ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-493/18 от 05.03.2019 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 марта 2019 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Чехута Р.А.,

с участием представителя истца – заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Железнова Э.А., ответчика – Индивидуального предпринимателя Камаляна С.Ш., в отсутствие представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2018 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Камаляну С.С. об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, приостановлении деятельности до устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указал, что проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности индивидуальным предпринимателем Камаляном С.С. (ИНН 381700032993), на производственной базе, расположенной по адресу: ****. В ходе проверки выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности в отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, инвентаризации источников выбросов, нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а также непринятия иных мер, направленных на охрану окружающей среды и обеспечение пожарной безопасности. Проведенной проверкой установлено, что ИП Камалян С.С. осуществляет деятельность по распиловке древесины на производственной базе, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера **** на производственной площадке хозяйствующим субъектом осуществляется эксплуатация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: лесопильное и деревообрабатывающее оборудование; котельные установки; сварочный пост; места складирования и пересыпки золы древесной, опилок древесных. В процессе работы указанного оборудования образуются загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферный воздух. Вместе с тем, в нарушение перечисленных требований закона, как следует из заключения специалиста ИП Камаляном С.С. инвентаризация источников выбросов в атмосферу не проведена, в связи с чем оценка опасности выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ не дана. Более того, предприятием производится сжигание отходов лесопиления в котельных установках и на открытом грунте, за что Камалян С.С. неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ и чем нарушаются требования ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Указанной нормой установлен запрет на сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Также ответчиком допускаются нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления. Согласно заключению специалиста Службы в ходе эксплуатации производственной базы образуются отходы производства и потребления IV-V классов опасности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная, отходы коры, зола от сжигания древесного топлива практически неопасная, опилки натуральной чистой древесины, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, горбыль из натуральной чистой древесины, обрезь натуральной чистой древесины. Кроме того, согласно документам учета, представленным ответчиком, в процессе производственной деятельности образуются отходы в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, отходы моторного масла. В нарушение требований закона, паспорта на образующиеся в процессе деятельности ИП Камалян С.С. отходы I-IV классов опасности не разработаны. Заключением специалиста также подтверждается, что надлежащий учет образования отходов на предприятии отсутствует, чем нарушены требования ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Между тем, журнал учета движения отходов, представленный ответчиком, не соответствует установленным требованиям. Неведение ИП Камаляном С.С. надлежащего учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов является нарушением требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В нарушение требований закона, отчеты об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке ответчиком не составляются, в уполномоченные органы за 2017 год не направлены. Кроме того, хозяйствующим субъектом не обеспечено надлежащее накопление отходов, образующихся в процессе производства, в том числе опилок, не оборудованы места для их размещения: обваловка, ограждение, отвод, сбор и очистка ливневых вод; противопылевое обустройство, навес в местах складирования отходов лесопиления - отсутствуют. Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Иркутской области утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 780-пп. Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 установлено, что накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться в специальных контейнерах, бункерах на контейнерных площадках. Вместе с тем, ИП Камалян С.С. при осуществлении деятельности на производственной базе указанные требования не соблюдены, места для накопления отходов производства и потребления не оборудованы. В процессе деятельности ИП Камалян С.С. образуются отходы IV класса опасности, которые подлежат сбору, транспортировке и захоронению (утилизации) в специальном порядке, который выражается в лицензировании такой деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместе с тем, лицензия на осуществление данных видов деятельности у ответчика отсутствует. Несмотря на заключение договоров со сторонними организациями на вывоз и дальнейшее обращение таких отходов их сбор, транспортировка и захоронение (утилизация) в установленном законом порядке предприятием не обеспечены. Напротив, вопреки требованиям закона, ответчиком осуществляется самостоятельное сжигание отходов, в том числе IV класса опасности (отходы коры), в котельных установках и на открытом грунте используемого земельного участка в отсутствие лицензии. Также не исполняются хозяйствующим субъектом общие требования в области охраны окружающей среды. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Вместе с тем согласно заключению специалиста, ответчиком производственный экологический контроль не осуществляется: программа ПЭК отсутствует, мероприятия не проводятся. Не исполнены хозяйствующим субъектом требования ст. 69, 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Отсутствие учета используемых ИП Камалян С.С. объектов искажает сведения о количестве загрязнителей окружающей среды на территории региона, противоречит принципам мониторинга в сфере охраны природы. Кроме того, статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на хозяйствующих субъектов, в ходе деятельности которых осуществляется негативное воздействие на окружающую среду (выброс загрязняющих веществ в атмосферу, образование отходов), возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Внесение платы осуществляется до 1 марта года, следующего за отчетным, в соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Между тем, проведенной проверкой установлено, что хозяйствующим субъектом не осуществлена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, что подтверждается ответом на запрос прокуратуры. Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения закона о пожарной безопасности. Согласно заключению специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ГУ МЧС России по Иркутской области в ходе обследования территории производственной базы ИП Камалян С.С. выявлены следующие нарушения: в цеху лесопиления-1: не выполнена защита автоматической установкой пожарной сигнализацией здания цеха лесопиления, не обеспечивается очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов, не обеспечена огнезащитная обработка деревянной крыши здания цеха № 1, здание цеха лесопиления не укомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушения изоляции; в цеху лесопиления-2: не выполнена защита автоматической установкой пожарной сигнализацией здание цеха лесопиления, здание цеха лесопиления не укомплектовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). В нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» цеха лесопиления не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации. Кроме того, в здании цеха лесопиления № 1 не обеспечивается очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов, не проведена огнезащитная обработка деревянной крыши здания цеха, допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушения изоляции, а электророзетки – с повреждениями. Имеющиеся нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности на территории производственной базы ИП Камалян С.С. нарушают требования ст. 1 Закона о пожарной безопасности, ввиду чего не обеспечивается в полной мере защищенность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность на данном предприятии, как в настоящее время, так и в будущем. Перечисленные нарушения требований природоохранного законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам. Правонарушения в области обращения с отходами противоречат установленному государством режиму указанной деятельности и интересам обеспечения безопасного образования, сбора, накопления и утилизации отходов, их надлежащего учета. В соответствии со ст.ст. 34, 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет по решению суда приостановление эксплуатации строений, сооружений и иных объектов. Учитывая, что указанной деятельностью по эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ, осуществляемой с нарушением закона, причиняется вред окружающей среде, восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, в силу перечисленных норм и ст. 1065 Гражданского кодекса РФ возможно путем прекращения такой деятельности до устранения выявленных нарушений закона, а также понуждением устранить допущенные нарушения. Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, а также интересов государства по управлению в сфере охраны атмосферного воздуха, деятельность ИП Камалян С.С. по эксплуатации котельных установок подлежит приостановлению, а хозяйствующий субъект понуждению к проведению указанных экологических мероприятий.

С учетом заявления об уточнении требований просил суд:

1.обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993):

приостановить деятельность по эксплуатации двух котельных установок, расположенных на производственной площадке по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, до проведения инветаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения лицензии на обращение с отходами коры IV класса опасности, обезвреживаемых путем их сжигания;

прекратить деятельность по сжиганию отходов производства и потребления на открытом грунте на земельном участке производственной площадки по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером *** без специальных установок.

2.обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, двух котельных установок, сварочного поста, мест складирования и пересыпки золы древесной, опилок древесных, расположенных на производственной площадке по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***

обеспечить проведение производственного экологического контроля при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: ****, 27 земельный участок с кадастровым номером ***;

обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

составить паспорта на отходы IV класса опасности (в том числе мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, золу от сжигания древесного топлива умеренно опасная, отходы коры), образующиеся в процессе эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером *** и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по ****;

обеспечить учет эксплуатируемой производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

произвести расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с эксплуатацией производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, за 2016-2017 годы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с эксплуатацией данной производственной базы за 2016-2017 годы в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, а также представить в Управление Росприроднадзора по Иркутской области декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 года;

представить в Управление Росприроднадзора по Иркутской области отчет по форме № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 г.;

представить в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектами малого предпринимательства за 2017 год в соответствии с требованиями приказа Минприроды Иркутской области от 12.02.2016 № 9-мпр;

оборудовать места временного накопления отходов, образующихся при осуществлении деятельности на производственной базе, расположенной по адресу: ****, земельный участок с кадастровым номером 38:32:020204:8, в соответствии с требованиями СанПиН 2.**.**.****-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

обеспечить получение в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области лицензии на обращение с отходами коры IV класса опасности, обезвреживаемых путем их сжигания при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***

3.обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: ****, 27, земельный участок с кадастровым номером *** устранить нарушения требований пожарной безопасности путем: обеспечения защиты зданий цехов лесопиления №№ 1, 2 автоматической установкой пожарной сигнализации; укомплектования цехов лесопиления №№ 1, 2 первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); обеспечения очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов цеха лесопиления № 1; обеспечения огнезащитной обработки деревянной крыши здания цеха № 1; обеспечения эксплуатации электропроводки без нарушений изоляции; обеспечения эксплуатации электророзетки без повреждений.

В судебном заседании представитель истца Железнов Э.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Камалян С.С.. с исковыми требованиями согласился. Дополнительно суду пояснил, что все имеющиеся нарушения он устранит в указанный срок.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Службы по охране природы и озера Байкал в судебном заседании не участвовал, уведомлен.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства по делу, оценив изложенное в совокупности, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3).

Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот сопряжены с антропогенным воздействием на окружающую среду и соответствующие экологические системы, такая деятельность подлежит государственному экологическому контролю и надзору, функции которого дифференцированы между органами государственной власти.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Камалян С.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя **.**.**** за основным регистрационным номером (ГРН 3173850000434100) и поставлен на учет в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области с указанной даты на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Как следует из выписки из ЕГРИП от **.**.**** основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. является торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием, дополнительным: лесозаготовки, предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок, распиловка и строгание древесины, производство пиломатериалов и т.п.

В ходе хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя образуются твердые коммунальные отходы и отходы лесопиления (опилки, кора, торцовочные обрезки, горбыль и пр.).

Как установлено природоохранным прокурором при проведении проверки, ответчиком осуществляется сжигание отходов лесопиления на территории производственной базы – отходов IV класса опасности (коры древесной) в отсутствие лицензии на обезвреживание отходов.

Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 29.12.2018 № 340/1 Бр-э, индивидуальный предприниматель Камалян С.С. осуществляет хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства в части обезвреживания отходов IV класса опасности – коры древесной в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности. Журналы учета движения отходов производства и потребления I-V классов, паспорта отходов I-IV классов опасности, договоры на транспортирование и захоронение твёрдых коммунальных и иных отходов не представлено. Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представлены. ИП Камаляном С.С. производится сжигание образующихся кородревесных отходов в котельной (л.д. 24-30).

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации у ИП Камаляна С.С. деятельности по обращению с отходами, которые образуются в процессе производства предприятия, что, в свою очередь, влечет загрязнение почвы отходами и их несанкционированное размещение, создает угрозу причинения вреда земельным ресурсам, и не отвечает требованиям ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривается такой способ складирования отходов как временное хранение - на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах и др.) Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Иркутской области утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 780-пп.

Правилами определено, что местом накопления твердых коммунальных отходов, обустроенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров, является контейнерная площадка, на которой размещаются контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов и бункеры для накопления крупногабаритных коммунальных отходов.

Таким образом, из указанного следует, что накопление твердых коммунальных отходов должно осуществляться в специальных контейнерах, бункерах на контейнерных площадках.

Вместе с тем, ИП Камалян С.С. при осуществлении деятельности на производственной базе указанные требования не соблюдены, места для накопления отходов производства и потребления не оборудованы.

В процессе деятельности ИП Камалян С.С. образуются отходы IV класса опасности, которые подлежат сбору, транспортировке и захоронению (утилизации) в специальном порядке, который выражается в лицензировании такой деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статья 12, к перечню видов деятельности, на которые требуется лицензия, относит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, кора древесная (код 3 05 100 01 21 4) относится к отходам IV класса опасности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность по обезвреживанию отходов IV класса (отходов коры) путём сжигания осуществляется на основании лицензии, которой нет у ИП Камаляна С.С., в связи с чем предприниматель обязан обратиться в уполномоченный орган – Управление Росприроднадзора по Иркутской области за получением лицензии на деятельность по обращению с отходами IV класса (отходов коры) обезвреживания путем их сжигания.

Также Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором заявлено требование об обязании ответчика обеспечить инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, двух котельных установок, сварочного поста, мест складирования и пересыпки золы древесной, опилок древесных на производственной площадке по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***

В соответствии со ст. 1Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха » атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное ( загрязняющее ) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511, ГОСТом 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: I - вещества чрезвычайно опасные; II - вещества высокоопасные; III- вещества умеренно опасные; IV - вещества малоопасные.

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей ПДК, ОБУВ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха » юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР 1991г.).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 30, Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п. 1). Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов (п. 2).

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

На основании ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, в соответствии с п. п. 1,2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Из материалов дела следует, что по итогам совместной проверки Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратуры со Службой по охране природы озера Байкал Иркутской области, последним в лице главного специалиста-эксперта по г. Братск и Братскому району отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее служба) Коган О.А. составлено заключение от 29.18.2018 № 340/1 Бр-э, согласно которому на анализе соблюдения ИП Камаляном С.С. обязательных требований и (или) требований, установленных действующими правовыми актами в сфере охраны атмосферного воздуха, установлено, что кородревесные отходы, в ходе осуществления деятельности по распиловке древесины на лесопильных рамах, сжигаются индивидуальным предпринимателем в котельной и на открытой площадке (яме) без специальной установки.

Результаты проверки зафиксированы фотосъемкой от 21.11.2018 (л.д. 31-38).

Из заключения от **.**.**** специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ГУ МЧС России по Иркутской области 21.11.2018 года проведено обследование объектов ИП Камаляна С.С., расположенных по адресу: г. Усть-Илимск, ул. Усть-Илимское шоссе, цеха лесопиления, производственного здания. По результатам обследования установлено, что цеха лесопиления не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации. Кроме того, в здании цеха лесопиления № 1 не обеспечивается очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов, не проведена огнезащитная обработка деревянной крыши здания цеха, допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушения изоляции, а электророзетки – с повреждениями.

Постановлениями о назначении административного наказания от 14.04.2017 № 2-17-17, от 23.05.2018 № 2-7-34 ИП Камалян С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, наложено наказание в виде штрафа (л.д. 40-44).

Как следует из письменного объяснения ИП Камаляна С.С. от 13.04.2017 с нарушениями правил пожарной безопасности согласен, обязуется устранить.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от **.**.**** № 69-ФЗ «О пожарной деятельности», руководители, организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, и др. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 1 Закона о пожарной безопасности, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Указанные нормативные правовые акты приняты в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливают общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам и продукции общего назначения, и применяются при их эксплуатации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности закреплены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которым утверждены Правила противопожарного режима, которыми установлены следующие требования, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Нормами пожарной безопасности 110-03, Сводом правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009».

Однако, как следует из заключения от 30.01.2019 специалиста Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ГУ МЧС России по Иркутской области цеха лесопиления не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации. Кроме того, в здании цеха лесопиления № 1 не обеспечивается очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов, не проведена огнезащитная обработка деревянной крыши здания цеха, допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушения изоляции, а электророзетки – с повреждениями.

Имеющиеся нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности на территории производственной базы ИП Камалян С.С. нарушают требования ст. 1 Закона о пожарной безопасности, ввиду чего не обеспечивается в полной мере защищенность жизни и здоровья граждан, осуществляющих трудовую деятельность на данном предприятии, как в настоящее время, так и в будущем.

Перечисленные нарушения требований природоохранного законодательства нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты, создает угрозу причинения вреда природным ресурсам.

С целью предотвращения причинения ущерба компонентам окружающей среды и пресечения дальнейшего нарушения закона, деятельность ответчика по размещению отходов лесопиления подлежит приостановлению. По мнению суда это является адекватной мерой ответственности ответчика за осуществление своей предпринимательской деятельности не в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

В соответствии со ст.ст. 34, 56, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет по решению суда приостановление эксплуатации строений, сооружений и иных объектов.

Положениями статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Поскольку деятельность по несанкционированному размещению отходов лесопиления (отходов, относящихся к категории IV-V класса опасности осуществляется с нарушением закона, создается угроза причинения вреда окружающей среде, в целях восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц и интересов государства, суд считает необходимым приостановить деятельность ответчика до устранения выявленных нарушений закона.

При этом суд не усматривает какого-либо противоречия общественным интересам установлением запрета деятельности, доказательства этому отсутствуют.

Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено, что суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения) (пункт 25).

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

Как указано ранее, с целью восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства, деятельность индивидуального предпринимателя Камаляна Серёжи Сашаевича по размещению (складированию) отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером 38:32:020204:8 подлежит приостановлению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы, понесенные при рассмотрении дела. С учетом того, что природоохранный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, от уплаты которой не был освобожден ответчик, с индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. в доход городского бюджета муниципального образования город Усть-Илимск надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей, согласно требованиям ст. 319 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993):

приостановить деятельность по эксплуатации двух котельных установок, расположенных на производственной площадке по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером *** до проведения инветаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получения лицензии на обращение с отходами коры IV класса опасности, обезвреживаемых путем их сжигания;

прекратить деятельность по сжиганию отходов производства и потребления на открытом грунте на земельном участке производственной площадки по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером 38:32:020204:8, без специальных установок.

Обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации лесопильного и деревообрабатывающего оборудования, двух котельных установок, сварочного поста, мест складирования и пересыпки золы древесной, опилок древесных, расположенных на производственной площадке по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***;

обеспечить проведение производственного экологического контроля при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***;

обеспечить учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

составить паспорта на отходы IV класса опасности (в том числе мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья, золу от сжигания древесного топлива умеренно опасная, отходы коры), образующиеся в процессе эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, и направить заверенные копии данных паспортов в Управление Росприроднадзора по ****;

обеспечить учет эксплуатируемой производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером *** в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

произвести расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с эксплуатацией производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***, за 2016-2017 годы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с эксплуатацией данной производственной базы за 2016-2017 годы в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, а также представить в Управление Росприроднадзора по Иркутской области декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 года;

представить в Управление Росприроднадзора по Иркутской области отчет по форме ***-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 г.;

представить в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектами малого предпринимательства за 2017 год в соответствии с требованиями приказа Минприроды Иркутской области от **.**.*******-мпр;

оборудовать места временного накопления отходов, образующихся при осуществлении деятельности на производственной базе, расположенной по адресу: ****, земельный участок с кадастровым номером ***, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

обеспечить получение в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области лицензии на обращение с отходами коры IV класса опасности, обезвреживаемых путем их сжигания при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: **** земельный участок с кадастровым номером ***.

Обязать индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при эксплуатации производственной базы, расположенной по адресу: ****, земельный участок с кадастровым номером ***, устранить нарушения требований пожарной безопасности путем: обеспечения защиты зданий цехов лесопиления №№ 1, 2 автоматической установкой пожарной сигнализации; укомплектования цехов лесопиления №№ 1, 2 первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); обеспечения очистка стен, пола, оборудования от пыли, стружек и горючих отходов цеха лесопиления № 1; обеспечения огнезащитной обработки деревянной крыши здания цеха № 1; обеспечения эксплуатации электропроводки без нарушений изоляции; обеспечения эксплуатации электророзетки без повреждений.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Камаляна С.С. (ИНН 381700032993) в доход городского бюджета муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Бухашеев