ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-492/20 от 18.11.2020 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Решение

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года город Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко П.С.,

при секретаре судебного заседания Татушиной Ю.Ю.,

с участием истца Лосева В.Г.,

представителя истца – адвоката Калинина В.К.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) Маяковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лосева Вячеслава Григорьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения периода работы в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тве рской области (межрайонное) включить периоды работы в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также о назначении ему страховой пенсии по старости с даты обращения 27 апреля 2020 года,

у с т а н о в и л:

Лосев В.Г. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное), с учетом его уточнения, об отмене решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 27.07.2020 года в части не включения в стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» с 14 августа 2017 года по 31 декабря 2019 года, отказа в назначении ему страховой пенсии по старости с даты обращения. Просил обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п, 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды его работы в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» с 14.08.2017 г. по 31.12.2019 г. в качестве машиниста трелевочной машины 6 разряда и назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения 27 апреля 2020 года. В обоснование исковых требований указал, что 27 апреля 2020 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., согласно которому досрочно страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Решением ГУ - УПФ РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 27 июля 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано, так как, по мнению пенсионного органа, стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 11 лет 02 месяца 15 дней. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды его работы в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» с 14.08.2017 г. по 31.12.2019 г. в качестве машиниста трелевочной машины 6 разряда, так как индивидуальные сведения сданы без указания кода льготной работы. С решением пенсионного органа не согласен, так как данным решением нарушено его гарантированное Конституцией РФ право на социальное обеспечение. С наступлением возраста 55 лет он через свой личный кабинет на сайте Пенсионного фонда стал отслеживать продолжительность своего льготного стажа с тем, чтобы вовремя обратиться с заявлением в Управление Пенсионного фонда для назначения ему льготной пенсии. На 07 января 2020 г. стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по данным Пенсионного органа составлял 11 лет 7 месяцев 4 дней, а на 06 марта 2020 г. - уже 13 лет 6 мес. 18 дней. Когда, 27 апреля 2020 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, вновь оказалось, что стажа его работы недостаточно для назначения досрочной пенсии. В период работы с 14.08.2017 г. по 31.12.2019 г. он также как и до этого периода работал машинистом трелевочной машины 6 разряда, условия его работы не менялись. Впоследствии выяснил, что специальная оценка условий труда в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» была проведена 07.08.2017 г. Ему был установлен класс труда 3, подкласс 3.1. Его индивидуальные сведения сданы без указания кода льготной работы по вине работодателя. Его вины в этом нет. Однако тариф дополнительного страхового взноса в размере 6% за указанный период из его заработной платы удержан и перечислен ПФР РФ.

Определением суда (протокольная форма) от 18.11.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комбинат».

В судебном заседании истец Лосев В.Г., его представитель Калинин В.К. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнения в вышеуказанной части и просили удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно ссылались на отчет о проведении специальной оценки условий труда в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат», утвержденный председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда 14.08.2017 года, согласно которому должности машиниста трелевочной машины соответствует класс 3 подкласс 3.1. Как следует из справки председателя Производственного кооператива «Максатихинский промышленный комбинат» от 08.09.2020 года с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года Лосев В.Г. работал в указанном предприятии машинистом трелевочной машины 6 разряда на заготовке леса, тариф дополнительного страхового взноса составлял 6%, удержан и перечислен в ПФР РФ, 07.08.2017 года был проведен СОУТ, класс условий труда присвоен 3, подкласс 3.1, со специальной оценкой труда ознакомлен не был. Кроме того, обязанности тракториста и машиниста являются идентичными, то есть эти должности являются тождественными и связаны с опасными вредными условиями труда.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) Маякова С.Н. в судебном заседании поддержала доводы возражений на исковое заявление, согласно которым п.7 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ), предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии для мужчин по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

На основании подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее по тексту - Список № 273). 27.04.2020 истец обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пп.7 п.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ. Управлением были рассмотрены: заявление о назначении страховой пенсии по старости от 27.04.2020 № 142009/20; выписка из лицевого счета застрахованного лица Лосева Вячеслава Григорьевича; акт камеральной проверки на основании «наблюдательного дела» ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» №48 от 23.07.2020. В распоряжении Управления в наблюдательном деле ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» имеются копии следующих документов: ксерокопия устава ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (новая редакция в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 1996г. № 41-ФЗ), утвержденного общим собранием членов ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (протокол от 08.01.2010). Местонахождение предприятия: 171900, Тверская область, пгт. Максатиха, ул.им. Нового, д.71. Основными видами деятельности предприятия являются: заготовка, вывозка и переработка леса, производство по лесопилению и деревообработке, производство фанеры и т.д. Ксерокопия свидетельства о государственной регистрации ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» от 04.11.2002, справка о реорганизации от 05.11.2002 б/н, содержащая сведения о том, что Максатихинский межхозяйственный лесхоз по решению общего собрания от 14.10.2002 реорганизован в форме преобразования в ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат», списки профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные директором предприятия за 2004г., 2006-2009гг., в которых предусмотрены профессии: в 2004г.- «тракторист трелевочного трактора» - в подразделении «лесозаготовка, верхний склад, нижний склад» (количество штатных единиц не указано); в 2006-2008гг.- «машинист трелевочной машины (тракторист трелевочного трактора)»-30 шт.ед.в подразделении «лесозаготовка, верхний склад, нижний склад»; «чокеровщик»-22 шт.ед.; штатное расписание ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» на 2016 год, утверждено директором ПК «МЛПК» 23.01.2016, (в структурном подразделении «лесозаготовка» в т.ч. значится должность: машинист трелевочной машины - 41 шт. ед.), договор аренды лесного участка от 30.12.2008 (арендатору передается в аренду лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 26536га для заготовки древесины сроком до 26.11.2031 года), технологическая карта ПК МЛПК на разработку лесосеки (квартал ), утверждена начальником Максатихинского отдела лесного хозяйства в 2016г. (указано: характеристика лесосеки (площадь, запас древесины, вид и способ рубки), подготовительные работы (уборка опасных деревьев, разбивка лесосеки на делянки, разметки волоков, вырубка леса для погрузочных площадок), технология разработки лесосеки (способ разработки, валка леса, трелевка леса, обрубка сучьев, раскряжевка хлыстов, погрузка древесины, вывозка леса), расстановка рабочих и лесозаготовительной техники на валке леса, обрубке сучьев, трелевке, раскряжевке, погрузке, вывозке и очистке лесосеки. Указана схема технологии разработки лесосеки (делянки), должностная инструкция машиниста трелевочной машины, утвержденная директором ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» 01.01.2011, (указана характеристика работ: управление трелевочными машинами (тракторами, тягачами) различных систем, оснащенными навесным и прицепным оборудованием, при выполнении отдельных или комплекса операций по валке леса, пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней и т.п., регулирование, пуск и остановка механизмов и оборудования трелевочных машин, выявление и устранение неисправностей и т.п.); акт документальной проверки от 15.02.2016 обоснованности включения в «Перечень...» рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» за период с 01.01.2013 по30.06.2015. В результате проверки установлено, что профессии «машинист трелевочной машины», «чокеровщик» Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 № 273, и соответствующие п.7 4.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ включены в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за период с 01.01.2013 по 30.06.2015 обоснованно. Сведения из Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) по работодателю Производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (дата утверждения отчета СОУТ 14.08.2017) для работника СНИЛС 006-517-789 50 установлен 2 класс условий туда, наименование должности - тракторист (трелевочного трактора ТТ4). По вопросу включения периода работы истца с 14.08.2017 по 31.12.2019 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ указывает следующее. Приводя положения ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011г. №258-н об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок), указывает, что в настоящее время претендент на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен не только обратиться в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении такой пенсии, но и документально подтвердить продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а так же, при необходимости, иных условий, влияющих на возникновение данного права (особый характер работ). Ссылаясь на положения части 6 ст.30 Закона № 400-ФЗ, отмечает, что условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Приводя положения ст. 8 (Организация проведения специальной оценки условий труда) Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» (далее Закон № 426-ФЗ), указывает, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 закона № 426- ФЗ, и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с частью 1 ст.15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда: сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ требованиям; перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов; протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки); протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения); сводная ведомость специальной оценки условий труда; перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда; заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Приводя положения ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, пункта 1 статьи 18 Закона № 426-ФЗ (Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда), пункт 6 статьи 18 Закона № 426-ФЗ, указывает, что в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников может быть проведена государственная экспертиза условий труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда. Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 10.10.1997. Таким образом, спорный период его работы с 14.08.2017 по 31.12.2019 приходится на периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, следовательно, данный период подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В выписке из индивидуального лицевого счета Истца спорный период работы в ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» указан без кода льготной работы. В федеральной информационной системе ФГИС СОУТ класс условий труда Лосева В.Г. (страховой ) указан как допустимый «2», дата утверждения отчета 14.08.2017. При этом наименование рабочего места указано тракторист (трелевочного трактора ТТ4), которая не относится к категории льготных профессий. Организация, проводившая специальную оценку условий труда, - <данные изъяты> Таким образом, специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.7 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, засчитанный Управлением, на дату обращения, то есть на 27.04.2020 составляет 11 лет 02 месяца 15 дней, решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Лосеву В.Г. принято в строгом соответствии с пенсионным законодательством. Также указывает, что согласно ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня; страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. До 27.04.2020 заявления от истца о назначении Лосеву В.Г. страховой пенсии по старости не поступало.

Представитель третьего лица Производственного кооператива «Максатихинский производственный кооператив» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, сведений, подтверждающих уважительность причин неявки, в суд не представил, каких-либо ходатайств не заявил.

На основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица, надлежащим образом извещенного о слушании дела.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ), право на досрочное назначение страховой пенсии имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Как следует из подпункта «д» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011г. №258-н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок), который определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 6 ст.30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 8 (Организация проведения специальной оценки условий труда) Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда» (далее Закон № 426-ФЗ) обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 закона № 426- ФЗ, и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с частью 1 ст.15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ требованиям;

перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 Закона № 426-ФЗ (при наличии такого решения);

сводная ведомость специальной оценки условий труда;

перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с частью 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок

не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В пункте 1 статьи 18 Закона № 426-ФЗ (Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда) указано, что сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В пункте 6 статьи 18 Закона № 426-ФЗ указано, что сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, подведомственной ему федеральной службой и координируемыми им государственными внебюджетными фондами, налоговыми органами, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и страховщиками.

В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников может быть проведена государственная экспертиза условий труда, порядок проведения которой утвержден приказом Минтруда от 12.08.2014 № 549н. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.

Актом камеральной проверки на основании наблюдательного дела ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» от 23.07.2020 установлено, что в распоряжении Управления в наблюдательном деле ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» имеются копии следующих документов: ксерокопия устава ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (новая редакция в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 1996г. № 41-ФЗ), утвержденного общим собранием членов ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (протокол от 08.01.2010); местонахождение предприятия: 171900, Тверская область, пгт. Максатиха, ул.им. Нового, д.71, основными видами деятельности которого являются: заготовка, вывозка и переработка леса, производство по лесопилению и деревообработке, производство фанеры и т.д.; ксерокопия свидетельства о государственной регистрации ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» от 04.11.2002, справка о реорганизации от 05.11.2002 б/н, содержащая сведения о том, что Максатихинский межхозяйственный лесхоз по решению общего собрания от 14.10.2002 реорганизован в форме преобразования в ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат», списки профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные директором предприятия за 2004г., 2006-2009гг., в которых предусмотрены профессии: в 2004г.- «тракторист трелевочного трактора» - в подразделении «лесозаготовка, верхний склад, нижний склад» (количество штатных единиц не указано); в 2006-2008гг.- «машинист трелевочной машины (тракторист трелевочного трактора)»-30 шт.ед.в подразделении «лесозаготовка, верхний склад, нижний склад»; «чокеровщик»-22 шт.ед.; штатное расписание ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» на 2016 год, утверждено директором ПК «МЛПК» 23.01.2016, (в структурном подразделении «лесозаготовка» в т.ч. значится должность: машинист трелевочной машины - 41 шт. ед.), договор аренды лесного участка от 30.12.2008 (арендатору передается в аренду лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 26536га для заготовки древесины сроком до 26.11.2031 года), технологическая карта ПК МЛПК на разработку лесосеки (квартал ), утверждена начальником Максатихинского отдела лесного хозяйства в 2016г. (указано: характеристика лесосеки (площадь, запас древесины, вид и способ рубки), подготовительные работы (уборка опасных деревьев, разбивка лесосеки на делянки, разметки волоков, вырубка леса для погрузочных площадок), технология разработки лесосеки (способ разработки, валка леса, трелевка леса, обрубка сучьев, раскряжевка хлыстов, погрузка древесины, вывозка леса), расстановка рабочих и лесозаготовительной техники на валке леса, обрубке сучьев, трелевке, раскряжевке, погрузке, вывозке и очистке лесосеки. Указана схема технологии разработки лесосеки (делянки), должностная инструкция машиниста трелевочной машины, утвержденная директором ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» 01.01.2011, (указана характеристика работ: управление трелевочными машинами (тракторами, тягачами) различных систем, оснащенными навесным и прицепным оборудованием, при выполнении отдельных или комплекса операций по валке леса, пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней и т.п., регулирование, пуск и остановка механизмов и оборудования трелевочных машин, выявление и устранение неисправностей и т.п.); акт документальной проверки от 15.02.2016 обоснованности включения в «Перечень...» рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» за период с 01.01.2013 по30.06.2015. В результате проверки установлено, что профессии «машинист трелевочной машины», «чокеровщик» Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 № 273, и соответствующие п.7 4.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ включены в Перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за период с 01.01.2013 по 30.06.2015. Сведения из Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) по работодателю Производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комбинат» (дата утверждения отчета СОУТ 14.08.2017) для работника СНИЛС 006-517-789 50 установлен 2 класс условий туда, наименование должности - тракторист (трелевочного трактора ТТ4).

Как следует из трудовой книжки с датой заполнения от 14.08.1978 года Лосев В.Г. переведен 02.01.2003 года в лесозаготовительную бригаду машинистом трелевочной машины 6 разряда с совмещением чокеровщика 4 разряда ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат»; 18.04.2006 года переведен на склад сортировщиком 4 разряда с совмещением машиниста-крановщика 3 разряда; 03.07.2006 года переведен машинистом трелевочной машины 6 разряда с совмещением чокеровщика 4 разряда; 20.03.2007 года переведен на склад сортировщиком 4 разряда; 01.06.2007 года переведен машинистом трелевочной машины 6 разряда; 07.10.2008 года переведен водителем а/м с гидроманикулятором; 31.12.2019 года – расторжение трудового договора по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы ( подклассы ) условий труда на рабочих местах.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам ( подклассам ) условий труда (ч. 8 ст. 12 названного Закона).

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда ч. 1 ст. 14 Закона). В этой же статье дано понятие подкласса 3.1 (вредные условия труда 1 степени).

Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №475-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав п.п. 1-2 ч. 1, ч.ч. 2, 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с вредными и тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункты 1, 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в частности, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273 утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, где указаны профессии, в том числе, машинисты - крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах; машинисты сплоточных (сортировочных) машин; машинисты трелевочных машин; обрубщики сучьев; трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса; трелевщики.

При этом в соответствии с Примечанием к Списку указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

Как следует из представленных материалов Лосев В.Г. с 10.10.1997 года является зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования. Период его работы с 14.08.2017 по 31.12.2019 приходится на периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. При этом указанный период подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Так, согласно выписке из индивидуального лицевого счета вышеуказанный период работы в ПК «Максатихинский лесопромышленный комбинат» указан без кода льготной работы.

Согласно федеральной информационной системе ФГИС СОУТ класс условий труда Лосева В.Г. указан как допустимый «2», датой утверждения отчета является 14.08.2017; наименование рабочего места указано как тракторист (трелевочного трактора ТТ4). Специальная оценка условий труда проведена ООО «СтандартСервис».

Вместе с тем, в соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат», утвержденным 14.08.2017 года, должности машиниста трелевочной машины установлен класс 3 подкласс 3.1. При этом и должность машиниста трелевочной машины и должность тракториста трелевочного трактора сопряжены с вредными условиями труда.

Согласно справке председателя Производственного кооператива «Максатихинский лесопромышленный комбинат» от 08.09.2020 года №187 подтверждено, что в период работы Лосева В.Г. с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года он работал в указанном предприятии машинистом трелевочной машины 6 разряда на заготовке леса, тариф дополнительного страхового взноса составлял 6%, удержан и перечислен в ПФР РФ. 07.08.2017 года был проведен СОУТ, класс условий труда присвоен 3, подкласс 3.1, со специальной оценкой труда ознакомлен не был.

Таким образом, стороной истца представлены бесспорные письменные доказательства, подтверждающие присвоение истцу как машинисту трелевочной машины ПК «Максатихинский промышленный комбинат» класса 3 подкласса 3.1, как следует из отчета о проведенной специальной оценки условий труда. При этом отсутствие указанных данных в федеральной информационной системе ФГИС СОУТ, учитывая представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований, не может служить основанием для отказа в их удовлетворении. Индивидуальные сведения сданы работодателем без указания кода льготной работы, при этом вины в этом истца, который не может нести бремя последствий за указанные действия, не имеется. Вышеприведенными письменными доказательствами (в частности отчетом о проведении специальной оценки условий труда, справкой) подтверждено, что истец в спорный период выполнял обязанности машиниста трелевочной машины с присвоением класса 3 подкласса 3.1. При этом в период с 14.08.2017 года по 31.12.2019 года он также как и до этого периода работал, в том числе машинистом трелевочной машины 6 разряда, условия его работы, выполняемые функции не менялись, тариф дополнительного страхового взноса в размере 6% за указанный период из его заработанной платы удержан, перечислен в Пенсионный фонд РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, указано, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых лицом функций, условий и характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, характера и специфики, условий осуществляемой им работы, выполняемых им функциональных обязанностей, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал.

При этом право истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные необходимые сведения в Пенсионный Фонд.

Доводы представителя ответчика о том, что спорный период работы не подлежит зачету истцу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в лицевом счете застрахованного лица работодателем не был проставлен код льготы за данные периоды, не могут быть приняты судом во внимание, так как данные сведения представляет в пенсионный орган не истец, а работодатель, на котором лежит ответственность за своевременность и достоверность представляемых сведений.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 14.08.2017 года по 31.12.2019 года в качестве машиниста трелевочной машины 6 разряда подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Разрешая требования истца, с учетом их уточнения, об установлении стажа его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты обращения, суд, исходя из положений ч. ч. 1, 5, 6 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», с учетом разъяснений, данных в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», также приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.

Как следует из материалов дела Лосев В.Г. 27.04.2020 года обратился в ГУ - УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. На дату обращения специальный стаж Лосева В.Г. составлял 11 лет 02 месяца 15 дней. С учетом периода, зачтенного судом (с 14.08.2017 года по 31.12.2019 года в качестве машиниста трелевочной машины 6 разряда), специальный стаж истца по состоянию на дату обращения составил более требуемых 12 лет 06 месяцев. В связи с чем, имеются основания для возложения на УПФ РФ обязанности назначить Лосеву В.Г. досрочную страховую пенсию по старости по состоянию на 27.04.2020 года.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лосева Вячеслава Григорьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) удовлетворить.

Отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Лосеву В.Г. от 27 июля 2020 года в части не включения в стаж периода работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» с 14 августа 2017 года по 31 декабря 2019 года, отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить Лосеву Вячеславу Григорьевичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в Производственном кооперативе «Максатихинский лесопромышленный комбинат» с 14 августа 2017 года по 31 декабря 2019 года в качестве машиниста трелевочной машины 6 разряда, и признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 27 апреля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме с учетом ч. 3 ст. 107 ГПК РФ составлено 24 ноября 2020 года.

Председательствующий П.С. Величко

1версия для печатиДело № 2-492/2020 ~ М-471/2020 (Решения)