ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4923/2021 от 13.10.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

2-4923/2021

УИД 22RS0068-01-2021-006459-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2021 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 .... к КЖКХ .... об оспаривании приказа, обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд к ответчику с требованиями о признании приказа КЖКХ ..../пр-72 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; возложении обязанности устранить допущенные приказом нарушения прав, поставив на учет в составе семьи 4 человек в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований истец указал, что является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах. Истцу и его супруге ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение-.... по ул. ...., 120 в ...., в которой они состоят на регистрационном учете и постоянно проживают.

Кроме того, в указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят и проживают ФИО4 (дочь), ФИО5 (внук).

ФИО2 обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства .... с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения мер социальной поддержки на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГ/пр-1485 истцу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по причине не подтверждения отсутствия обеспеченности учетной нормой жилой площади на члена семьи, ввиду отсутствия документов, подтверждающих проживание внука ФИО5 в качестве члена семьи заявителя.

Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 признан членом семьи собственника ФИО2 с возложением на КЖКХ .... обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решение суда вступило в законную силу после проверки судом апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом КЖКХ ..../пр-72 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении с указанием того, что для категории граждан, указанных в п.4 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не предусмотрены.

Истец полагает, что указанный приказ является необоснованным и подлежит признанию незаконным.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по доводам заявления.

Представитель ответчика КЖКХ .... в судебном заседании с требованиями не согласился. Даны пояснения о том, что при рассмотрении заявления истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не были рассмотрены доходы истца и членов его семьи.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается телефонограммой, имеющейся в материалах гражданского дела.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, с учетом защиты интересов истца направленным им представителем.

Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Основания и порядок постановки на жилищный учет регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах, что подтверждается удостоверением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 и его супруге ФИО3 на праве общей долевой собственности, по ? доле, принадлежит квартира по ул. ...., 120-14 в ...., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В указанном жилом помещении проживают и состоят на регистрационном учете истец ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ; супруга ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ; дочь ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ; внук ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в КЖКХ .... с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав в качестве членов семьи: супругу ФИО3, дочь ФИО4, внука ФИО5

Приказом КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ/пр-1485 ФИО2 отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает истец и его супруга, составляет более учетной нормы, установленной Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ; заявителем не представлены документы, подтверждающие, что заявитель и его внук ФИО5 являются членами одной семьи.

Решением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 признан членом семьи собственника ФИО2 с возложением на КЖКХ .... обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Приказом КЖКХ ..../пр-72 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно отказано в признании нуждающимся в жилом помещении с указанием того, что для категории граждан, указанных в п.4 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не предусмотрены.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ КЖКХ .... ФИО2 разъясняет, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. Пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, подлежащего налогообложению, не превышает 71814,60 руб. на каждого члена семьи.

Обращаясь в суд, истец указывает, что Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантирующие гражданам – участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС право постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не связывают и право указанных граждан с их имущественным положением, ввиду чего довод о пороговом значении стоимости имущества заявителя и членов его семьи для отнесения к категории малоимущих граждан, является необоснованным.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Таким образом, «чернобыльцы» вправе состоять на учете по разным основаниям. Вместе с тем, в любом случае необходимо соблюдение условия о нуждаемости в жилом помещении.

Факт нуждаемости истца в жилом помещении по нормативу площади принадлежащей квартиры на состав семьи стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Оценивая основания отказа, суд приходит к выводу об их необоснованности.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", участники, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право один раз на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15 указанного Федерального закона в соответствии с Постановлениями Правительства РФ являлось предоставление субсидий на приобретение жилья.

При реформировании системы социальной защиты населения натуральная форма обеспечения жильем по федеральному закону была заменена на денежные выплаты. Субсидии предоставлялись при участии в государственной программе в форме жилищного сертификата. Обеспечение сертификатом приравнивается к обеспечению жильем.

С учетом этого, для предоставления мер социальной поддержки гражданин, относящийся к определенной федеральным законом категории, должен соответствовать условиям постановки на жилищный учет в данном субъекте Российской Федерации, если иное не предусмотрено таким федеральным законом.

Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Анализируя положения законодательства, суд приходит к выводу, что социальная категория граждан, к которой относится истец, может быть обеспечена жильем за счет средств муниципалитета по нормам ЖК РФ или в соответствии с положениями федерального законодательства, при наличии специального финансирования (федеральной программы).

В любом случае основанием для социального обеспечения истца является критерий нуждаемости в жилом помещении.

При обеспечении муниципалитетом нуждаемость определяется с учетом признака малоимущности семьи, не обеспеченности по нормативу жилой площадью.

При наличии федерального финансирования нуждаемость категории «чернобыльцы» достаточно определить не обеспеченностью жилой площадью семьи по нормативу в месте проживания, поскольку иной критерий специальным федеральным законом не предусмотрен.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Положениями части 3 этой статьи обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений таких граждан.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

При рассмотрении заявления истца Комитетом факт нуждаемости истца в жилом помещении по нормативу площади квартиры, занимаемой его семьей, не был поставлен под сомнение, с учетом ранее рассмотренного судом спора.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего спора является имеющийся порядок обеспечения истца, поскольку от него зависят критерии постановки на учет, а именно наличие или отсутствие мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета (как указано в оспариваемом приказе).

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют определенные категории граждан Российской Федерации, в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации реализуется программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.

Сроки реализации данной Программы установлены с 2018 года по 2025 год.

Поскольку истец просит поставить его на учет в соответствии с положениями ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то имеется возможность его обеспечения в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, на которую предусмотрено финансирование до 2025 года.

При изложенном, указание в оспариваемом приказе КЖКХ, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не предусмотрены, является не обоснованным.

Признание истца малоимущим в данном случае не имеет правового значения и не может быть основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах.

Таким образом, исходя из приведенных положений закона, получение истцом мер социальной поддержки обусловлено его постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В ходе настоящего судебного разбирательства представитель ответчика признал нуждаемость истца и членов его семьи в жилом помещении с учетом норматива на территории .....

При изложенном, оснований для вынесения приказа ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимся у ответчика не имелось.

Исходя из позиции представителя ответчика, усматривается, что по смыслу приказ следует понимать как отсутствие оснований для признания малоимущим и постановки на учет органами муниципалитета по нормам ЖК РФ (с учетом нуждаемости и малоимущности).

Вместе с тем, оснований для рассмотрения обращения истца по общим нормам ЖК РФ, без учета специальной категории по социальному обеспечению граждан по Федеральному закону у ответчика не имелось.

Представленный ответчиком в судебном заседании расчет размера дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи ФИО2, судом не принимается, поскольку не является относимым доказательством при проверке законности приказа на момент его вынесения, составлен при рассмотрении настоящего спора.

Разрешая требование истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку необходимы актуальные данные о принадлежности истцу и членам его семьи жилых помещений. Проверка соответствия всех условий, необходимых для постановки на учет, не входит в компетенцию суда, в связи с чем, суд обязывает Комитет повторно рассмотреть заявление ФИО2 о признании его нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить в части.

Признать незаконным приказ КЖКХ .... от ДД.ММ.ГГГГ/пр-72.

Обязать КЖКХ .... повторно рассмотреть заявление ФИО1 .... о признании нуждающимся в жилом помещении.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с КЖКХ .... в пользу ФИО1 .... расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....