Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 апреля 2014 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Козыревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, восстановлении жилого дома, сносе опор моста, восстановлении плодородия земельного участка и насаждений, предоставлении жилого помещения для временного проживания, взыскании компенсации морального вреда и встречному иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации к ФИО1 и ФИО2 о прекращении права собственности на часть жилого дома и земельных участков в связи с выкупом земельного участка для государственных нужд Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с названным иском, указав, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата № 626-р принято решение об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка площадью 7,8595 гектара для строительства мостового перехода через реку Сура и участка железной дороги в г.Пензе. Обязанность по изъятию земельного участка возложена на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, уполномоченным представителем которого являлся командир войсковой части Номер полковник Я.. Земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, расположенные по адресу Адрес , подлежали изъятию, о чем они были извещены в конце декабря 2012 года. Дата ОАО «СК МОСТ» начало снос принадлежащего им жилого дома. Дата принадлежащий им жилой дом был снесен полностью ОАО «СК МОСТ» с уничтожением находящегося в нем имущества. Дата земельный участок был огорожен под строительную площадку. Полагают, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации без законных оснований владеет и пользуется принадлежащим им земельным участком.
Просили суд истребовать принадлежащие им земельные участки, расположенные по Адрес из незаконного владения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, обязать указанное министерство возместить причиненный им вред путем восстановления жилого дома, снести незаконно возведенные на их земельном участке опоры моста, восстановить плодородие земли участка, а также насаждения, располагавшиеся на нем, предоставить временное жилье территориально расположенное вблизи к месту проживания по адресу Адрес , взыскать компенсацию морального вреда в сумме Данные изъяты.
В процессе рассмотрения дела ФИО1 уточнил исковые требования, указав, что просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере Данные изъяты рублей и восстановить на земельном участке 5 деревьев рябины и 8 кустов смородины.
ФИО2 просила взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере Данные изъяты.
В ходе рассмотрения дела Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предъявило к ФИО1 и ФИО2 встречный иск, в котором ссылаясь на указанные ранее решения Правительства Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации просило суд с учетом последующих уточнений предмета иска прекратить право собственности ФИО1 и ФИО2 на принадлежащие им доли в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес , а также передать в собственность Российской Федерации 7\300 долей в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; 7\100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; 7/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес , обязав Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выплатить ФИО1 и ФИО2 компенсацию за изъятое у него имущество в размере, определенном заключением эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 21.02.2014 года.
Обязать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выплатить ФИО2 компенсацию за изъятое у нее имущество в сумме 509 181 рубля.
В судебное заседании ФИО1 исковые требования поддержал, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. С встречным иском не согласился, ссылаясь на то, что в соответствии в нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации его лишили возможности использовать принадлежащее ему имущество до принятия судом решения о его изъятии.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ФИО3, действующая на основании доверенности, встречный иск поддержала. С первоначальным иском не согласилась, указав, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации жилой дом истцов не сносило, земельный участок не огораживало и не осуществляло работ по строительству моста в г.Пензе, в том числе и на земельном участке истцов.
Представитель администрации г.Пензы ФИО4, действующая на основании доверенности, с первоначальным иском не согласилась, а встречный иск полагала обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит 1\300 доля в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; 1\100 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; 1/100 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес .
ФИО2 принадлежит 6\300 долей в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; 6\100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; 6/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес , которые были подарены ей ФИО1 Дата года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата № 626-р в целях строительства мостового перехода через реку Сура и участка железной дороги в г.Пензе принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельный участки общей площадью 7,8595 гектара, расположенные в г.Пензе. Данным распоряжением Министерству промышленности и торговли Российской Федерации поручено осуществить мероприятия, связанные с изъятием земельных участков, определить границы земельных участков, подлежащих изъятию, и осуществить финансирование указанных мероприятий за счет средств, предусмотренных в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» на реализацию Президентской федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
В целях исполнения указанного распоряжения на основании акта выбора земельного участка, согласованного главой администрации г.Пензы Дата и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Дата Министерством промышленности и торговли Российской Федерации было принято решение (приказ Номер от Дата с последующими изменениями внесенными приказом Номер от Дата года) об изъятии для нужд Российской Федерации для целей строительства мостового перехода через реку Сура и участка железной дороги в г.Пензе для эвакуации населения в случае чрезвычайной ситуации на объекте по уничтожению химического оружия в Адрес земельного участка и объектов недвижимости, расположенных по адресу Адрес путем выкупа.
В указанном решении значатся земельные участки и строения, принадлежащие ФИО1 и ФИО2
Дата Управлением Росреестра по Пензенской области произведена государственная регистрация обременения земельных участков и строений, расположенных по адресу Адрес , в пользу Российской Федерации в связи с их изъятием для государственных нужд Российской Федерации.
О произведенной регистрации обременения жилого дома и земельных участков по адресу Адрес был извещен ФИО1 в районе Дата года, что не отрицалось им в судебном заседании.
Также о регистрации обременения была извещена ФИО2 при заключении договора от Дата года, по которому она приняла в дар от ФИО1 указанные выше доли в праве общей долевой собственности на жилые дома и земельные участки, расположенные по адресу Адрес .
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с строительством объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти Российской Федерации, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных нужд.
Решение органа государственной власти Российской Федерации об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу о том, что решение об изъятии у ФИО1 и ФИО2 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки принято компетентным органом государственной власти.
Из акта выбора земельного участка под проектирование и строительство мостового перехода через реку Сура в г.Пензе следует, что выбранный земельный участок является единственным приемлемым вариантом для размещения объекта, предназначенного для эвакуации населения в случае чрезвычайной ситуации на территории Пензенской области. Данный акт согласован и утвержден в установленном законом порядке.
Строительство мостового перехода предусмотрено федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 года № 305, которая принята в целях исполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции от 13.01.1993 года «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении».
Данный мостовой переход предназначен для эвакуации населения в случае чрезвычайной ситуации на объекте по уничтожению химического оружия, расположенного в пос.Леонидовка Пензенской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что изъятие части земельных участков и жилого дома, принадлежащего истцам по первоначальному иску, является необходимым условием обеспечения исполнения Российской Федерацией международных обязательств по уничтожению химического оружия.
Также суд считает, что процедура изъятия земельных участков и жилого дома была соблюдена, поскольку решение об изъятии жилых домов и земельных участков было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Пензенской области и с момента извещения ФИО1, являвшегося собственником частей спорных объектов недвижимости, о произведенной регистрации обременений прошло более 1 года.
ФИО2 при приобретении у ФИО1 в апреле 2013 года части изымаемых объектов недвижимости также была предупреждена о наличии в отношении них указанных выше обременений.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что имеются все правовые основания для изъятия у ФИО1 и ФИО2 спорных долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу Адрес , а также прекращения права собственности на них с передачей имущества в собственность Российской Федерации.
При определении размера компенсации, подлежащей выплате ФИО2 и ФИО1 суд исходит из заключения эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от Дата года, поскольку указанная в нем стоимость изымаемого имущества определена на момент рассмотрения спора, что наиболее соответствует интересам его собственников, в отличие от отчета ООО «Региональный экспертный центр», составленного Дата года, на основании которого был предъявлен встречный иск.
Согласно указанному заключению эксперта стоимость частей изымаемых у ФИО1 объектов недвижимости составляет 84 863 рубля, а у ФИО2 – 509 181 рубль.
Каких либо доказательств того, что стоимость изымаемого имущества превышает указанные выше суммы, ФИО2 и ФИО1 не представлено.
Также ими не было представлено доказательств того, что в связи с изъятием спорных объектов недвижимости они понесли или понесут какие-либо другие убытки и их стоимости.
С учетом изложенного, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обязано выплатить компенсацию ФИО2 – 509 181 рубль, а ФИО1 – 84 863 рубля.
Доводы ФИО2 о нарушении его прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи со сносом жилого дома по адресу Адрес , которым он пользовался, и размещении на его земельном участке строительной площадки до принятия судом решения о его изъятии, не являются препятствием для удовлетворения иска Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
В силу статей 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право истребования имущества из чужого незаконного владения принадлежит только собственнику или лицу, которое владеет имуществом на законном основании.
В связи с прекращением права собственности ФИО2 и ФИО1 на спорные земельные участки они утрачивают и право на предъявление иска, предусмотренного статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, их исковые требования об истребовании земельных участков из незаконного владения удовлетворению не подлежат.
Кроме того, следует отметить, что в ходе рассмотрения дела не было добыто доказательств того, что владельцем спорных земельных участков является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Дата было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на мостовой переход, часть которого расположена на спорных земельных участках. Доказательства того, что этими участками фактически обладает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, отсутствуют.
По этим же основаниям не может быть удовлетворен иск ФИО1 и ФИО2 о сносе опоры моста, восстановлении насаждений, плодородия почвы и жилого дома, поскольку указанные требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, и истцы утратили права на земельный участок, где располагались жилой дом, насаждения и возведена опора моста.
Кроме того, из искового заявления следует, что дом, где проживали ФИО1 и ФИО2, был снесен работниками ОАО «СК МОСТ». Также работниками указанной организации были изъяты у истцов по первоначальному иску части земельных участков для организации строительной площадки.
Каких-либо доказательства того, что указанные выше действия были совершены работниками ответчика по первоначальному иску или его уполномоченными лицами, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу нематериальных благ относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Однако в ходе судебного разбирательства ФИО1 и ФИО2 не было представлено доказательств того, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации нарушило их личные неимущественные права.
Доводы ФИО1, что в результате сноса его дома он лишился регистрации по месту жительства и права на участие в выборах не подтверждены какими-либо доказательствами.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 000 рублей не подлежат удовлетворению.
По тем же основаниям не может быть удовлетворен иск ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Кроме того, следует отметить, что в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный государственными органами в результате их незаконных действий возмещается за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой в судах выступает Министерство финансов Российской Федерации.
В связи с чем, Министерство промышленности и торговли является ненадлежащим ответчиком по иску ФИО2 и ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Встречный иск Министерства промышленности и торговли Российской Федерации удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1 на 1\300 долю в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; на 1\100 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; на 1/100 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес .
Прекратить право собственности ФИО2 на 6\300 долей в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; на 6\100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; на 6/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес .
Передать в собственность Российской Федерации 7\300 долей в праве общей долевой собственности на три жилых дома литеры А, Б, В площадью 354,7 кв.м. по адресу Адрес ; 7\100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 620 кв.м., расположенный по адресу Адрес ; 7/100 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1 268 кв.м., расположенный по адресу Адрес .
Обязать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выплатить ФИО1 компенсацию за изъятое у него имущество в размере 84 863 рублей.
Обязать Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выплатить ФИО2 компенсацию за изъятое у нее имущество в сумме 509 181 рубля.
Иск ФИО1 и ФИО2 к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, восстановлении жилого дома, сносе опор моста, восстановлении плодородия земельного участка и насаждений, предоставлении жилого помещения для временного проживания, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца с 07.04.2014 года.
Судья: Е.А.Мартынова