УИД 48RS0001-01-2019-007654-85 Дело № 2-493/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,
при секретаре Фаградян Ж.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к МУ "Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства", Департаменту культуры и туризма администрации г. Липецка о выделении денежных средств и возложении обязанности выполнить работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в музейное учреждение, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Советского района г. Липецка обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ "Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства" (далее - МУ «ЛМНИДПИ) и Департаменту культуры и туризма администрации г. Липецка о выделении денежных средств, возложении обязанности выполнить работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в музейное учреждение. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведенной проверки выявлено, что руководство музея не выполняет установленные законом мероприятия, обеспечивающие инвалидам условия доступности музея включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями.
В связи с изложенными обстоятельствами истец, с учетом уточнений иска, просит суд:
- обязать ответчика МУ «ЛМНИДПИ» выполнить работы по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в МУ ЛМНИДПИ», установленные требованиями Приказа Министерства культуры РФ № 2803 от 16.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями»;
- обязать Департамент культуры и туризма администрации г. Липецка выделить денежные средства на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в музейное учреждение МУ ЛМНИДПИ», расположенное по адресу: <...>, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Советского района г. Липецка Федотова О.Г. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МУ "Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства" ФИО1 в судебном заседании иск не признала и объяснила, что для выполнения всех необходимых мероприятий для обеспечения доступности музея для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, необходимы денежные средства в сумме от 3 до 5 миллионов рублей, музею такие ассигнования не выделялись. Установленные в ходе прокурорской проверки недостатки частично устранены. Руководством музея ведется работа с Обществом инвалидов г. Липецка, для инвалидов осуществляется показ музейных экспонатов, проводятся музейные экскурсии в дистанционном формате, созданы интерактивные экспонаты. На входе в музей установлена вывеска с информацией о работе музея, напечатанная рельефно-точечным шрифтом Брайля, на официальном сайте доступна версия для слабовидящих. Требования прокурора в части организации инструктирования работников гардероба, лифтеров, продавцов киоска, сотрудников буфета по вопросам коммуникации с посетителями-инвалидами не могут быть выполнены, так как в здании музея не имеется лифта, киоска и буфета, работник гардероба штатным расписанием не предусмотрен. Остальные необходимые мероприятия могут быть выполнены при условии выделения финансирования, для чего необходим срок до 2023 года.
Представитель ответчика Департамента культуры и туризма администрации г. Липецка ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно объяснила, что музей находится в здании, расположенном по адресу: <...>, с 1996 года. Капитальный ремонт, реконструкция в данном помещении не проводилась. На 2020 год Департаменту культуры и туризма не было предусмотрено выделение средств из городского бюджета на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа музея для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями. В настоящее время используются те материальные и финансовые ресурсы, которые имеются в наличии. В дальнейшем времени при поступлении бюджетных ассигнований Департамент намерен выделить МУ «ЛМНИДПИ» денежные средства на указанные цели, для чего требуется срок до окончания 2022 года.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 26.05.1996 № 54 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.
Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ и находящимся в музеях, по следующим основаниям: - неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; -производство реставрационных работ; - нахождение музейного предмета или музейной коллекции в хранилище (депозитарии) музея; - иные предусмотренные законодательством РФ основания.
Музеи организовывают и обеспечивают доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном положением о Музейном фонде и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти в сфере культуры. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям доводятся музеями до сведения граждан.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (п. 8).
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов музеев определяется Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. N 2803.
Согласно п. 2 – п. 4 Порядка для обеспечения условий доступности для инвалидов музеев и предоставляемых услуг в сфере музейной деятельности (далее - обеспечение доступности музеев и услуг) при необходимости осуществляется взаимодействие музеев с собственниками объектов.
Руководителями музеев должно обеспечиваться создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности музеев в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в музеи и выхода из них;
- содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в музей, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала музея;
- возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также сменного кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории музея и оказание им помощи;
- надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного в установленном порядке;
- оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
Для доступности услуг для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, организациями, предоставляющими услуги, руководителями музеев обеспечиваются:
- возложение на одного из специалистов по просветительной работе или по работе с инвалидами и маломобильными гражданами обязанностей по организации их обслуживания в музее и обеспечения надлежащих условий для социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами;
- организация инструктирования работников гардероба, лифтеров, смотрителей залов, продавцов киоска, сотрудников буфета, участвующих в обслуживании посетителей по вопросу осуществления коммуникаций с посетителями-инвалидами;
- создание группы экскурсоводов музея, подготовленных для обслуживания экскурсантов-инвалидов;
- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении порядка предоставления и получения услуги, в оформлении документов для её предоставления;
- дублирование для инвалидов по слуху субтитрами голосовой информации, сопровождающей видеоматериалы на мониторах;
- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре;
- условия доступа к иным помещениям: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, коридоры, буфет, выставочные (экспозиционные) залы и помещения, зоны расположения лифтов;
- применение интерактивных экспонатов с размещением средств их управления, если они предназначены для посетителей, включая инвалидов на креслах-колясках, на высоте от 45 до 100 см от пола;
- наличие этикеток, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, к ключевым экспонатам экспозиции и рельефно-графического изображения тех из них, к которым тактильный доступ закрыт;
- наличие в каждом разделе экспозиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению (тактильных экспонатов);
- наличие в музее web-сайтов, доступных для инвалидов.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.
Согласно п. 1.3 - п. 1.4 Устава МУ «ЛМНИДПИ» является муниципальным учреждением бюджетного типа, некоммерческой организацией, созданной для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций.
МУ «ЛМНИДПИ» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, самостоятельный баланс (п. 1.4 Устава).
МУ «ЛМНИДПИ» расположено в помещении № 4 в нежилом здании по адресу: <...>.
По решению прокурора Советского района г. Липецка № 612 от 14.11.2019 года была проведена проверка исполнения законодательства о музейном деле и музеях в отношении МУ «ЛМНИДПИ», в ходе которой установлено нарушение требований вышеуказанного Порядка, заключающееся в отсутствии обеспечения инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, условий доступности музеев:
- отсутствует возможность беспрепятственного входа в музей и выхода из него;
- отсутствует возможность содействия инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в музей, в том числе и использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала музея;
- отсутствует возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефнточечным шрифтом Брайля, а также сменного кресла-коляски;
- отсутствует возможность сопровождения инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и самостоятельного передвижения по территории музея и оказание им помощи;
- отсутствует надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- отсутствует возможность обеспечения допуска на объект, в котором предоставляются услуги или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного в установленном порядке;
- отсутствует возможность оказания сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
Для доступности услуг для инвалидов в МУ «ЛМНИДПИ» не обеспечиваются следующие условия:
- возложение на одного из специалистов по просветительной работе или по работе с инвалидами и маломобильными гражданами обязанностей по организации их обслуживания в музее и обеспечения надлежащих условий для социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами;
- организация инструктирования работников гардероба, лифтеров, смотрителей залов, продавцов киоска, сотрудников буфета, участвующих в обслуживании посетителей по вопросу осуществления коммуникаций с посетителями-инвалидами;
- создание группы экскурсоводов музея, подготовленных для обслуживания экскурсантов-инвалидов;
- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении порядка предоставления и получения услуги, в оформлении документов для её предоставления;
- дублирование для инвалидов по слуху субтитрами голосовой информации, сопровождающей видеоматериалы на мониторах;
- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре;
- условия доступа к иным помещениям: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, коридоры, буфет, выставочные (экспозиционные) залы и помещения, зоны расположения лифтов;
- применение интерактивных экспонатов с размещением средств их управления, если они предназначены для посетителей, включая инвалидов на креслах-колясках, на высоте от 45 до 100 см от пола;
- наличие этикеток, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, к ключевым экспонатам экспозиции и рельефно-графического изображения тех из них, к которым тактильный доступ закрыт;
- наличие в каждом разделе экспозиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению (тактильных экспонатов);
- наличие в музее web-сайтов, доступных для инвалидов.
Представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривались результаты прокурорской проверки относительно выявленных недостатков по обеспечению беспрепятственного доступа музея для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями.
Одновременно ответчиком МУ «ЛМНИДПИ» в судебное заседание были представлены доказательства, подтверждающие частичное устранение ответчиком некоторых недостатков с целью обеспечения беспрепятственного доступа музея для инвалидов.
Так, согласно представленному фотоматериалу, в МУ «ЛМНИДПИ» выполнены мероприятия: - по обеспечению применения интерактивных экспонатов с размещением средств их управления, если они предназначены для посетителей, включая инвалидов на креслах-колясках, на высоте от 45 до 100 см от пола, входящих в экспозицию «Привет из Липецка 20 века» в Советском зале музея; - по обеспечению наличия web-сайта, доступного для инвалидов по зрению и слабовидящих; на входе в музейное учреждение установлена табличка о режиме работы с информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Прокурором в судебном заседании не оспаривался факт частичного выполнения ответчиком исковых требований.
В указанной части иск подлежит удовлетворению, но поскольку данные работы ответчиком выполнены, решение суда в этой части следует в исполнение не приводить.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиком МУ «ЛМНИДПИ» предприняты меры для устранения недостатков, выявленных в ходе прокурорской проверки, однако в том объеме, как того требует законодательство о музейном фонде РФ и музеях в РФ, а также закон о социальной защите инвалидов в РФ, ответчиком не созданы условия по обеспечению беспрепятственного доступа музея для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, следовательно, заявленный прокурором иск является обоснованным.
В то же время исковые требования прокурора в части: - организации инструктирования работников гардероба, лифтеров, продавцов киоска, сотрудников буфета, участвующих в обслуживании посетителей, по вопросу осуществления коммуникаций с посетителями-инвалидами; - обеспечения условий доступа к иным помещениям: буфету, зонам расположения лифтов; не подлежит удовлетворению, поскольку помещение МУ «ЛМНИДПИ» не оборудовано лифтами, в музее отсутствует киоск и буфет, в штатном расписании на 01.01.2020 года отсутствуют должности работников гардероба, лифтеров, продавцов киоска, сотрудников буфета.
Доводы представителя ответчика Департамента культуры и туризма администрации г. Липецка о том, что здание, в котором расположено МУ «ЛМНИДПИ» не подвергалось капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, а также ссылка относительно отсутствия финансирования, бюджетных ассигнований на выполнение вышеуказанных работ по обеспечению беспрепятственного доступа музея для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, судом не может быть принята ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1.5 Устава учредителем МУ «ЛМНИДПИ» является администрация города Липецка, функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет Департамент культуры и туризма администрации города Липецка.
В силу п. 4.1, п. 4.2 Устава имущество МУ «ЛМНИДПИ» является муниципальной собственностью муниципального образования город Липецк.
Нежилое помещение № 4, расположенное в здании по адресу: <...>, в котором находится МУ «ЛМНИДПИ», принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Липецк, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2003 года.
На основании Распоряжения Департамента культуры администрации города Липецка № 02-р от 15.01.2007 года и акта приема - передачи имущества с приложением от 15.01.2007 года указанное помещение передано МУ «ЛМНИДПИ» в оперативное управление, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.11.2011 года.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, организации, предоставляющие услуги в сфере музейной деятельности, при подготовке технических заданий и при заключении договоров осуществляют меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление указанных услуг, а также по обеспечению закупки приобретаемых с этой даты транспортных средств для обслуживания получателей указанных услуг, с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
В силу п. 8 Порядка в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг проводится обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
В соответствии с п. 12 Порядка по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, которые включаются в паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг.
Паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации, предоставляющей услуги в сфере музейной деятельности, и представляется вместе с отчетом о проведении обследования и паспортизации: - муниципальными организациями (учреждениями) - в органы местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность (п. 13).
Согласно п. 15 Порядка органы местного самоуправления с использованием показателей, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, а также на основании представленных паспортов, разрабатывают и утверждают планы мероприятий (дорожные карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из нормативных положений гражданского законодательства, Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», обязанность собственника в лице Департамента культуры и туризма администрации г. Липецка по несению бремени содержания имущества включает в себя и обязанность по обеспечению условий беспрепятственного доступа музея МУ «ЛМНИДПИ» для инвалидов, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, и возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры.
При этом исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе, в виде предоставления объекта недвижимости (нежилого помещения) и имущества (музейных экспонатов и др.) муниципальному учреждению «ЛМНИДПИ» на праве оперативного управления, а также от отсутствия бюджетных ассигнований.
Недоступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, в том числе отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов для ознакомления с музейными предметами и коллекциями в МУ «ЛМНИДПИ», является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод.
Полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только при наличии для них беспрепятственного доступа в музейное учреждение, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, которое может быть обеспечено посредством соблюдения требований, установленных действующим законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, обязанность по выделению денежных средств на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в музейное учреждение «ЛМНИДПИ», включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, возлагается на Департамент культуры и туризма администрации г. Липецка как орган, осуществляющий полномочия собственника помещения и имущества музея.
В то же время обязанность по проведению необходимых работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в музейное учреждение, включая ознакомление с музейными предметами и коллекциями, возлагается на ответчика МУ «ЛМНИДПИ», как бюджетное учреждение, у которого помещение и имущество музея находится на праве оперативного управления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать Департамент культуры и туризма администрации г. Липецка в срок до 31.08.2021 года выделить денежные средства на выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства», расположенное по адресу: <...>, в соответствии с требованиями Приказа Министерства культуры РФ № 2803 от 16.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями».
Обязать МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства» в срок до 31.12.2021 года выполнить работы по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства» в соответствии с требованиями Приказа Министерства культуры РФ № 2803 от 16.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями», а именно:
- обеспечить возможность беспрепятственного входа в музей и выхода из него;
- обеспечить возможность содействия инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта;
- обеспечить возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед музеем, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью персонала музея;
- обеспечить возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также сменного кресла-коляски;
- обеспечить возможность сопровождения инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и самостоятельного передвижения по территории музея и оказание им помощи;
- обеспечить надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- обеспечить возможность обеспечения допуска на объект, в котором предоставляются услуги или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного в установленном порядке;
- обеспечить возможность оказания сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
- возложить на одного из специалистов по просветительной работе или по работе с инвалидами и маломобильными гражданами обязанностей по организации их обслуживания в музее и обеспечения надлежащих условий для социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами;
- организовать инструктирование смотрителя музейного по вопросу осуществления коммуникаций с посетителями-инвалидами;
- создать группу экскурсоводов музея, подготовленных для обслуживания экскурсантов-инвалидов;
- обеспечить дублирование для инвалидов по слуху субтитрами голосовой информации, сопровождающей видеоматериалы на мониторах:
- обеспечить инвалидам по слуху, при необходимости, предоставление услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- обеспечить наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре;
- обеспечить условия доступа к иным помещениям: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, коридоры, выставочные (экспозиционные) залы и помещения;
- обеспечить наличие этикеток, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, к ключевым экспонатам экспозиции и рельефнографического изображения тех из них, к которым тактильный доступ закрыт;
- обеспечить наличие в каждом разделе экспозиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению (тактильных экспонатов);
- обеспечить наличие в музее web-сайтов, доступных для инвалидов.
Исковые требования прокурора Советского района г. Липецка к МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства» о возложении обязанности: - по выполнению работ по обеспечению применения интерактивных экспонатов с размещением средств их управления, если они предназначены для посетителей, включая инвалидов на креслах-колясках, на высоте от 45 до 100 см от пола; - по обеспечению наличия web-сайта, доступного для инвалидов по зрению и слабовидящих, удовлетворить – в исполнение не приводить.
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Липецка к МУ «Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства» о возложении обязанности: - по организации инструктирования работников гардероба, лифтеров, продавцов киоска, сотрудников буфета, участвующих в обслуживании посетителей, по вопросу осуществления коммуникаций с посетителями-инвалидами; - по обеспечению условий доступа к иным помещениям: буфету, зонам расположения лифтов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Малыхина
Мотивированное решение
составлено 27.05.2020 г.