Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года <адрес>
Пролетарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Власенко А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Пролетарский районный суд <адрес> с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия, ссылаясь в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.
<адрес> в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка деятельности ТСЖ «Дон», а именно проверка доводов обращения гр. ФИО3 и других жильцов многоквартирного дома по <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Дон», которое при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по <адрес> использовало одну площадь мест общего пользования, равную 660 кв.м., что противоречит положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №.
С учетом того, что до настоящего времени норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме РСТ РО не утвержден, а ранее действовавший на территории <адрес> отменен постановлением РСТ РО от 28.05.2013г. №, у должностных лиц ТСЖ не имелось законных оснований для начисления платы за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Однако проверкой установлено, что при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества ТСЖ «Дон» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неправомерно включало расходы на водоотведение в январе, мае 2017 года. При этом перерасчет платы за указанный коммунальный ресурс ТСЖ «Дон» произведен не в полном объеме.
Так, при расчете платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества жителям <адрес> январе 2017 года и в мае 2017 года начислена плата за водоотведение в размере 31,59 руб. и 3,50 руб. соответственно. С февраля по апрель 2017 года такая плата не начислялась. Однако, перерасчет платы произведен только лишь в мае 2017 года в размере 25,61 руб. и в июне 2017 года – 3,50 руб.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес председателя ТСЖ «Дон» ФИО6 15.08.2017г. за № внесено представление об устранении нарушений с требованиями, кроме прочего, о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, с предоставлением в прокуратуру района копии документа о наказании, и информации о результатах рассмотрения. Указанное представление получено ТСЖ «Дон» ДД.ММ.ГГГГ почтовой корреспонденцией, о чем свидетельствует уведомление ТСЖ «Дон», направленное в прокуратуру района от ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки указанным требованиям законодательства, председателем правления ТЕЖ «Дон» ФИО6 представление от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанное прокурором района ФИО4 не рассмотрено, нарушения указанные в представлении не устранены.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о принятии ТСЖ «Дон» ФИО6 всех мер для выполнения требований прокурора, не представлены.
На основании изложенного прокурор <адрес> просил суд признать действия ТСЖ «Дон», выразившиеся в отказе в удовлетворении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 15.08.2017г. № незаконными, обязать ТСЖ «Дон» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги всем собственникам многоквартирного дома путем исключения расходов на водоотведение в январе, мае 2017г. в размере 31,59 руб. и 3,50 руб. соответственно, а также принять меры к уточнению площади общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, используемой при расчетах платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией.
В судебное заседание явился помощник прокурора <адрес>, ФИО5, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что прокуратурой <адрес> направлено письмо в адрес Госжилинспекции РО, из ответа которой следует, что ТСЖ «Дон» не исполнено предписание прокурора <адрес> в части исполнения выявленных в ходе проверки нарушений.
Представитель ТСЖ «Дон», председатель ФИО6, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Дополнительно пояснила, что предписание прокурора было исполнено, о чем в прокуратуру <адрес> 14.11.2017г. было направлено письмо
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности в ходе рассмотрения дела по существу, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка доводов обращения гр. ФИО3 и других жильцов многоквартирного дома по <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ТСЖ «Дон».
Согласно ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.0б.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст.156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01 января 201 7 года.
В соответствии п. 27 приложения № к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN2 306 (далее - Правила N2 306), норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяющихся как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В соответствии с п.37 приложения № к Правилам № при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.
В ходе проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Дон» при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, использовало одну площадь мест общего пользования, равную 660 кв..м., что противоречит положениям Правил №.
Кроме того, согласно положениям п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С ДД.ММ.ГГГГ в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям при боров учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно п. 40 Правил № потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 48 Правил №, п.п..10,17 и формулы 10 и 15 Приложения № к этим Правилам.
В соответствии с абз. 3 п. 29 Правил № в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1, 3 Правил № нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Правил № по их установлению и формированию.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1498 до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
С учетом того, что до настоящего времени норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме РСТ РО не утвержден, а ранее действовавший на территории <адрес> отменен постановлением РСТ РО от ДД.ММ.ГГГГ№, у должностных лиц ТСЖ не имелось законных оснований для начисления платы за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Установив в ходе проверки, что ТСЖ «Дон» неправомерно включало в расходы на водоотведение в январе, марте, апреле и мае 2017г., а перерасчет платы за указанный коммунальный ресурс ТСЖ «Дон» произведен не в полном объеме, прокуратурой <адрес> в адрес председателя ТСЖ «Дон», ФИО6, 15.08.2017г. было направлено представление об устранении нарушений, с требованием также принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, с предоставлением копии документов о наказании, и информации о результатах рассмотрения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «о прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 21, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность.
Ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В силу положений ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ№ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению в месячный срок.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с ч. 3 СТ. 7 Федерального закона «о прокуратуре РФ» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Вместе с тем, вопреки указанным требованиям закона, председателем ТСЖ «Дон», ФИО6 представление от 15.08.2017г. №, не рассмотрено, указанные в нем нарушения не устранены, в связи с чем требования прокурора о признании действий ТСЖ «Дон» незаконными суд находит обоснованными.
Доводы председателя ТСЖ «Дон», ФИО6, о том, что предписание прокурора было исполнено, перерасчет осуществлен 15.09.2017г. опровергаются имеющимся в материалах дела ответом Госжилинспекции РО от 12.12.2017г. №, в котором указано, что начисление размера платы за коммунальные ресурсы холодное водоснабжение, электроснабжение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества с января по сентябрь 2017 года (в части начисления за отведение сточных вод) январь, май 2017 года производилось с нарушением п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ч.9.1 ст.156 ЖК РФ, п.27 Приложения № к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, без утвержденного Региональной службой по тарифам РО норматива потребления на водоотведение, площадь мест общего пользования, используемая при расчете размера платы не соответствует данным технической документации на многоквартирный дом. С сентября 2017 года размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного <адрес> приведен в соответствие. Перерасчет размера платы был произведен только за коммунальные услуги (показания индивидуальных приборов учета) согласно пп.(ж) п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №. Перерасчет за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном <адрес> в платежных документах не произведен.
Таким образом, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, который не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Исходя из неимущественного характера разрешенных исковых требований, с ответчика согласно ст.333.19 НК РФ в доход местного бюджета взыскивается госпошлина в сумме 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия - удовлетворить.
Признать действия ТСЖ «Дон», выразившиеся в отказе в удовлетворении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 15.08.2017г. № незаконными.
Обязать ТСЖ «Дон» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги всем собственникам многоквартирного дома путем исключения расходов на водоотведение в январе 2017г. в размере 31,59 руб., в мае 2017г. – 3,50 руб.
Принять меры к уточнению площади общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, используемой при расчетах платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией.
Взыскать с ТСЖ «Дон» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: