ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4927/17 от 13.12.2017 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года <адрес>

Пролетарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Власенко А.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Пролетарский районный суд <адрес> с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия, ссылаясь в обоснование исковых требований на следующие обстоятельства.

<адрес> в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка деятельности ТСЖ «Дон», а именно проверка доводов обращения гр. ФИО3 и других жильцов многоквартирного дома по <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Дон», которое при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по <адрес> использовало одну площадь мест общего пользования, равную 660 кв.м., что противоречит положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. .

С учетом того, что до настоящего времени норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме РСТ РО не утвержден, а ранее действовавший на территории <адрес> отменен постановлением РСТ РО от 28.05.2013г. , у должностных лиц ТСЖ не имелось законных оснований для начисления платы за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Однако проверкой установлено, что при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества ТСЖ «Дон» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неправомерно включало расходы на водоотведение в январе, мае 2017 года. При этом перерасчет платы за указанный коммунальный ресурс ТСЖ «Дон» произведен не в полном объеме.

Так, при расчете платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества жителям <адрес> январе 2017 года и в мае 2017 года начислена плата за водоотведение в размере 31,59 руб. и 3,50 руб. соответственно. С февраля по апрель 2017 года такая плата не начислялась. Однако, перерасчет платы произведен только лишь в мае 2017 года в размере 25,61 руб. и в июне 2017 года – 3,50 руб.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес председателя ТСЖ «Дон» ФИО6 15.08.2017г. за внесено представление об устранении нарушений с требованиями, кроме прочего, о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, с предоставлением в прокуратуру района копии документа о наказании, и информации о результатах рассмотрения. Указанное представление получено ТСЖ «Дон» ДД.ММ.ГГГГ почтовой корреспонденцией, о чем свидетельствует уведомление ТСЖ «Дон», направленное в прокуратуру района от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки указанным требованиям законодательства, председателем правления ТЕЖ «Дон» ФИО6 представление от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное прокурором района ФИО4 не рассмотрено, нарушения указанные в представлении не устранены.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие о принятии ТСЖ «Дон» ФИО6 всех мер для выполнения требований прокурора, не представлены.

На основании изложенного прокурор <адрес> просил суд признать действия ТСЖ «Дон», выразившиеся в отказе в удовлетворении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 15.08.2017г. незаконными, обязать ТСЖ «Дон» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги всем собственникам многоквартирного дома путем исключения расходов на водоотведение в январе, мае 2017г. в размере 31,59 руб. и 3,50 руб. соответственно, а также принять меры к уточнению площади общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, используемой при расчетах платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией.

В судебное заседание явился помощник прокурора <адрес>, ФИО5, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что прокуратурой <адрес> направлено письмо в адрес Госжилинспекции РО, из ответа которой следует, что ТСЖ «Дон» не исполнено предписание прокурора <адрес> в части исполнения выявленных в ходе проверки нарушений.

Представитель ТСЖ «Дон», председатель ФИО6, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Дополнительно пояснила, что предписание прокурора было исполнено, о чем в прокуратуру <адрес> 14.11.2017г. было направлено письмо

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности в ходе рассмотрения дела по существу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка доводов обращения гр. ФИО3 и других жильцов многоквартирного дома по <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ТСЖ «Дон».

Согласно ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.0б.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст.156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01 января 201 7 года.

В соответствии п. 27 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN2 306 (далее - Правила N2 306), норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды определяется с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяющихся как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

В соответствии с п.37 приложения к Правилам при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

В ходе проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Дон» при выполнении расчетов платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, использовало одну площадь мест общего пользования, равную 660 кв..м., что противоречит положениям Правил .

Кроме того, согласно положениям п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям при боров учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.

Согласно п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в много­квартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ п. 48 Правил , п.п..10,17 и формулы 10 и 15 Приложения к этим Правилам.

В соответствии с абз. 3 п. 29 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах предоставления комму­нальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пунктов 1, 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Правил по их установлению и формированию.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ1498 до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

С учетом того, что до настоящего времени норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме РСТ РО не утвержден, а ранее действовавший на территории <адрес> отменен постановлением РСТ РО от ДД.ММ.ГГГГ, у должностных лиц ТСЖ не имелось законных оснований для начисления платы за водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Установив в ходе проверки, что ТСЖ «Дон» неправомерно включало в расходы на водоотведение в январе, марте, апреле и мае 2017г., а перерасчет платы за указанный коммунальный ресурс ТСЖ «Дон» произведен не в полном объеме, прокуратурой <адрес> в адрес председателя ТСЖ «Дон», ФИО6, 15.08.2017г. было направлено представление об устранении нарушений, с требованием также принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, с предоставлением копии документов о наказании, и информации о результатах рассмотрения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «о прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 21, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность.

Ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В силу положений ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению в месячный срок.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с ч. 3 СТ. 7 Федерального закона «о прокуратуре РФ» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Вместе с тем, вопреки указанным требованиям закона, председателем ТСЖ «Дон», ФИО6 представление от 15.08.2017г. , не рассмотрено, указанные в нем нарушения не устранены, в связи с чем требования прокурора о признании действий ТСЖ «Дон» незаконными суд находит обоснованными.

Доводы председателя ТСЖ «Дон», ФИО6, о том, что предписание прокурора было исполнено, перерасчет осуществлен 15.09.2017г. опровергаются имеющимся в материалах дела ответом Госжилинспекции РО от 12.12.2017г. , в котором указано, что начисление размера платы за коммунальные ресурсы холодное водоснабжение, электроснабжение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества с января по сентябрь 2017 года (в части начисления за отведение сточных вод) январь, май 2017 года производилось с нарушением п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ч.9.1 ст.156 ЖК РФ, п.27 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, без утвержденного Региональной службой по тарифам РО норматива потребления на водоотведение, площадь мест общего пользования, используемая при расчете размера платы не соответствует данным технической документации на многоквартирный дом. С сентября 2017 года размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного <адрес> приведен в соответствие. Перерасчет размера платы был произведен только за коммунальные услуги (показания индивидуальных приборов учета) согласно пп.(ж) п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. . Перерасчет за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном <адрес> в платежных документах не произведен.

Таким образом, исследовав все обстоятельства дела в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, который не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Исходя из неимущественного характера разрешенных исковых требований, с ответчика согласно ст.333.19 НК РФ в доход местного бюджета взыскивается госпошлина в сумме 6000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> к ТСЖ «Дон» о признании действий незаконными, обязании совершить действия - удовлетворить.

Признать действия ТСЖ «Дон», выразившиеся в отказе в удовлетворении представления прокурора района об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 15.08.2017г. незаконными.

Обязать ТСЖ «Дон» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги всем собственникам многоквартирного дома путем исключения расходов на водоотведение в январе 2017г. в размере 31,59 руб., в мае 2017г. – 3,50 руб.

Принять меры к уточнению площади общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, используемой при расчетах платы за коммунальные ресурсы (холодного водоснабжения и электроэнергии) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с технической документацией.

Взыскать с ТСЖ «Дон» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: