ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-492/19 от 04.06.2019 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-492/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Л.В.

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Нытвенского района Кривенышевой Н.Г.,

представителя ответчика Пачиной К.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Чекменевское сельское поселение» в лице администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры лицам с ограниченными возможностями,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на муниципальное образование «Чекменевское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» в лице администрации Чекменевского сельского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края в здании входной группы, в котором расположена администрация Чекменевского сельского поселения по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Н. Гаревая, Нытвенский район, обязанность в срок до 31.12.2019г. устранить следующие нарушения свода правил СП 59.13330.2016: установить тактильно-контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей (п.5.1.10); установить предупреждающие тактильно-контрастные указатели перед лестничными маршами и дверными проходами (шириной 0,5-6м. на расстоянии 0,3м. от внешнего края проступи), окрасить контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей, а также окрасить контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей (п.5.1.12); оборудовать поручнями с двух сторон лестничный марш (п. п.5.1.15, 5.1.16, 5.2.3. ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»); оборудовать информационный стенд для всех, в том числе для лиц с нарушением зрения, с установлением символов, указывающих на их доступность (п. п.5.1.3, 6.5.1,6.5.2, 6.1.7); окрасить дверные наличники и ручки в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.п. 6.4.1, 6.4.3); продублировать лестницы пандусом или подъемным устройством (п. 6.2.8.16).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства, соблюдения доступности объектов социальной инфраструктуры, для лиц с ограниченными возможностями. В здании: входной группы, в котором расположена администрация Чекменевского сельского поселения, выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, в частности, несоответствие нормативов доступности, установленных для инвалидов по СП 59.13330.2016.

Учитывая цель использования администрацией Чекменевского сельского поселения здания по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Нижняя Гаревая, оно относятся к объектам социальной инфраструктуры, к которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения (далее -МГН).

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кривенышева Н.Г. исковые требования уточнила, просит возложить на муниципальное образование «Чекменевское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» в лице администрации Нытвенского муниципального района в срок до 31.12.2020г. обязанность устранить нарушения, выразившиеся в эксплуатации здания по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Н. Гаревая, Нытвенский район, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Чекменевское сельское поселение», для размещения социально значимого объекта, с нарушениями свода правил СП 59.13330.2016:

- без установки тактильно-контрастных средств, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей (п.5.1.10);

- без установки предупреждающих тактильно-контрастных указателей перед лестничными маршами и дверными проходами (шириной 0,5-6м. на расстоянии 0,3м. от внешнего края проступи), окраски контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей, а также окраски контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей (п.5.1.12);

- без оборудования поручнями с двух сторон лестничного марша (п. п.5.1.15, 5.1.16, 5.2.3. ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»);

- без оборудования информационного стенда для всех, в том числе для лиц с нарушением зрения, с установлением символов, указывающих на их доступность (п. п.5.1.3, 6.5.1,6.5.2, 6.1.7);

- без окраски дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.п. 6.4.1, 6.4.3);

- без дублирования лестницы пандусом или подъемным устройством (п. 6.2.8.16).

Представитель ответчика Пачина К.В. просит в удовлетворении исковых требований отказать, так как Чекменевское сельское поселение утратило статус муниципального образования с 07.05.2019 - со дня вступления в законную силу закона Пермского края от 25.04.2019 №386-ПК «Об образовании нового муниципального образования Нытвенский городской округ». Согласно решения Совета депутатов Чекменевского сельского поселения от 15.05.2019 №17 «О ликвидации администрации Чекменевского сельского поселения», решения Земского Собрания Нытвенского муниципального района от 24.04.2019 №650 «Об утверждении структуры администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, при администрации создан Шерьинско-Чекменевский территориальный отдел местонахождение которого определено: Нытвенский район, с.Шерья, ул.Некрасова, 2. На основании постановления от 08.05.2019 №68 «Об осуществлении исполнительно-распорядительных полномочий администрации поселений по решению вопросов местного значения», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Чекменевского сельского поселения, осуществляет администрация Нытвенского муниципального района. В связи с чем, удовлетворение иска прокурора в настоящее время нецелесообразно.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со статьями 4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ, статьями 36, 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» нормы СНиП являются обязательными к применению.

Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других МГН передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1521 от 26.12.2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требование Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом правил определен норматив доступности, установленный в соответствии с СП 59.13330.2016 (Приказ Минстроя России от 14.11.2016г. №798/пр).

Судом установлено, что 16-17 апреля 2019г. прокуратурой Нытвенского района совместно с представителем Пермской краевой организацией – Общероссийский общественной организации инвалидов «Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» проведена проверка исполнения законодательства соблюдения доступности объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями. В ходе проверки выявлено, что социально значимый объект инфраструктуры - здание по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Нижняя Гаревая, Нытвенский район, в котором расположена администрация Чекменевского сельского поселения, не оборудовано специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения, во входной группе здания отсутствуют средства информирования и возможности эффективной ориентации, т.е. здание не удовлетворяет требованиям безбарьерности для всех категорий инвалидов, тем самым увеличиваются затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, (л.д.7-8).

Кроме того, в обоснование доводов, изложенных в исковом заявлении, истцом представлено заключение по результатам обследования объекта – здания администрации в д.Н.Гаревая, составленное 06.04.2019 экспертом АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному инновационному развитию территорий» ФИО1 и экспертом ФИО2 (л.д. 9-13). Согласно заключения, специалистами выявлены несоответствия по СП 5913330.2016, указанные в исковом заявлении.

Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что МО «Чекменевское сельское поселение» с 17.10.2013 является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, Нытвенский район, д.Нижняя гаревая, ул.Молодежная, 7а (л.д.14-15).

Представителем ответчика представлено решение Совета депутатов Чекменевского сельского поселения №17 от 15.05.2019 «О ликвидации администрации Чекменевского сельского поселения».

Как следует из материалов дела и установлено судом, входная группа здания, в котором на данный момент расположена администрация Чекменевского сельского поселения, не соответствует нормативам доступности для инвалидов, установленным СП 59.13330.2016. Поскольку в здании по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Нижняя Гаревая на момент вынесения решения находится администрация Чекменевского сельского поселения, то оно относится к объектам социальной инфраструктуры, т.е. к указанному зданию должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов свидетельствуют о недопустимом подходе к вопросам соблюдения конституционных прав и свобод граждан маломобильных групп населения на право беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем суд признает исковые требования прокурора Нытвенского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок, указанный в требованиях прокурора для устранения нарушений и исполнения решения суда, является разумным.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Возложить на муниципальное образование «Чекменевское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края» обязанность в срок до 31.12.2020г. устранить нарушения, выразившиеся в эксплуатации здания по адресу: ул. Молодежная, 7а, д. Н. Гаревая, Нытвенский район, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Чекменевское сельское поселение», для размещения социально значимого объекта, с нарушениями свода правил СП 59.13330.2016:

- без установки тактильно-контрастных средств, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей (п.5.1.10);

- без установки предупреждающих тактильно-контрастных указателей перед лестничными маршами и дверными проходами (шириной 0,5-6м. на расстоянии 0,3м. от внешнего края проступи), окраски контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей, а также окраски контрастной полосой проступи краевых ступеней лестничных маршей (п.5.1.12);

- без оборудования поручнями с двух сторон лестничного марша (п. п.5.1.15, 5.1.16, 5.2.3. ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»);

- без оборудования информационного стенда для всех, в том числе для лиц с нарушением зрения, с установлением символов, указывающих на их доступность (п. п.5.1.3, 6.5.1,6.5.2, 6.1.7);

- без окраски дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.п. 6.4.1, 6.4.3);

- без дублирования лестницы пандусом или подъемным устройством (п. 6.2.8.16).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня его принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова