ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4930/18 от 23.11.2018 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2018 года

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре Мироненко Е.П., с участием истца Циганенко Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Циганенко Дмитрия Сергеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» о возложении обязанности произвести выплату компенсационного характера, произвести стимулирующую выплату, взыскании суточных,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Циганенко Д.С. обратился в суд к ответчику ФГКУ «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» с вышеупомянутым иском.

В обоснование исковых требований указал, что работает в ФГКУ «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» в должности спасателя 2 класса. Согласно приказу № ******-КМ от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в составе группы спасателей в <адрес> для ликвидации последствий паводка, ведения поисково-спасательных работ. По прибытию в <адрес> он был направлен в рабочий <адрес>. В ходе проведения работ в условиях прорыва дамбы в р.<адрес> им применялись защитные средства (гидрокостюм). По результатам были составлены акт выполненных работ и табель учета рабочего времени, заверенные руководителем местной администрации. Вместе с тем, ответчик оплатил только два дня работ в особо сложных условиях, а оплатить должен был четыре дня – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также ответчик оплатил суточные в размере 100 руб., в то время как коллективным договором предусмотрена оплата в размере 300 руб. Кроме того, в Приказе № ****** от ДД.ММ.ГГГГ Приложение к пункту 6 Условий, размера и порядка выплат стимулирующего характера работникам учреждения МЧС России в п.4.1 предусмотрена выплата стимулирующего характера, устанавливаемая за фактическое время выполнения работ: надбавка за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций до 50% от оклада. Указанная надбавка не была произведена. На основании изложенного, истец просил обязать ответчика произвести выплату компенсационного характера за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях (Приложение к подпункту 4.2.5 пункта 4 Приказа МЧС России № ******) за 16,ДД.ММ.ГГГГ, исходя из десятикратной часовой тарифной ставки за каждый час работы. Обязать произвести доплату согласно коллективному договору командировочных расходов в объеме 300 руб. за сутки в размере 2000 руб. Обязать произвести стимулирующую выплату за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в размере 50 процентов от установленного оклада.

В судебном заседании истец Циганенко Д.С. дополнил исковые требования, указав, что в период осуществления поисково-спасательных работ в р.<адрес>, указанная зона являлась зоной сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Работа в зонах эпидемий (эпизодий), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности подлежит оплате в десятикратном размере. Также пояснил, что ответчик выплатил ему суточные в полном объеме, в связи с чем, требование о взыскании 2000 руб. он не поддерживает. Остальные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что п. 4.1.1 Приложения № ****** к приказу МЧС Росси от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** определен размер выплат за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях с применением изолирующих средств из расчета десятикратной часовой тарифной ставки за каждый час работы. Приложением к подпункту 4.1.1 пункта 4 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам МЧС России (Приложение № ******) определен Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и опасным условиям. Пунктом 5 Данного перечня предусмотрена работа в условиях опасности сходя снежных лавин и селей, прорыва плотин, дам Пунктом 12 предусмотрена работа в зонах эпидемий (эпизодий), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности. В р.<адрес> опасность прорыва дамбы сохранялась до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается табелем учета рабочего времени при проведении поисково-спасательных работ в особо сложных условиях, согласованным с заместителем главы р.<адрес>. Кроме того, зона рабочего поселка относилась к зоне эпидемии и бактериологического заражения. Однако ответчиком выплаты произведены только за два дня – 14 и 15 апреля в размере 24437, 89 руб. Просил взыскать компенсационные выплаты за 16 и ДД.ММ.ГГГГ в размере 24437,89 руб. Также просил взыскать стимулирующую выплату, установленную п.4.1 Приложения № ****** к Приказу МЧС России № ****** в размере 5027, 56 руб.

Представитель ответчика ФГКУ «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении не представил. Ранее в судебных заседаниях исковые требования не признавал. В письменных возражениях на иск указал и суду пояснил, что угроза прорыва дамбы в р.<адрес> сохранялась до вечера ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в результате проделанной работы по укреплению дамбы угроза её прорыва была снята, спасатели были переведены на другие участки работы, которые не относились к работам в особо сложных и опасных условиях, независимо от того производились ли они в изолирующих средствах или без них. В связи с чем, к оплате в десятикратном размере были приняты часы, отработанные спасателями, выполнявшими работы при проведении ПСР в особо сложных условиях в гидрокомбинезонах при укреплении и отсыпке дамб в период с 14.04 и ДД.ММ.ГГГГ. Остальное отработанное врем было оплачено по общему табелю работ, не относящимся к особо сложным и опасным условиям. В коллективном договоре п.7.6 действительно предусмотрено, что размер суточных составляет 300 руб. Истцу выплачено по 100 руб. за сутки. Вместе с тем, при наличии экономии в бюджете организации, истцу будет произведена соответствующая доплата. Относительно требования о стимулирующей выплате, указал. Приложением № ****** к Приказу МЧС России № ****** определены условия размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России. Пунктом 4 определены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: 4.1. Выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ: -надбавка за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуациях (за время выполнения этих работ) до 50% оклада. Данная выплата не является выплатой, устанавливаемой на постоянной основе, а назначается за проявленную интенсивность и высокие результаты работ.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации р.<адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении не представил.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с трудовым договором № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истец Циганенко Д.С. принят на работу к ответчику на должность спасателя и работает по настоящее время в должности спасателя 2 класса.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-КМ Циганенко Д.С. в составе группы спасателей был направлен в служебную командировку в <адрес> на десять календарных дней с 11 апреля по ДД.ММ.ГГГГ для ликвидации последствий паводка.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец в составе поисково-спасательного отряда работал на территории <адрес>. Выполнял работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отсыпка и укреплению дамбы, ДД.ММ.ГГГГ - эвакуация людей (80 человек); ДД.ММ.ГГГГ – ремонт дощатого настила подвесного моста в районе <адрес>, монтаж щитов для подхода к подтопленным жилым домам; ДД.ММ.ГГГГ – доставка гуманитарной помощи пострадавшему населению, доставка членов комиссии по оценке ущерба к подтопленным участкам, монтаж трапов для переезда техники через рукавные линии; ДД.ММ.ГГГГ – оказание помощи населению подтопленных домов. Данное обстоятельство подтверждается ответом на судебный запрос главы <адрес> и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда от ДД.ММ.ГГГГ к оплате в особо сложных условиях приняты поисково-спасательные работы за период 14 и ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчетного листка Циганенко Д.С. за июнь 2018 года, ему 14.04.-15.04. произведены компенсационные выплаты в размере 24437,89 руб.

По утверждению истца к оплате в особо сложных условиях ответчик неправомерно не принял поисково-спасательные работы за период 16 и ДД.ММ.ГГГГ.

Приложением № ****** к Приказу МЧС Росси от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России.

В соответствии с п. 2 Приложения, в том числе, установлена выплата компенсационного характера работникам учреждений МЧС России занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Пунктом 4.1 предусмотрены Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ, к которым относится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу учреждений: без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой тарифной ставки за каждый час работы; с применением изолирующих средств - из расчета десятикратной часовой тарифной ставки за каждый час работы (п.4.1.1).

При этом, перечни аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям, и изолирующих средств, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и в особо опасных условиях, производится оплата из расчета десятикратной ставки (оклада) за каждый час работы, приведены в приложении к настоящему подпункту.

В Приложении к подпункту 4.1.1 пункта 4 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России (Перечень аварийно- спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям) указана работа в условиях опасности схода снежных лавин и селей, прорыва плотин и дамб (п.5) и работа в зонах эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности (п.12).

Таким образом, выплата компенсационного характера за работу в особо сложных и особо опасных условиях предусмотрена при условии наличия во время проведения спасателями работ в условиях опасности прорыва плотин и дамб, введения режима зоны эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.

Вместе с тем, при рассмотрении дела таких обстоятельств в спорный период не установлено.

Так, согласно ответа на судебных запрос главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. постановлением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации. Угроза прорыва дамбы сохранялась до момента ликвидации образовавшегося затора, который был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 00 мин.

Согласно ответа главы <адрес> на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ, р.<адрес> с 14 по ДД.ММ.ГГГГ не являлась зоной эпидемий и бактериологического заражения.

Аналогичный ответ получен из ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований в данной части.

Требования истца о взыскании суточных расходов в размере 2000 руб. за период нахождения в командировке удовлетворению также не подлежат, поскольку ответчик в период рассмотрения дела судом произвел указанную выплату, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.

Разрешая требования истца о возложении обязанности произвести стимулирующую выплату в размере 50% оклада за фактическое время выполнения работ за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуациях в размере 5027,56 руб. суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются, в том числе, коллективными договорами, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению, в том числе, коллективным договором, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовым договором, заключенным с истцом, ему установлена заработная плата в размере должностного оклада, в состав которой включаются выплаты, установленные нормативными актами МЧС России и локальными нормативными актами – за выслугу лет; компенсационные выплаты, включая командировочные расходы, выплаты за работу в ночное врем, за проведение ПСР в особо сложных и особо опасных условиях, выплаты стимулирующего характера – при наличии денежных средств (п. 4.2, 4.6). Заработная плата, плата, премии, надбавки и другие поощрительные выплаты выплачиваются в порядке и сроки, установленные локальными документами в соответствии с действующим законодательством (п.4.7).

Приложением N 3 к Приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 700 определены условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, которые определяют условия, размеры и правила осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (далее - работники), устанавливаемые коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2 Приложения, работникам учреждений МЧС России (далее - учреждений) устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

К основным показателям оценки эффективности труда работников относятся следующие показатели: успешное, добросовестное и качественное исполнение профессиональных и должностных обязанностей; профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций; применение в работе современных форм и методов организации труда. Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами (п.3).

Пунктом 4 Приложения определены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ (п.4.1) в виде надбавки за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуациях (за время выполнения этих работ) до 50% оклада (п.4.1.1), и выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые на постоянной основе (п.4.2).

Порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера определяются руководителем учреждения (организации) с учетом мнения профсоюзного органа или иного представительного органа работников за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году (п. 9 приложения N 3 к Приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 700).

Приложением к коллективному договору ФГКУ УРПСО МЧС России утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера ФГКУ УрПСО МЧС России. Согласно п.1.2 Положения, выплаты стимулирующего характера производятся по решению начальника учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников учреждения на основании приказа МЧС России № ******.

Истец просит взыскать с ответчика выплату, предусмотренную п. 4.1.1 Приложения № ****** к Приказу МЧС России № ****** в размере 5027,56 руб. (надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуациях (за время выполнения этих работ).

Проанализировав вышеуказанные пункты Приложения N 3 к Приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 700, а также положения коллективного договора и условия трудового договора в части определения условий оплаты труда с учетом положений ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в данном случае спорная надбавка является дополнительной стимулирующей выплатой, начисление которой работнику является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку спорная выплата не включена в систему оплаты труда, начисляется исключительно по инициативе, решению и в размере, установленном работодателем, и напрямую зависит от бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников учреждения.

Учитывая, что каких-либо приказов о выплате истцу спорной стимулирующей надбавки работодателем не выносилось, доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии всех условий для начисления и выплаты стимулирующей выплаты за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций за спорный период

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Циганенко Дмитрия Сергеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Уральский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» о возложении обязанности произвести выплату компенсационного характера, произвести стимулирующую выплату, взыскании суточных – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий О.В.Хрущева