ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4941/18 от 21.08.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-4941/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.08.2018 г. Абакан

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Лемперт И.Н.,

при секретаре Соколенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Хакасия о признании права на получение меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных организациях высшего образования, взыскании денежных средств, затраченных на обучение, судебных расходов,

с участием представителя ответчика по доверенности ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является лицом, на которое распространяется мера социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях высшего образования, предусмотренная Законом РХ № 02-ЗРХ от 24.02.2012, поскольку ее отец, ФИО4, погиб в результате аварии в филиале ПАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего», произошедшей ДД.ММ.ГГГГ. Истец ДД.ММ.ГГГГ заключила договор об образовании с ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» о предоставлении обучения по очной форме на инженерно-экономическом факультете. Указанный договор был оплачен за счет бюджета РХ на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.После окончания первой ступени высшего образования бакалавриат, истец поступила в магистратуру, заключив договор от ДД.ММ.ГГГГ, оплатив 94800 руб. Истец неоднократно обращалась к ответчику, в Правительство РХ с просьбой оплатить учебу в магистратуре, на что получала отказ со ссылкой на п. 3 Порядка предоставления спорной меры, утв. Постановлением Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ. Полагала отказы незаконными, поскольку на момент заключения договора действовала редакция п. 3 указанного Порядка, которая не ограничивала получение профессионального образования одним уровнем. Кроме того, Закон РХ № 02-ЗРХ не ограничивает количество получаемого профессионального образования. Указывала, что получение образования в магистратуре после бакалавриата, не является получением второго высшего образования. Просила признать за собой право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях высшего образования, взыскав с ответчика денежные средства оплаченные за обучение в магистратуре - 94800 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3344 руб.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 поддержала доводы письменного возражения на иск в части отсутствия у истца права на оплату обучения при получении второго профессионального образования - обучение в магистратуре, просила в иске отказать.

Истец в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд определил, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие истца.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 24.02.2012 № 02-ЗРХ «О дополнительной мере социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования» (далее - Закон № 02-ЗРХ) дополнительная мера социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования на территории Российской Федерации предоставляется гражданам, получившимосновное общее образование (среднее общее образование) и успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - получатели дополнительной меры социальной поддержки), относящимся, в том числе, к детям, потерявших одного из родителей в результате аварии в филиале открытого акционерного общества «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего», произошедшей ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Закона № 02-ЗРХ дополнительная мера социальной поддержки предоставляется в размере 100 процентов оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования на территории Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Условия и порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Республики Хакасия (ч. 3 ст. 2 Закона № 02-ЗРХ).

В целях реализации Закона № 02-ЗРХ Правительством Республики Хакасия постановлением № 247 от 20.04.2012 утвержден «Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования на территории Российской Федерации» (далее - Порядок № 247).

Согласно п. 3 Порядка № 247 дополнительная мера социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования на территории Российской Федерации предоставляется при получении только одного профессионального образования (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

Пункт 4 Порядка № 247 устанавливает, что для получения дополнительной меры социальной поддержки получатели дополнительной меры социальной поддержки, достигшие совершеннолетия, законные представители получателей дополнительной меры социальной поддержки до начала учебного года представляют в уполномоченный Правительством Республики Хакасия исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия в сфере образования (далее - уполномоченный орган) следующие документы:1) заявление о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки по формесогласно приложению;2) копию свидетельства о смерти одного из родителей;3) справку о смерти одного из родителей по форме № 34, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»;4) копию свидетельства о рождении получателя дополнительной меры социальной поддержки;5) проект трехстороннего договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, который будет заключен между получателем дополнительной меры социальной поддержки, образовательным учреждением высшего или среднего профессионального образования и Правительством Республики Хакасия (далее - трехсторонний договор).

Исходя из п. 5 Порядка № 247 документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, предоставляются однократно.

Условием предоставления дополнительной меры социальной поддержки является трехсторонний договор, заключенный между получателем дополнительной меры социальной поддержки, образовательным учреждением высшего или среднего профессионального образования и Правительством Республики Хакасия (п. 7 Порядка № 247).

Дополнительная мера социальной поддержки, предоставленная за определенный период времени, повторно не оказывается (п. 10 Порядка № 247).

Как следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории лиц, на которых распространяется положение Закона № 02-ЗРХ, что ответчиком не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 как законным представителем несовершеннолетней ФИО2 заключен договор на оказание платных образовательных услуг с ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», по которому ФИО5 оплачивает услуги по образованию ФИО1 на очной форме обучения на инженерно-экономическом факультете, Инноватика, профиль: управление инновациями, по образовательной программе бакалавра.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», Министерством образования и науки РХ по оплате образовательных услуг ФИО1 образовательной программе бакалавриат по очной форме обучения, на инженерно-экономическом факультете по направлению подготовки 222000.62 - Инноватика, профиль Управление инновациями.

В 2015 году ФИО1 закончила обучение в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» по программе бакалавриата по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ Инноватика, с присвоением квалификации бакалавр (диплом бакалавра от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» заключен договор об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования , на основании которого ФИО1 оказана услуга по образовательной программе Управление в государственных и муниципальных органах, организациях, учреждениях, по очной форме, - государственное и муниципальное управление.

Полная стоимость образовательных услуг по указанному договору составила 94800 руб. (п. 3.1.Договора от ДД.ММ.ГГГГ).

Стоимость обучения по договору от ДД.ММ.ГГГГ оплачена ФИО1 в полном объеме, что подтверждается квитанциями от: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 2 - 4 ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.

Как указано в пп. 4 - 6 ч. 1 ст. 108 Закона об образовании, образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным данным Федеральным законом, в следующем порядке:

высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;

высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;

послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Согласно ч. 5 ст. 10 данного Закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что к высшему профессиональному образованию относится бакалавриат, при этом уровни профессионального образования бакалавриат и магистратура носят самостоятельный характер, не являются дополнением друг друга.

Из буквального толкования положений Порядка № 247 следует, что на момент заключения истцом в июле 2015 года договора на получение платных образовательных услуг по уровню профессионального образования, действовало правило о получении одного профессионального образования, в связи с чем довод истца об отсутствии в нормативных актах субъекта ограничений по количеству профессиональных образований необоснован. При этом в Законе № 02-ЗРХ не устанавливается сама процедура предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеется ссылка на нормативны акт Правительства РХ - Порядок № 247, в котором такие ограничения имеются.

Доводы истца о том, что обучение в магистратуре является следующей ступенью получения высшего образования, то есть обучение в бакалавриате и магистратуре являются одним профессиональным образованием, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку в приведенных положениях Порядка № 247 речь идет не о высшем образовании, а о профессиональном, которое, исходя из Закона об образовании имеет четыре уровня.

Ссылка истца на ответ Министерства образования РХ от ДД.ММ.ГГГГ судом во внимание не принимается, поскольку в нем говорится о получении высшего образования, и как следует из ответов Министерства образования РХ на имя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ основан на положениях Закона об образовании от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, сторона ответчика исковые требования не признала.

Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по платежу от ДД.ММ.ГГГГ.

Общий срок исковой давности в силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По смыслу указанных выше правовых норм моментом начала течения срока исковой давности является дата, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Суд не находит данный довод обоснованным, иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ (почтовый штемпель на конверте), при этом в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что истец узнала, как она считает, о своем нарушенном праве, ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы стороны ответчика, что не все финансовые документы относятся к спорному договору от ДД.ММ.ГГГГ, суд также отклоняет, поскольку во всех финансовых документах, представленных истцом в дело, совпадают банковские реквизиты получателя платежа, которые в свою очередь совпадают с реквизитами указанными в договоре от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, свое право на получение меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных образовательных организациях высшего образования истец реализовала, заключив в ДД.ММ.ГГГГ договор на оплату образовательных услуг и получив высшее профессиональное образование по уровню бакалавриат, в силу чего исковые требования в части признания за истцом аналогичного права по получению высшего профессионального образования в магистратуре, удовлетворению не подлежат.

Поскольку у истца не возникло права на получение меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственном профессиональном образовательном учреждении высшего образования по уровню магистратура, то не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика денежных средств, затраченных на обучение по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении основных исковых требований отказано, в силу ст. 98 ГПК РФ, не подлежат удовлетворению требования по взысканию судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Хакасия о признании права на получение меры социальной поддержки в виде оплаты обучения в государственных профессиональных организациях высшего образования, взыскании денежных средств в размере 94800 руб. 00 коп.по договору об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО1 и ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.Н. Лемперт

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018.

Судья И.Н. Лемперт