности, взыскании расходов на оплату услуг представителя,- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Калининский районный суд (адрес) в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2021 года
Судья: