ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4935/2022 от 04.10.2022 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-4935/2022

61RS0022-01-2022-006710-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 год г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Гриценко Ю.А.

при секретаре Востриковой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейников М.О. к Комитету по управлению имуществом г. Таганрога об изменении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором указал, что является собственником строений и целого земельного участка общей площадью 347 кв.м., с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес>. Земельный участок по адресу: <адрес> всегда имел конфигурацию с выступом по фасадной части на <адрес>, что подтверждается ситуационным планом из МУП БТИ г. Таганрога, по данным на 12.04.2012 год. Согласно, данного плана, по фасадной части домовладения имеется забор с воротами. Домовладение приобреталось в 2014 году с имеющимся жилым домом. Забор с воротами и калиткой являются фактической границей, отделяющей земельный участок по <адрес> от муниципального земельного участка. По настоящее время границы указанного земельного участка не изменялись. Истец считает, что имеет место реестровая ошибка, так как, при проведении межевания муниципальных дорог, капитальный забор уже существовал, границы спорного земельного участка не изменялись. В связи с тем, что указанный земельный участок необходимо было привести в соответствие с требованиями земельного законодательства, истцом был заказан межевой план. В связи с тем, что решить данный спор в досудебном порядке не возможно, истец обратился в суд с настоящим иском и просил, с учетом уточнённых требований, изменить границы муниципального земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером принадлежащего ему на праве собственности, в соответствии с межевым планом от 08.08.2022 г., подготовленным кадастровым инженером Ш.В.В,

В судебное заседание истец не явился, уведомлен о дате слушания дела надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает.

Представитель КУИ г. Таганрога в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отношении не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

истец является собственником жилого дома лит. «А» общей площадью 70,2 кв.м., сарая площадью 11,9 кв.м., гаража площадью 20,9 кв.м. и собственником целого земельного участка общей площадью 347 кв.м., с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>, , имеющиеся в материалах дела. Право собственности на указанное имущество перешло к нему на основании договора купли-продажи от 21.07.2014 года.

Доказательством, подтверждающим существование объектов искусственного происхождения – забора, определяющего границу спорного земельного участка по фасаду от муниципального земельного участка, является ситуационный план из МУП БТИ г. Таганрога по данным на 12.04.2012 год, предоставленный истцом в материалы дела.

Согласно, кадастровой карте территории, имеющейся в материалах дела, многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 8 379 кв.м., по адресному ориентиру: <адрес> (<адрес> с разрешенным использованием – для размещения земельного участка общего пользования – <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью – 29.12.2014 года. Судом установлено, что забор является фактической границей, отделяющей земельный участок истца от муниципального земельного участка.

Суд считает, что муниципальный земельный участок с кадастровым номером 61:58:0000000:39873 был поставлен на кадастровый учет в соответствии с результатами материалов сплошной инвентаризации, то есть без выхода на местность, на основании данных органов технической инвентаризации, установление его границ производилось по расчетным координатам. Однако, при проведении межевания муниципальных дорог, забор с воротами истца уже существовали, что подтверждается материалами дела.

В материалах дела имеется межевой план от 08.08.2022 г., подготовленный кадастровым инженером Ш.В.В,, в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером и уточнением описания местоположения границ и (или) площади смежного земельного участка с кадастровым номером с целью исправления ошибки в описании. По итогам проведенных работ площадь земельного участка составила 440 кв. м. Правила землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>" утверждены решением городской Думы <адрес> от 01.04.2016г. Официальный источник опубликования - "Таганрогская правда" от 08.04.2016г.Земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, попадает в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами - Ж-1. Предельный минимальный размер земельного участка, в случае реконструкции земельного участка, раздела домовладения в квартале сложившейся жилой застройки составляет 200 кв.м., предельный максимальный размер земельного участка составляет 1000 кв.м. Местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002046:141, данные о поворотных точках которой приведены в настоящем межевом плане, определено в соответствии с фактической границей (забором и видимыми границами земельного участка, существующими на местности более 15 лет, что отражено в разделе "Схема расположения земельных участков" настоящего межевого плана и местоположение границы земельного участка соответствует своему фактическому местоположению и обусловлены следующими координатами: от точки на расстоянии 25,54 м. Изменения в местоположении границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:39873, имеющего адресный ориентир: <адрес><адрес>) без сохранения его общей площади 8379 ± 32 кв.м с корректировкой общей площади с 8379 ± 32 кв.м на 8290±32 кв.м, в части Контура обусловлены следующими координатами: в части образования новых точек - 1 имеющего адресный ориентир: <адрес> (между тупиком и 4-й Переулок) остаются без изменения.

Суд принимает в качестве доказательства по настоящему делу выводы кадастрового инженера и считает, что подготовленный межевой план восстановит права истца, не нарушает права третьих лиц и ответчика по делу. Не доверять выводам кадастрового инженера, у суда оснований нет. Ответчик по настоящему делу возражений, относительно представленного межевого плана, суду не представил.

Суд пришел к выводу, что межевание участка истца проводилось не по фактическим границам, без учета существующих ограждений, что подтверждается представленными доказательствами.

Местоположение границы земельного участка, данные о поворотных точках которой приведены в межевом плане, представленным истцом, определено в соответствии с фактической границей: забором и воротами и видимыми границами земельного участка, существующими на местности до проведения межевания муниципальных дорог.

Согласно п.9 ст. 22 Закона № 218-ФЗ площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Согласно п.8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного Федерального закона). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ).

Согласно п.7 ст.69 Земельного Кодекса РФ, порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 ст.1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ошибками в государственном реестре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной

регистрации прав, приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка).

На основании Постановлений Администрации <адрес> от 13.09.2011г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир <адрес> (<адрес>)» и № 3524 от 03.10.2011г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего адресный ориентир 11-й Переулок (между <адрес> и <адрес>)» были утверждены схемы расположения этих участков и определены границы. При этом кадастровые работы производились в соответствии с результатами материалов сплошной инвентаризации, то есть без выхода на местность, на основании данных органов технической инвентаризации, установление границ производилось по расчетным координатам.

Суд считает, что в данном случае имеет место реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 11 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ №218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (ст. 10 данного закона).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений: об утверждении правил землепользования и застройки (ПЗЗ), либо о внесении изменений в ПЗЗ, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

Согласно ч. 18.1 ст. 32 Закона о регистрации № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о регистрации, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон.

Согласно ч. 20 ст. 32 Закона о регистрации№ 218-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), а в случае, если требуется описание местоположения границ соответствующих зон, - в течение шести месяцев с даты принятия решений (актов). При этом описание местоположения границ соответствующих зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.

Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в Единый государственный реестр недвижимости документацию подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон.

Между тем, координаты характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат в городе Таганроге на сегодняшний день не предоставлены в ЕГРН.

Из этого следует, что Правила землепользования и застройки г. Таганрога, как документ градостроительного зонирования, который включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающей границы территориальных зон, утвержденные в установленном порядке, в настоящее время в г. Таганроге отсутствуют.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ нарушенное право подлежит судебной защите.

Образование земельных участков, в силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно п.9 ст. 61 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки рассматриваются в судебном порядке.

Судебной коллегией Ростовского областного суда совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» по РО (Письмо №01.1-29/5709 от 12.07.2016 г.) была выработана позиция по реализации права граждан на обращение с заявлениями о кадастровом учете: способы защиты и вопросы правоприменения и были сформулированы рекомендации по поводу споров, связанных с осуществлением государственного кадастрового учета. Также Судебная коллегия Ростовского областного суда дала четкое разграничение ситуаций связанных со спорными вопросами по поводу изменения границ земельных участков в результате кадастровых ошибок, а именно: «Когда из обстоятельств дела следует, что спор о фактическом местоположении смежной границы отсутствует, то есть спор обусловлен недостоверностью внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, при этом фактические претензии правообладателей смежных земельных участков о прохождении границ участков на местности отсутствуют».

В соответствии со ст. 209 ГК РФ именно собственник обладает всей полнотой правомочий в отношении принадлежащего ему земельного участка, а в силу ст. 264 ГК РФ лица, обладающие иными вещными правами, либо обязательственными правами в отношении земельного участка, ограничены в правомочиях владения, пользования и распоряжения таковым по сравнению с собственником. В этой связи, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка может осуществляться по заявлению лица, имеющего на этот участок ограниченное вещное право (постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение и т.д.).

В соответствии с п.4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Поскольку в рамках рассмотрения спора установлено, что спор о фактическом местоположении смежной границы отсутствует, заявленный спор обусловлен недостоверностью внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границы земельного участка, при этом фактические претензии правообладателей смежных земельных участков о прохождении границ участков на местности отсутствуют, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Суд считает, что при удовлетворении исковых требований, права и интересы третьих лиц нарушены не будут.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алейников М.О. - удовлетворить.

Изменить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обусловив его следующими координатами: от точки на расстоянии 25,54 м.

Изменить местоположение границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , имеющего адресный ориентир: <адрес> (между тупиком и 4-й Переулок) без сохранения его общей площади 8379 ± 32 кв.м., с корректировкой общей площади с 8379 ± 32 кв.м. на 8290±32 кв.м, в части Контура , обусловив его следующими координатами:

в части образования новых точек - 1 на расстоянии 13,37 м., в части ликвидации точек точка 7

В остальном местоположение границ Контура №2 многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , имеющего адресный ориентир: <адрес><адрес> оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Ю.А. Гриценко

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2022 года.