Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2019 г. Дело №2-493/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Алапаевск 24 июня 2019 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Зубаревой О.Ф., при секретаре Худяковой С.С., с участием представителя истца – помощника Алапаевского городского прокурора Шарифзяновой Е.В., истца Б. А.Н., принимавшего участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, представителя ответчика - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора в интересах ФИО4 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности поставить на учет и включить в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, УСТАНОВИЛ: Алапаевский городской прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах ФИО4 с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району об установлении факта утраты Б. А.Н. попечения родителей, возложении обязанности поставить на учет и включить Б. А.Н. в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В обоснование иска помощник Алапаевского городского прокурора Шарифзянова Е.В. в исковом заявлении и в судебном заседании указала, что Б. А.Н. до 18 лет фактически относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в период с 18 до 23 лет – к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать – Б. Р.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а местонахождения отца Б. Н.Н. было неизвестно. С 1998 года по 2001 года Б. А.Н. воспитывался в Хабарчихинском филиале Верхнесинячихинского детского дома и находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Верхнесинячихинском профессиональном училище по профессии «Тракторист-машинист», полный курс обучения не закончил, был отчислен. Документы об определении Б. А.Н. в Детский дом до настоящего времени не сохранилось, в ГКУ «СРЦН <адрес>» имеется лишь запись в журнале учета воспитанников о том, что Б. А.Н. прибыл из д. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ за Б. А.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В последующем указанному жилому помещению был присвоен адрес <адрес>. При разделении Алапаевского муниципального образования в 2008 году указанное жилое помещение перешло в собственность Махневского муниципального образования. В 2014 году указанному жилому помещению был присвоен адрес <адрес>. Из справки Хабарчихинской сельской администрации Махневского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в вышеуказанном жилом помещении Б. А.Н. регистрации никогда не имел и не проживал. По указанному адресу был зарегистрирован и проживал другой гражданин. В ходе обследования указанного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Администрации Махневского муниципального образования установлено, что в жилом помещении никто не проживал, оно находится в неудовлетворительном состоянии, имеются протечки кровли, оконные блоки неисправны (отсутствуют стекла, рамы сгнили), брус под окнами нуждается в замене, частично разрушена печь отопления. Указанное свидетельствует о том, что проживание Б. А.Н. в данном жилом помещении в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признается невозможным. Более того, оснований для закрепления за Б. А.Н. указанного жилого помещения не имелось, поскольку ранее в указанном жилом помещении он не проживал и регистрации не имел. Б. А.Н. не является собственником жилых помещений, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени он не имеет ни места жительства, ни постоянной прописки. На учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Б. А.Н. поставлен не был. Документов по вопросу постановки его на учет с целью предоставления жилья также не сохранилось. Согласно информации Управления социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, при передаче полномочий органа опеки о попечительства из Администрации МО город Алапаевск, МО Алапаевское, Махневское МО в 2013 году учетное дело Б. А.Н. в Управление социальной политики не передавалось. По вопросу постановки на учет для предоставления жилья Б. А.Н. в соответствующие организации не обращался, при выпуске из детского дома о его жилищных правах и действиях, которые ему необходимо совершить для их реализации, ему никто не разъяснял. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. находился в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ он вновь осужден Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга, и в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области. Лишь ДД.ММ.ГГГГ, узнав из предыдущего письма Управления социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району, о том, что он на учете, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не состоит, Б. А.Н. обратился в Управление социальной политики с заявлением о постановке его на учет. с целью обеспечения жильем. Однако ДД.ММ.ГГГГ ему был направлен ответ №, в котором истцу было отказано в постановке на такой учет, поскольку к моменту обращения он уже достиг возраста 23 лет. По мнению прокурора, данный отказ Управления социальной политики является незаконным и нарушает конституционные права Б. А.Н. на обеспечение жильем, так как фактически истец должен был быть обеспечен жильем за счет средств областного бюджета, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Жилья Б. А.Н. не имеет, возвращаться из мест лишения свободы ему некуда, поэтому прокурор обратился в суд с настоящим иском, с целью защиты жилищных прав Б. А.Н. Истец Б. А.Н., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, принимавший участие в рассмотрении дела с использованием системы видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что до момента смерти матери он проживал с ней в д. ФИО5, своего отца он никогда не видел, мать говорила ему, что в свидетельство о рождении данные об отце внесены с ее слов, алименты он никогда не получал. Об отце он ничего не знает, свидетельство о рождении у него не сохранилось. Получить сведения об отце с территории Украины сейчас невозможно. В детском доме никто розыском его отца не занимался. Кроме тетки по линии матери родственников у него нет, но и тетка прийти в суд и дать показания отказалась. После освобождения из мест лишения свободы идти ему будет некуда, ни прописки, ни жилья у него нет. Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований, в судебном заседании пояснила, что личное дело в отношении Б. А.Н. не сохранилось. По информации ГАУ «ЦСПСиД города Алапаевска» известно, что Б. А.Н. находился в Махневском детском реабилитационном приюте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем был помещен в Хабарчихинский филиал Верхнесинячихинского детского дома, где проживал до совершеннолетия. Мать Б. Р.Н. умерла в 1997 году, местонахождение отца Б. Н.Н. неизвестно. Каких-либо подтверждающих документов о статусе Б. А.Н. нет. По журналам первичного учета, переданным в Управление социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району из органов местного самоуправления в 2008 году, сведения о выявлении Б. А.Н., как оставшегося без попечения родителей отсутствуют. Таким образом, до достижения Б. А.Н. совершеннолетия, вопрос по установлению ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, документально не подтвержден. В настоящее время Управление не располагает сведениями об отце Б. А.Н., так как свидетельство о его рождении отсутствуют, место его рождения расположено на территории другого государства. ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с тем, что на момент обращения он достиг возраста 33 лет и утратил основания для отнесения его к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе, право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано лицами до достижениями ими 23-летнего возраста. На сегодняшний день Б. А.Н. утратил основания для отнесения его к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилого помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения в Администрацию МО Алапаевское или в Управление социальной политики по месту жительства Б. А.Н. Согласно письма ГАУ «КЦСОН г. Алапаевска и Алапаевского района» от ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. неоднократно обращался за материальной помощью в комплексный центр социального обслуживания граждан и ему предоставлялась консультация по учету и распределению жилья. Таким образом, Управление не находит уважительных причин, которые объективно не позволяли Б. А.Н. встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения ему 23 лет. Доказательств того, что он предпринимал попытки встать на учет суду не представлено. При передаче полномочий органа опеки и попечительства в марте 2013 года из Администрации МО Алапаевское Управлению социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району учетное дело Б. А.Н. не передавалось. С учетом указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения требований Б. А.Н. не имеется. Представитель третьего лица Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не прибыл. В представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в обоснование своей позиции по иску указал, что в соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01.03.2005 года Жилищного кодекса РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01.01.2013 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 к последним указанный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Из смысла п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и преамбулы к указанному закону, следует, что положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Таким образом, гарантируемая детям, оставшимся без попечения родителей, социальная поддержка должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. По информации, представленной Управлением социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району, Б. А.Н. обратился в Управление социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 33 лет. Ранее в адрес Управления социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району был направлен запрос ФКУ ИК № ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о сроках предоставления жилого помещения Б. А.Н. В данном запросе указано, что Б. А.Н. вставал на учет для целей предоставления жилья в 2001 году. Между тем, согласно письму Администрации МО Алапаевское от ДД.ММ.ГГГГ информация о принятии Б. А.Н. в Управлении социальной политики на учет отсутствует. Иных документов, подтверждающих постановку на учет в 2001 году, представлено не было. Доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока обращения в органы, осуществляющие учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, также не представлены. Нахождение в местах лишения свободы Б. А.Н. не носило непрерывный характер, что не препятствовало обращению в компетентные органы. Учитывая изложенное, Министерство социальной политики Свердловской области считает исковые требования Алапаевского городского прокурора в интересах Б. А.Н. в части включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда не подлежащими удовлетворению. По вопросу установления статуса Б. А.Н. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, Министерство социальной политики Свердловской области также сообщило, что в региональном банке Свердловской области данных о детях – сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о Б. А.Н. отсутствуют. Представитель третьего лица - Администрации МО Алапаевское в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение по усмотрению суда. Из отзыва следует, что доказательств того, что Б. А.Н. обращался в уполномоченный орган для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья, либо обращался, но неправомерно не был включен в такой список до 23-летнего возраста, не имеется. Препятствий в реализации права на жилое помещение, либо ущемления права и грубых нарушений такого права со стороны органов власти не было. При достижении им 18 лет, он не был лишен возможности самостоятельно реализовывать свои жилищные права или получать информацию о наличии таких прав, однако реализовать должным образом данные права он не пытался, доводы о том, что ему были неизвестны его права не могут послужить основанием для удовлетворения исковых требований. Б. А.Н. обратился в уполномоченный орган только в 2016 году уже после достижения 23 лет и не предоставил доказательств наличия у него уважительных причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ, а указанная причина, по которой истец не обратился в уполномоченный орган за постановкой на учет (юридическая неграмотность) применительно к обстоятельствам не должна признаваться судом. Представитель третьего лица - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, из представленного отзыва следует, что Б. А.Н. впервые в установленном порядке для постановки на учет в качестве нуждающегося обратился в Управление социальной политики лишь в 2016 году, на момент обращения его возраст составлял 33 года. Как отмечает Свердловский областной суд в определении от 14.02.2018 по делу № 33-2300/2018 отсутствие информирования со стороны органов опеки не является уважительной причиной пропуска срока постановки на учет в качестве нуждающегося, так как это основано на неправильном толковании закона. Указанная причина не может быть названа в качестве уважительной, поскольку обязанность обратиться до достижения возраста до 23 лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учете лежит на истце. Тот факт, что Б. А.Н. неоднократно находился в местах лишения свободы, отбывая наказание, также не может являться «уважительной» причиной пропуска срока постановки на учет. В настоящее время Б. А.Н. также находится в местах лишения свободы, что не помешало ему обратиться в суд с исковым заявлением. Представитель третьего лица - Администрации Махнёвского Муниципального образования в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, определил, рассмотреть дело при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке(статья 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции от 29.02.2012, с 01.01.2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1.01.2013 года, действие положений ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие, до вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (п.1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации) лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях со социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на лиц, достигших 18-ти летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. При этом право носит заявительный характер. Следовательно, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, предоставляется им по их обращению в уполномоченные органы до достижения ими вышеуказанного возраста 23 лет. Указанный срок, в течение которого гражданин может реализовать прав на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в том числе по обеспечению жилым помещением, является пресекательным. При этом, достижение лицом из указанной категории граждан возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица обратились за данной социальной поддержкой до достижения указанного возраста. Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений. В то же время, как следует из обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма могут быть удовлетворены. В судебном заседании установлено, что ФИО4, родился ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> Украины. Мать Б. А.Н. - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составлена отделом ЗАГС исполнительного комитета Алапаевского городского Совета народных депутатов <адрес> (л.д.10-12,14). Лицо, указанное в качестве отца Б. А.Н. – Б.Николая Н. Б. А.Н. никогда не видел, отец не участвовал в его содержании и воспитании. У него есть предположение, что сведения об отце внесены в актовую запись о его рождении со слов матери. Об отце мать никогда ему не рассказывала. Они с матерью выехали с территории Украины, когда истец бы в малолетнем возрасте. После смерти матери розысками его отца никто не занимался, его сразу направили в детский приют. Из письменного ответа ГКУ «СРЦН города Алапаевска» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Алапаевского городского прокурора и выписки из журнала учета воспитанников Хабарчихинского филиала Верхнесинячихинского детского дома следует, что в архиве ГКУ «СРЦН города Алапаевска» отсутствуют копии документов на имя Б. А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как Верхнесинячихинский детский дом Хабарчихинский филиал, в котором проживал и воспитывался Б. А.Н., в архив Центра документы на своих воспитанников не передавал, однако, в журнале воспитанников Хабарчихинского филиала Верхнесинячихинского детского дома имеется запись о том, что Б. А.Н. прибыл из д. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, так как мать ФИО2 умерла, а место нахождения отца Б. Н.Н. неизвестно. В 2001 году Б. А.Н. выбыл в училище п.В.Синячиха для продолжения обучения (л.д.15) С 1997 года Б. А.Н. числился в числе воспитанников Хабарчихинского филиала Верхнесинячихинского детского дома, что подтверждается копией алфавитной книги записи воспитанников (л.д. 16,17). В постановлении Администрации Муниципального образования «Алапаевский район» «О закреплении жилья за несовершеннолетним Б. А.Н.» от ДД.ММ.ГГГГ№ прямо указано, что несовершеннолетний Б. А.Н. остался без попечения родителей (отца и матери юридически нет). Б. А.Н. является гражданином Российской Федерации. Из этого следует, что факт утраты ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, попечения родителей в возрасте до восемнадцати лет суд считает установленным. В связи с тем, что отец Б. А.Н. неизвестен, а мать умерла, когда ему было 13 лет, Б. А.Н. должен был быть признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Б. А.Н. исполнилось 36 лет. На основании Постановления Главы МО Алапаевский район № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Б. А.Н. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с тем, что несовершеннолетний остался без попечения родителей (л.д. 28). На основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1420-ПП о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего передаче из собственности Алапаевского муниципального образования в собственность муниципальных образований, образованных в результате разделения Алапаевского муниципального образования, все жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, переданы из собственности Алапаевского муниципального образования в собственность Махневского муниципального образования (л.д. 29-32). Постановлением Администрации Махнёвского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уточнении адресов жилых помещений, находящихся в собственности Махнёвского муниципального образования, расположенных по адресу: <адрес> следует, что дом по адресу <адрес> переадресован на адрес: <адрес> (л.д.41-44). Из справки Хабарчихинской сельской администрации Администрации Махнёвского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№, а также из выписки из домовой книги по указанному адресу следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес> был зарегистрирован гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 52-58). По информации Хабарчихинской сельской администрации Администрации Махневского МО от ДД.ММ.ГГГГ№, Б. А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрирован на территории <адрес> (л.д.51). Из объяснений истца Б. А.Н. следует, что в <адрес> по указанным адресам он никогда не проживал и регистрации на территории поселка не имел, договор социального найма с ним не заключался, по достижении совершеннолетия он сразу выехал из поселка Хабарчиха в <адрес> для обучения в Верхнесинячихинском профессиональном училище и больше в Хабарчиху не возвращался. То есть закрепленного жилья Б. А.Н. фактически не имел. На территории города Алапаевска и Алапаевского района он не зарегистрирован. Из ответа на запрос Администрации МО город Алапаевск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно имеющимся данным учета муниципального жилищного фонда Б. А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма на территории МО город Алапаевск. Жилое помещение Б. А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот, лицу, оставшемуся без попечения родителей, либо по другим основаниям, не предоставлялось. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрацию МО город Алапаевск он не обращался. По информации ГАУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Алапаевска и Алапаевского района следует, что ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. обращался за материальной помощью на восстановление паспорта (800 руб. выделены Администрацией МО город Алапаевск), ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. получена материальная помощь в натуральном виде (продуктами питания и вещами), ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. получена материальная помощь (от ДД.ММ.ГГГГ на оплату госпошлины и фотографирование на паспорт), ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. была предоставлена консультация специалистами отдела УФМС МО МВД «Алапаевский», а также специалистами МКУ «Дирекция единого заказчика» по вопросам предоставления муниципальной услуги. ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. получены остатки материальной помощи в денежном выражении в размере 190 руб. Из информационной справки ИЦ МО МВД России «Алапаевский» следует, что Б. А.Н. неоднократно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ он вновь осужден Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга к 4 годам лишения свободы, и в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 25-26). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах лица на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также информации, представленной филиалом «Алапаевское БТИ» СОГУП «Областной Центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Б. А.Н. жилых помещений и иных объектов недвижимости не имеется (л.д.89, 105). В настоящее время Б. А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, зарегистрирован по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы на период срока отбытия наказания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.88). Постановка Б. А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», после выпуска Б. А.Н. из Детского дома и отчислении из учебного заведения не осуществлена по неизвестным причинам. Сведений о том, что Б. А.Н. разъяснялось его право на получение жилья и порядок постановки на учет в целях обеспечения жильем после выпуска из Детского дома, суду не представлено. При обращении Б. А.Н. в ГАУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Алапаевска и Алапаевского района в 2010 году вопросы реализации Б. А.Н. его жилищных прав не рассматривались и порядок получения им жилья истцу никем не разъяснялся. Доказательств обратного суду не представлено. В орган, осуществляющий ведение учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Б. А.Н. через Администрацию Исправительного учреждения - ФКУ ИК-19, впервые обратился впервые в 2016 году (л.д. 63). ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району Б. А.Н. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с тем, что на момент обращения он достиг возраста 33 лет и утратил основания для отнесения его к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения (л.д.66-67). Вместе с тем, такой отказ, с учетом установленных судом обстоятельств, суд считает необоснованным. Учитывая, что Б. А.Н., оставшийся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет по вопросу постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обращался, поскольку не знал о порядке осуществления такого учета, а Администрация Детского дома обязанности по постановке его на такой учет не выполнила, его жилищные права были нарушены. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГБ. А.Н. находился в местах лишения свободы, а ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден Железнодорожным районным судом г. Екатеринбурга и в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области. Своего жилья Б. А.Н. не имеет. После выпуска из Детского дома он не имел и до настоящего времени не имеет постоянной регистрации по месту жительства. Согласно п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. О том, что в списках детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем Б. А.Н. нет, т.е. о нарушении своего права на обеспечение жилым помещением за счет государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, Б. А.Н. стало достоверно известно в 2016 году, после получения письма Управления социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, направленного в ответ на обращение администрации ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области (л.д. 66-67). Подробное разъяснение порядка обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, содержалось только в указанном письме, которое получено Б. А.Н. уже после достижениям им возраста 23 лет. Ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых Б. А.Н. обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения истца Б. А.Н. жилым помещением. Таким образом, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Б. А.Н. обладал правом на получение мер дополнительной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе правом на обеспечение жилым помещением за счет государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, однако не смог реализовать свое право до достижения им возраста 23 лет по не зависящим от него обстоятельствам. Б. А.Н. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Постоянного места жительства не имеет. При таких обстоятельствах, с целью защиты нарушенных жилищных прав Б. А.Н., суд считает иск Алапаевского городского прокурора, заявленный в интересах Б. А.Н., удовлетворить. Обязать ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району поставить на учет и включить ФИО4 в список лиц из их числа, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного фонда Свердловской области. Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Алапаевского городского прокурора в интересах ФИО4 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району об установлении факта утраты попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности поставить на учет и включить в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, удовлетворить. Установить факт утраты ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, попечения родителей в возрасте до восемнадцати лет. Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району обязанность включить ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Жалоба подается через Алапаевский городской суд Свердловской области. Судья О.Ф. Зубарева |