ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4936/18 от 08.08.2018 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.08.2018 г. Прикубанский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Бодровой Н.Ю.,

при секретаре Агасиевой К.А.,

с участием ответчиков Бабич Ю.М.,

Бабич М.Н.,

Бабич Е.В.

помощника прокурора Ким Н.В.,

управление по вопросам семьи и детства Титов Я.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Бабич Е.В., Бабич М.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО5 о выселении из жилого помещения в общежитии без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Бабич Е.В., Бабич М.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4ФИО5 о выселении из жилого помещения, расположенного в общежитии <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находится на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Данное общежитие относится к специализированному жилищному фонду Минобороны России. Бабич Е.В. работала заведующей общежитием в филиале «Краснодарский» ОАО «Славянка». ДД.ММ.ГГГГ написала заявление на имя директора филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» с просьбой выделить ей членам ее семьи (всего 4 человека) комнату в общежитии , расположенном по адресу: <адрес> на период работы в филиале «Краснодарский» ОАО «Славянка». На данном заявлении стоит резолюция директора: «Заселить». Бабич Е.В. проживает в жилом помещении, расположенном в общежитии по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, состав семьи: муж - Бабич М.Н., дочь - ФИО5, сын - ФИО4. ФГКУ «Югрегионжилье» является единственным уполномоченным органом военного управления в ЮФО, осуществляющим контроль за распределением и использованием жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России. ФГКУ «Югрегионжилье» не принимало решение о предоставлении Бабич Е.В. и членам ее семьи спорного жилого помещения, а также не заключало договор найма жилого помещения в общежитии. Директор филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» не обладал полномочиями по принятию решения о предоставлении жилого помещения в общежитии. Разрешив Бабич Е.В. и членам ее семьи вселиться в жилое помещение в общежитии, директор филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» действовал с превышением своих полномочий. Отделение (территориальное, г. Краснодар) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило Бабич Е.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить документы, подтверждающие право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства оборона Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ Бабич Е.В. лично получила уведомление ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись на уведомлении. В последующем отделение (территориальное, г. Краснодар) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило Бабич Е.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождения спорного жилого помещения вместе со всеми членами семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данное уведомление Бабич Е.В. также получила лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись на уведомлении. Бабич Е.В. и члены ее семьи в установленный срок не освободили спорное жилое помещение, финансово-лицевой счет не закрыли. Это подтверждается выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ Бабич Е.В. не являлась и не является в настоящее время ни военнослужащей, ни гражданским персоналом Минобороны России. ОАО «Славянка» - коммерческая организация не подведомственная Минобороны России. Поэтому ответчики не имеют никаких законных оснований для проживания в общежитии. Бабич Е.В. и члены ее семьи не относятся к категории граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Не освобождение жилого помещения нарушает действующее законодательство и права истца на распоряжение, пользование квартирой, которая должна быть предоставлена другому военнослужащему, проходящему военную службу.

Ответчики и Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар возражали против удовлетворения иска.

Помощник прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодар полагала, что иск подлежит удовлетворения.

Истец и 3-и лица, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Согласно ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от декабря 2010 г. и передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ от ФГУ «Армавирская КЭЧ района» Минобороны России на ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передано здание общежития на 240 чел., расположенное по адресу: <адрес> На основании данных муниципального учреждения «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар» в бюджетный учет ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России внесены изменения по адресу данного объекта. Общежитие на 240 человек, по генплану , лит. Д, расположено по адресу: <адрес> (присвоен адрес, копия адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ и инвентарная карточка нефинансовых активов прилагаются).

Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находится на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Данное общежитие относится к специализированному жилищному фонду Минобороны России.

В силу ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Бабич Е.В. работала заведующей общежитием в филиале «Краснодарский» ОАО «Славянка». ДД.ММ.ГГГГ написала заявление на имя директора филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» с просьбой выделить ей членам ее семьи (всего 4 человека) комнату в общежитии , расположенном по адресу: <адрес> на период работы в филиале «Краснодарский» ОАО «Славянка». На данном заявлении стоит резолюция директора: «Заселить». Бабич Е.В. проживает в жилом помещении, расположенном в общежитии по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, состав семьи: муж - Бабич М.Н., дочь - ФИО5, сын - ФИО4.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» определено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований по жилищному обеспечению военнослужащих, и осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.

На территории Южного военного округа создано федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

ФГКУ «Югрегионжилье» наделено определенными полномочиями, в том числе: прием заявлений от военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; принятие решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, а также признание нуждающимися и предоставление жилого помещения по договору служебного найма жилого помещения лицам гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации.

ФГКУ «Югрегионжилье» является единственным уполномоченным органом военного управления в ЮФО, осуществляющим контроль за распределением и использованием жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких ¦смещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

ФГКУ «Югрегионжилье» не принимало решение о предоставлении Бабич Е.В. и членам ее семьи спорного жилого помещения, а также не заключало договор найма жилого помещения в общежитии.

Директор филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» не обладал полномочиями по принятию решения о предоставлении жилого помещения в общежитии. Разрешив Бабич Е.В. и членам ее семьи вселиться в жилое помещение в общежитии, директор филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» действовал с превышением своих полномочий.

Отделение (территориальное, г. Краснодар) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило Бабич Е.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить документы, подтверждающие право проживания в специализированном жилищном фонде Министерства оборона Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ Бабич Е.В. лично получила уведомление ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись на уведомлении.

В последующем отделение (территориальное, г. Краснодар) ФГКУ « Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило Бабич Е.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождения спорного жилого помещения вместе со всеми членами семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данное уведомление Бабич Е.В. также получила лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется ее подпись на уведомлении.

Бабич Е.В. и члены ее семьи в установленный срок не освободили спорное жилое помещение, финансово-лицевой счет не закрыли. Это подтверждается выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ

Бабич Е.В. не являлась и не является в настоящее время ни военнослужащей, ни гражданским персоналом Минобороны России. О1 АО «Славянка» - коммерческая организация не подведомственная Минобороны России. Поэтому ответчики не имеют никаких законных оснований для проживания в общежитии.

Пунктом 2 статьи 105 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, сучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Бабич Е.В. и члены ее семьи не относятся к категории граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности

Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). При отказе гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Бабич Е.В. и члены ее семьи не освободили спорное жилое помещение, правоотношения по найму жилого помещения носят длящийся характер и продолжаются до момента освобождения жилого помещения.

Не освобождение жилого помещения нарушает действующее законодательство и права истца на распоряжение, пользование квартирой, которая должна быть предоставлена другому военнослужащему, проходящему военную службу.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в обзоре Верховного Суда Российской Федерации № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.). В п. 13 вышеназванного обзора указано, что действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника. В силу этого оснований для применения к отношениям по выселению аз занимаемого служебного жилого помещения срока исковой давности, исчисляемого с даты увольнения работника, не имеется.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Бабич Е.В., Бабич М.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, ФИО5 о выселении из жилого помещения в общежитии без предоставления другого жилого помещения - удовлетворить.

Выселить Бабич Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бабич М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения, расположенного в общежитии по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: