ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4944/2017 от 21.12.2017 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Шельпук О.С., при секретаре Шнигуровой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по исковому заявлению Колбина Ю.Е. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, с третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Белова О.И., о восстановлении в списках получателей государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Колбина Ю.Е. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 11.12.1997 она вместе с семьей встала на учет в ФМС г. Тольятти по Самарской области как вынужденные переселенцы. 12.08.2002 встали на учета в ФМС г. Тольятти по Самарской области на получение ГЖС на приобретение жилья. 07.05.2007 ее номер в очереди был 2398 и она включена в список получателей ГЖС на приобретение жилья с 12.08.2002 на основании Постановления Правительства №153 от 21.03.2006; 23.01.2017 ее номер в очереди был 49. Однако 20.03.2017 ей было отказано в получении сертификата в 2017 года и получение ГЖС перенесено на неустановленный срок. Считает, что она должна стоять в очереди на получение ГЖС начиная с даты постановки на жилищный учет в территориальной органе ФМС с 12.08.2002. Просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в категории «вынужденные переселенцы» с даты постановки на жилищный учет, с 12.08.2002. Обязать ответчика внести изменения в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС в 2017 году в соответствии с датой постановки ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 12.08.2002; обеспечить получение ГЖС в 2017 году.

В судебном заседании представитель истца Игонина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, указав, то ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. К полномочиям органа по контролю в сфере миграции отнесено включение гражданина в сводные списки вынужденных переселенцев. Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в хронологической последовательности, в какой указанные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство на основании списков, представленных органами местного самоуправления, ежегодно, к 1 сентября утверждает сводный список граждан, который должен формироваться в той же последовательности, в какой граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления. В представленном к 01.08.2016 года администрацией г. Тольятти списке граждан, истец числилась за №11, с датой постановки на учет 12.08.2002. В утвержденном Министерством списке 01.09.2016 истец значится за номером 48. Анализ областной комиссией учетного дела истца выявил, что действительной датой постановки на учет Колбиной Ю.Е. является не 12.08.2002 – дата включения истца органом по контролю в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, а 14.11.2006 – дата постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (постановление Мэрии г.о. Тольятти). Истец ссылается на нормативные акты, которые утратили силу. Всего в списке изъявивших желание получить ГЖС в 2017 году значилось 219 граждан, включая истца, однако в Самарской области предусмотрено только 115,6 млн.руб. для предоставления ГЖС гражданам из числа признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, что достаточно для выдачи 63 ГЖС. Поскольку обязательность обеспечения ГЖС осуществляется исключительно в хронологическом порядке, выдача ГЖС истцу являлась бы нарушением прав граждан-участников подпрограммы, вставших на учет ранее. В представленном Мэрии г.о. Тольятти к 01.08.2017 списке истец значится за №1, а в утвержденном Министерством списке – за номером 6.

Третье лицо Белова О.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить исковые требования.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Колбина Ю.Е. и члены ее семьи (3 человека), имеющие статус вынужденных переселенцев, 11.12.1997 встали на учет в ФМС г. Тольятти по Самарской области как вынужденные переселенцы; 12.08.2002 встали на учет в ФМС г. Тольятти по Самарской области на получение ГЖС на приобретение жилья.

Постановлением Правительства РФ 08.11.2000 г. № 845 утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (далее – Положение №845) действовавшее во время постановки на учет в ФМС по Самарской области в 2002 году Колбиной Ю.Е. и членов её семьи.

Согласно п. 2 данного Постановления Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации постановлено считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами, упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением.

В п. 36 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденного Постановлением №845, указано, что в соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе (но не обязаны) одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы.

Во исполнение данного Постановления Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации 10.04.2001 г. был издан Приказ за №31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев».

Пункт 3.3 данного Приказа указал на включение в сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС России, с сохранением даты принятия на учет и права первоочередного получения жилья для лиц, состоявших в списках льготной очереди, и лиц, состоявших в списках общей очереди и имеющих в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное получение жилья.

Включение вынужденных переселенцев в сводные списки осуществлять по их письменному заявлению.

Пункт 3.4 данного Приказа указал на включение вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.

Пункт 3.2 указанного Приказа №31 содержит положения об обеспечении формирования и ведения сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в соответствии с утвержденным Порядком.

В соответствии с п. 7 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного Приказом Минфедерации РФ от 10.04.2001 №31, комиссия территориального органа Минфедерации России по распределению жилья на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), формирует сводный по соответствующему субъекту Российской Федерации список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» и пп. «б» п. 3 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденного Постановлением №845, федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.

В п. 38, п. 39 Положения «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» также закреплено, что для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца. Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.

Управление жилищной политики мэрии г.о. Тольятти в своем письме от 07.05.2007 №Гр-286/14-3 в адрес Колбиной Ю.Е. сообщало, что Колбина Ю.Е. включена в список получателей ГСЖ на приобретение жилья с 12.08.2002, то есть с момента постановки на учет в ФМС по Самарской области. Также в письме сообщалось, что Колбина Ю.Е. как житель г.о. Тольятти обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади Центрального района управления жилищной политики мэрии 14.11.2006 и с этой же даты принята на жилищный учет по месту жительства; ее очередность на получение жилья по договору социального найма по состоянию на 04.05.2007 значится за № 2398.

Суд учитывает, постановление №845 и Приказ от 10.04.2001 г. №31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» действовали до признания их утратившими силу постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 №1194.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 утверждены Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» ( в первоначальной редакции - на 2002 - 2010 годы, в окончательной редакции – на 2015-2020 годы) (далее – Правила выпуска и реализации ГЖС).

Абзацем пятым и шестым п. 24 Правил выпуска и реализации ГЖС установлено, что списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, а именно: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации;

Абзацем третьим п.26 установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, до его утверждения подлежит согласованию с органами по контролю в сфере миграции.

Согласно справке, выданной Управлением УФМС России по Самарской области, Колбина Ю.Е. составом семьи 3 человека по состоянию на 2016 год числилась в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном) жилье, с 12.08.2002 по Самарской области.

Таким образом, законодатель предоставил право учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как миграционной службе, так и органам местного самоуправления.

В своем отзыве на исковое заявление Колбиной Ю.Е. от 27.10.2017 №б/н министерство социально-демографической и семейной политики ссылается на Правила выпуска и реализации ГЖС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. Областная комиссия в результате анализа запрошенных документов (учетного дела Колбиной Ю.Е.) пришла к выводу, что действительной датой постановки на учет Колбиной Ю.Е. в качестве нуждающейся в жилых помещениях является не 12.08.2002 – дата включения ее органом по контролю в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, а 14.11.2006 – дата постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отделе по учету и распределению жилой площади Центрального района управления жилищной политики мэрии г.о. Тольятти. Однако, до 15.11.2016 действовали Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденное Постановлением №845», а также Приказ от 10.04.2001 г. №31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев».

В соответствии с п.26 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, при составлении сводного списка на 2017 год, необходимо было учитывать и действовавшие на тот момент Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденное Постановлением №845», а также Приказ от 10.04.2001 г. №31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев».

Таким образом, из вышеуказанного следует, что министерство социально-демографической и семейной политики неверно трактует дату первоначальной постановки на учет граждан - вынужденных переселенцев, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Колбиной Ю.Е., и соответственно, неправомерно исключило Колбину Ю.Е. и членов ее семьи из списков получателей ГЖС на приобретение жилья в 2017 году, поскольку первичный учет истца и членов ее семьи произведен на территории РФ органами УФМС России по Самарской области именно 12.08.2002.

При указанных обстоятельствах требование Колбиной Ю.Е. о признании за ней права на участие в продпрограмме начиная с даты постановки на учет 12.08.2002 и обязании включить ее в список граждан-участников подпрограммы получателей ГЖС в 2017 году подлежит удовлетворению. При этом суд полагает излишне заявленным требование об обеспечении Колбиной Ю.Е. сертификатом в 2017 году, поскольку процедура выдачи сертификатов не относится к компетенции суда; решение суда о признании за Колбиной Ю.Е. права на участие в подпрограмме с 12.02.2008 является основанием для соответствующего изменения ее места в очереди исходя из хронологического порядка постановки на учет. Кроме того, суд учитывает, что решение вынесено 21.12.2017, и объективно не может вступить в законную силу в 2017 году.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колбина Ю.Е. удовлетворить частично.

Признать за Колбина Ю.Е., дата года рождения, составом семьи из трех человек, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», в категории «вынужденные переселенцы» с даты постановки на жилищный учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы Самарской области с 12.08.2002.

Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обеспечить реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на территории Самарской области и внести изменения в список граждан-участников подпрограммы получателей государственного жилищного сертификата на 2017 год в соответствии с датой постановки Колбина Ю.Е., дата года рождения, составом семьи из трех человек, в качестве нуждающихся в жилом помещении в территориальной органе Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области, с 12.08.2002.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 26.12.2017.

Судья /подпись/ Шельпук О.С.

Копия верна:

Судья

Секретарь