Производство№ 2-4946/2021
УИД 28RS0004-01-2021-003661-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года город Благовещенск
28 июня 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Тихоновой В.В.
с участием представителя истца - ФИО1, представителя ответчика ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» - ФИО2, представителя ПАО «ДЭК» - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2», ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» о признании части сделки недействительной, применении последствий недействительности части сделки,
установил:
АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ» обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, в обоснование заявленных требований с учетом изменения предмета исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав, что между ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» и ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» заключен агентский договор № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. Истец полагает данный договор заключенным с нарушением требований законодательства и условий договора управления многоквартирным домом № по адресу: *** от 01.12.2014 года. Для реализации предмета договора стороны договорились передать ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» права и осуществлять действия, которые выходят за пределы, установленные законодательством, договором управления от 01.12.2014 года, в одностороннем порядке изменяют условия данного договора, затрагивают и ущемляют права и законные интересы потребителей без предоставления на это их согласия.
Так, истец полагает недействительным и несоответствующим закону п. 1.1. договора № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года в части:
абзац второй:«по формированию и ведению баз данных лицевых счетов потребителей коммунальных услуг - собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, согласно перечню (Приложение № 1)».
Данное условие договора не соответствует положениям ст.ст. 3, 4 Федерального законаот 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. «е» п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила № 354). Анализируя положения законодательства в указанной части, истец полагает, что оно не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности ведения лицевых счетов, реестра собственников помещений в многоквартирном доме.
абзацы третий, четвертый, пятый:«по расчету и начислению платы за следующие виды услуг (далее ЖКУ):
за содержание и ремонт жилого помещения;
за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунального ресурса - электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома (далее электроэнергия на СОИ)»;
Данное условие договора, по мнению истца, также не соответствует положениям ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. «е» п. 32 Правил № 354.
Исходя из анализа ст. 154 ЖК РФ, п. 2 Правил № 354 содержание и ремонт жилья и содержание СОИ в понятие «коммунальные ресурсы» не входит. Оплата коммунальных услуг и оплата содержания жилья и расходов на СОИ - различные виды платежей собственников жилья, установленные законодательно. Содержание и ремонт жилья оплачиваются управляющей организации. К приему платежей за содержание жилья согласно Федеральному закону от 03.06.2009 года № 103-ФЗ могут быть привлечены платежные агенты. Привлечение управляющей организацией в соответствии с подпунктом «е» пункта 32 Правил № 354 третьих лиц на основании договора или передача управляющей организацией третьим лицам права начисления платы за содержание и ремонт жилья и за расходы на СОИ законом не допускаются.
абзац шестой: «по проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим договором»;
Ссылаясь на положенияПравил № 354 пп. «г», «д», «и», «к», «р» п. 31, пп. «в» п. 31 (1), договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» (п.п. 2.3.1., 3.1.8., 2.3.5., 2.3.8., 2.3.14.) истец полагает, что законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения перерасчетов платежей за предоставленные коммунальные услуги.
По аналогичным основаниям истец полагает недействительнымабзац десятый: «по приему и обслуживанию Потребителей по вопросам, связанным с перерасчетами за ЖКУ».
Полагает, что законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по приему и рассмотрению заявок, предложений и обращений потребителей, в том числе по вопросам, связанным с перерасчетами за ЖКУ.
абзац седьмой: «по формированию и печати единых платежных документов (счетов-квитанций) на оплату ЖКУ в формате Приложения 11 к настоящему договору, на основании предоставленных Принципалом сведений (Приложение № 2)»;
По мнению истца, понятие «единый платежный документ» законодательством не предусмотрено.
Подпунктом «ж» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» установлено, что в состав деятельности по управлению многоквартирным домом входит выполнение стандарта оформления платежных документов.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по оформлению платежных документов.
абзац одиннадцатый: «по взысканию с Потребителей дебиторской задолженности, возникающей за период платежа с даты заключения настоящего договора, в результате неисполнения обязательств по оплате за ЖКУ»;
Пунктами 3.2.9 договоров ГУК-2 на управление многоквартирными домами предусмотрено право ГУК-2 принимать меры по взысканию задолженности возникшей у Заказчика перед Исполнителем в рамках договора, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Пунктом 18 ст. 155 ЖК РФ не допускается передача управляющей организацией, которой вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
- абзац двенадцатый: «по размещению регламентированной информации в ГИСЖКХ»;
Пунктом 31 Правил № 354 установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю путем размещения в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства установленной информации (подпункт «п»).
Со ссылкой, в том числе, на Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (пп. 2, 12, а также раздел 10) указывает, что законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по раскрытию информации и обязанности по размещению информации в ГИСЖКХ.
Также, истец полагает недействительным и несоответствующим закону п. 2.1. договора «Агент обязуется» № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года в части:
«2.1.1. Ежемесячно производить начисление платы за ЖКУ в соответствии с действующим законодательством РФ по утвержденным тарифам органа исполнительной власти Амурской области тарифного регулирования, уполномоченных органов местного самоуправления, с условием перерасчета при их изменении, в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Размер платы потребителей за электроэнергию на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется:
- исходя из норматива потребления коммунального ресурса - электроэнергии потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ (Приложение № 13) с проведением перерасчетов таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (Приложение №13) с проведением перерасчетов таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, Агент по итогам года производит корректировку фактических начислений электроэнергии на СОИ по данным ОДНУ, с отражением данной корректировки в платежных документах Потребителей.
По итогам проведения корректировок начислений электроэнергии на СОИ, при способе определения платы за электроэнергию на СОИ, Агент вносит изменения данных о среднемесячных объемах потребления электроэнергии на СОИ на следующий год.
Объем ЖКУ не может превышать объема, определенного на основании нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда Принципалом предоставлено решение собственников помещений МКД о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, с учетом превышения норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества».
«Приложение № 3 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. Регламент формирования начислений за ЖКУ, проведения контрольных проверок и информационного обмена».
Ссылаясь на положения жилищного законодательства (ст. 154 ЖК РФ, п. 2 Правил № 354, пп. «е» п. 32 Правил № 354, пп. «б», «ж» постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416) истец полагает, что привлечение управляющей организацией третьих лиц на основании договора или передача управляющей организацией третьим лицам права начисления платы засодержание и ремонтжилья и за расходы на СОИзаконом не допускаются.
Платежный документ по оплате содержания и ремонта жилья оформляется управляющей организацией.
Законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по оформлению платежных документов. Третьи лица не имеют права внесения в платежные документы по оплате ЖКУ каких-либо сведений или корректировок.
Также не допускается передача управляющей организацией третьим лицам обязанностей ведения лицевых счетов, реестра собственников помещений в многоквартирном доме, а также права на сбор информации о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме.
«2.1.2. Осуществлять от своего имени работу по взысканию суммы задолженности, документально подтвержденной первичными документами, в досудебном порядке в соответствии с Приложением 10 к настоящему договору и в судебных органах в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2.1.3. Осуществлять все действия по принудительному взысканию задолженности в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами.
2.1.4.В судебном порядке отрабатывать суммы долга Потребителей, превышающие 5000 (пять тысяч) рублей, со сроком возникновения не ранее 6 месяцев. Агент отрабатывает задолженность ежемесячно, в количестве не более 10 исков (заявлений о выдаче судебных приказов) с приоритетом по сумме.
2.1.5. Производить расчет, начисление, взыскание неустоек (штрафов, пеней) в отношении Потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, в том числе при взыскании дебиторской задолженности в судебном порядке, а также принимать и перечислять полученные от Потребителей денежные средства за данный вид начислений, в порядке, установленном в Приложении №4 к настоящему Договору. Расчет штрафных санкций осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных жилищным законодательством РФ.
2.1.14. Вести базу данных лицевых счетов Потребителей в части начислений, дебиторской задолженности и распределения поступающих оплат, а также вносить уточнения в базу данных, в случае изменения исходных регистрационных параметров и реестров лицевых счетов».
«Приложение № 10 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Регламент досудебной работы с задолженностью Потребителей».
В указанной части истец ссылается на п. 18 ст. 155 ЖК РФ, согласно которому уступка управляющей организацией третьим лицам права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не допускается. В случае заключения такой договор считается ничтожным.
Также истец ссылается на п. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», в силу которого обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
«2.1.5. Производить расчет, начисление, взыскание неустоек (штрафов, пеней) в отношении Потребителей, имеющих дебиторскую задолженность, в том числе при взыскании дебиторской задолженности в судебном порядке, а также принимать и перечислять полученные от Потребителей денежные средства за данный вид начислений, в порядке, установленном в Приложении № 4 к настоящему Договору. Расчет штрафных санкций осуществляется в порядке и размерах, предусмотренных жилищным законодательством РФ.
2.1.8. Распределять поступившие от Потребителей денежные средства на лицевых счетах Потребителей, в порядке, установленном в Приложении 4 к настоящему договору.
2.1.14. Вести базу данных лицевых счетов Потребителей в части начислений, дебиторской задолженности и распределения поступающих оплат, а также вносить уточнения в базу данных, в случае изменения исходных регистрационных параметров и реестров лицевых счетов».
«Приложение № 4 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. Регламент распределения платежей Потребителей и перечисления средств Принципалу.
Раздел I.Порядок распределения платежей за ЖКУ и пени на л/с потребителя по ЕПД между поставщиками услуг в зависимости от начисления, задолженности за ЖКУ и суммы пени».
Раздел II. Порядок приема и учета платежей потребителей ЖКУ, в зависимости от источника поступления».
«Приложение № 5.3 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Справка начисления пени за _____20 ___г. в разрезе лицевых счетов».
«Приложение № 5.5 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Оборотно-сальдовая ведомость пени по поставщикам и услугам в разрезе домов».
Ссылаясь на пп. «б», «ж» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ истец указывает, что возможность передачи управляющей организацией третьим лицам обязанностей ведения лицевых счетов, реестра собственников помещений в многоквартирном доме, а также права на сбор информации о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме законом не предусмотрена.
Не допускается привлечение управляющей организацией третьих лиц на основании договора или передача управляющей организацией третьим лицам права начисления платы за содержание и ремонт жилья законом не допускаются.
В соответствии с п. 2.3.22. договора управления обязанность вести финансово-лицевые счета, на которых отражать платежи потребителей, возложена на ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2».
Предусмотренное п. 2.1.8 договора право ПАО «ДЭК» распределять поступившие от Потребителей денежные средства на лицевых счетах Потребителей ущемляет права потребителей на свободный выбор услуги, которую потребитель желает оплатить, и на размер платежа, который потребитель желает внести в оплату выбранной им услуги.
«2.1.10. Выполнять перерасчеты сумм платы за оказываемые ЖКУ по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
2.1.12 ….. проводить сверку расчетов с Потребителями.
2.1.13. Осуществлять прием от Потребителей сведений о жилищных характеристиках помещений, на основании которых производится начисление платы за ЖКУ.
2.1.18. Рассматривать и принимать меры по жалобам (претензиям) Потребителей, касающихся начисления платы за ЖКУ в порядке, установленном в Приложении №6 к настоящему договору».
«Приложение № 6 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Регламент приема и рассмотрения Агентом жалоб (претензий) Потребителей».
Ссылаясь на положенияПравил № 354 пп. «г», «д», «и», «к», «р» п. 31, пп. «в» п. 31 (1), договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» (п.п. 2.3.1., 3.1.8., 2.3.5., 2.3.8., 2.3.14.) истец полагает, что передача управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по приему и рассмотрению заявок, предложений и обращений потребителей, в том числе, по вопросам, связанным с перерасчетами за ЖКУ, законом не допускается.
Федеральный закон от 03.06.2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не предоставляет платежному агенту права на получение какой-либо информации от плательщиков помимо информации о платеже.
«2.1.23. В случаях, предусмотренных законодательством, осуществлять взаимодействие с органами социальной защиты населения по вопросам предоставления мер социальной поддержки населению по оплате за ЖКУ».
Данный пункт договора истец полагает противоречащим пп. «е» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Законом не допускается возможность передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом. Выполнение данных требований входит в состав деятельности по управлению многоквартирным домом. Закон не предусматривает случаев, когда платежный агент вправе взаимодействовать с органами социальной защиты населения.
Также, истец полагает недействительным и несоответствующим закону п. 2.2. договора «Агент вправе» № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года в части:
«2.2.1. По заявлению Потребителя осуществлять возврат переплаченных денежных средств по лицевому счету, в случае если такая переплата подтверждается актом сверки Агента с Потребителем.
2.2.4. Заключать с Потребителями - должниками соглашения о рассрочке платежа».
Ссылаясь на положения Правил № 354 пп. «г», «д», «и», «к», «р» п. 31, пп. «в» п. 31 (1), договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» (п.п. 2.3.1., 3.1.8., 2.3.5., 2.3.8., 2.3.14.) истец полагает, что возможность передачи управляющей организацией третьим лицам обязанности выполнения требований стандарта по приему и рассмотрению заявок, предложений и обращений потребителей, в том числе по вопросам, связанным с перерасчетами за ЖКУ, законом не предусмотрена.
«2.2.5. В целях осуществления действий, предусмотренных настоящим договором, Агент имеет право от своего имени, но за счет Принципала запрашивать, получать персональные данные физических лиц - Потребителей, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждениях, а также у юридических лиц, в силу возложенных полномочий обладающих данными сведениями».
Данное условие договора истец считает не соответствующим положениям ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, ст.ст. 3, 4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. «е» п. 32 Правил № 354.
Считает, что законодательство не допускает передачи управляющей организацией третьим лицам обязанностей ведения лицевых счетов, реестра собственников помещений в многоквартирном доме, а также права на сбор информации о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме.
«2.2.6. Отступить от указаний Принципала, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Принципала и Агент не мог предварительно запросить у Принципала, либо не получил в течение 3 дней ответа на свой запрос. Агент обязан уведомить Принципала о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным».
Положениями ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, ст.ст. 3, 4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. «е» п. 32 Правил № 354 определен исчерпывающий перечень работ, для выполнения которых исполнитель услуг вправе привлекать третьих лиц. Агент при выполнении поручения по сбору платежей потребителей не может обладать полномочиями иными, чем необходимыми для выполнения определенных законом работ, и не имеет права выходить за рамки установленных законом полномочий или отступать от них в правоотношениях с потребителями.
Также, истец полагает недействительным и несоответствующим закону п. 2.3. договора «Принципал обязуется» № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года в части:
«2.3.1. При заключении и в период исполнения настоящего договора передавать Агенту:
- документы, подтверждающие права пользования жилым помещением (собственность, соц. найм, регистрация);
- сведения о Потребителях, необходимые для взыскания задолженности в судебном порядке (дата и место рождения, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), серия и помер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия в номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
Принципал несет риски, вытекающие из факта отсутствия надлежащих документов и сведений, подтверждают их дебиторскую задолженность.
В случае отсутствия у Агента всей вышеперечисленной информации, Агент не несет ответственность за корректность проведенных расчетов и взыскание дебиторской задолженности.
2.3.2. За 30 дней до начала календарного месяца, в котором планируется осуществить те или иные действия, передавать Агенту сведения, в формате приложений № lи № 2, к настоящему договору, необходимые для исполнения поручения, в том числе сведения о вновь заключенных договорах.
2.3.3. Ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца, передавать Агенту сведения (в случае их изменений), по форме Приложения №2, необходимые для исполнения поручения.
2.3.6. Оперативно (в течение 2-х дней), посредством телефонной связи, по конкретному Потребителю, либо в электронном виде на адрес электронной почты Агента, в формате приложения № 9 к настоящему договору, информировать Агента о произведенных Потребителями непосредственно Принципалу оплат.
2.3.7. Оперативно (в течение 2-х дней) передавать акты сверок, договоры о реструктуризации задолженности, подписанные при заключении и в период исполнения настоящего договора Принципалом с Потребителями».
«Приложение № 2 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Сведения о потребителях коммунальных ресурсов за ______20 ___ г.».
Сведения, передаваемые агенту:
адрес и площадь жилого помещения;
ФИО собственника;
тип собственности (№ свидетельства);
количество проживающих;
дата и место рождения;
идентификатор (СНИЛС, Паспорт, ИНН и т.д.)».
«Приложение № 2.1 к договору № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года. «Сведения о потребителях коммунальных услуг».
Истец полагает, что сведения, предполагаемые к передаче в соответствии с приложением № 2, избыточны по отношению к функции сбора платежей. Оспариваемый пункт договора не соответствует положениям ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, ст.ст. 3, 4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», пп. «е» п. 32 Правил № 354, положениям Закона РФ «О персональных данных».
«2.3.5... . воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет настоящего Договора.
2.3.12. Заблаговременно, не менее 30 дней, уведомить Потребителей об изменении получателя денежных средств за ЖКУ с момента подписания данного агентского договора, а также о всех изменениях по исполнению своих обязанностей перед Потребителями в связи с подписанием настоящего договора».
Согласно данному условию договора ГУК-2 обязуется в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей, предусмотренных договором управления многоквартирным домом. Вместе с тем, законодательство не предусматривает права управляющей организации передать выполнение деятельности по управлению многоквартирным домом платежному агенту, а также ограничение прав и обязанностей управляющей организации в связи с заключением договора с платежным агентом.
Ссылаясь на ст.ст. 166, 167, 168 ГК РФ, п. 18 ст. 155 ЖК РФ, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст.ст. 4, 16) истец просит признать условия агентского договора № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года в вышеуказанной указанной недействительными.
Дополнив исковые требования истец также просит:
действие договора № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года, заключенного между ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2» и ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт», в части, признанной недействительной, прекратить на будущее время;
решить вопрос об обязании ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2» и ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения неопределенного круга потребителей решение суда;
присудить возместить АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ» с ООО «Городская управляющая компания — ГУК 2» понесенные по делу судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивал на его удовлетворении с учетом уточнения предмета исковых требований.
Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2» ФИО2 исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что согласно п. 2.3.21 договора управления, заключенного между собственниками помещений в МКД по ул. ***, управляющая компания вправе как самостоятельно, так и привлечением сторонних организаций осуществлять прием платежей, предусмотренных настоящим договором. В соответствии с п. 3.2.5 договора управления, исполнитель имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения утвержденных работ и услуг. С этой целью привлекать сторонние организации, привлекать подрядные организации к выполнению всего комплекса или отдельных видов работ по настоящему договору. Совокупный анализ норм действующего законодательства свидетельствует о том, что управляющая компания является оператором персональных данных, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным ромом и обладает в силу действующего жилищного законодательства, правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях, в том числе в целях исполнения установленных стандартов деятельности по расчету платы за ЖКУ и формированию платежных документов (квитанций), а также правом на передачу персональных данных, без получения согласия субъекта персональных данных, в случае привлечения управляющей организацией иных лиц, для осуществления расчетов за ЖКУ. Управляющая компания с учетом условий заключенного договора управления и норм действующего законодательства, вправе заключать договоры на выполнение тех или иных работ и услуг, входящих в сферу деятельности по управлению многоквартирными домами. На основании прямого указания закона (норм закона «О персональных данных», ЖК РФ, постановлений действующих в сфере ЖКХ) управляющая компания приобретает статус оператора персональных данных и не обязана получать на обработку персональных данных согласие субъектов таких данных (собственников и нанимателей помещений), более того, вправе заключать договоры на осуществление функций по расчетам (начисление, сбор платежей, претензионная и исковая работа) за ЖКУ с организациям - платежными агентами. В этой связи, полагает не обоснованными доводы истца о применении последствий недействительной сделки и об имеющемся нарушении прав и интересов третьих лиц (собственников и иных законных пользователей помещений). Собственники и иные законные пользователи в жилых помещениях в МКД, в силу прямого указания закона обязаны вносить плату за ЖКУ в управляющую компанию, при этом расчет такой платы и сбор платежей осуществляется УК. В случае заключения агентского договора УК с платежным агентом, объем прав и обязанностей третьих лиц (собственников помещений в МКД) по оплате ЖКУ не изменяется. Для заключения агентского договора управляющей организации не требовалось получения согласия третьих лиц (собственников помещений). Нормы действующего законодательства и условия договора управления позволяют управляющей организации либо самостоятельно осуществлять комплекс работ и услуг по управлению МКД, либо привлечь для этих целей иных лиц, в т.ч. для осуществления обязательств управляющей компании по начислению и сбору платежей на основании агентского договора, заключенного с организацией - платежным агентом. Исполнение агентом действий по ведению претензионной и исковой работе по взысканию задолженности потребителей по оплате за ЖКУ не является уступкой права (требования). В данном случае агент не приобретает у управляющей компании просроченную задолженность, и последняя не прекращает оставаться лицом, в пользу которой агентом взыскивается задолженность за ЖКУ. При уступке же происходит замена лиц по обязательствам. В данном случае управляющая компания лишь поручает платежному агенту (вместо себя) исполнения предусмотренного у нее права на взыскание задолженности за ЖКУ с потребителей. В данном случае отсутствуют признаки, присущие и характерные для договоров цессии. Все денежные средства за ЖКУ, собранные агентом в рамках агентского договора не становятся его собственностью, а подлежат перечислению в управляющую компанию. Полагает, что условия агентского договора, № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года, заключенного между ООО «Городская управляющая компания - ГУК 2» и ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт», в оспариваемой части не влекут нарушение каких-либо прав потребителей - собственников и иных законных пользователей помещений многоквартирного дома по адресу: ***, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полномобъеме.
Представитель ответчика ПАО «ДЭК» - ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, приводил доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск. Полагает, что истцом не представлено доказательств наличия охраняемого законом интереса, как необходимого условия для обращения в суд с настоящим иском. Возможность заключения агентского договора на оспариваемых условиях прямо предусмотрена действующим законодательством, основания для применения ст. 173.1, 174, 168 ГК РФ, п. 18 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют. Оспариваемые условия договора в полном объеме соответствуют требованиям действующего законодательства. Ссылается на отсутствие заинтересованности лиц, в интересах которых подан иск, в признании сделки недействительной. Также ссылается на пропуск истцом срока исковой давности для признания сделки недействительной по признакам оспоримости. На основании совокупности указанных оснований просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц ООО «Амурские коммунальные системы», АО «Дальневосточная генерирующая компания». О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. Доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица АО «Дальневосточная генерирующая компания» в отзыве на иск указал, что между АО «ДГК» и собственниками помещений МКД № *** по ул. ***, г. Благовещенска, в порядке и на основании от. 157.2 ЖК РФ, протокола №1 внеочередного общего собрания собственников помещений от 06.08.2018 года заключены прямые договоры теплоснабжения, что исключает участие управляющей организации ООО «ГУК-2» в расчетах, начислении и взимании платы за коммунальную услугу теплоснабжение. Функции, связанные с расчетом, начислением и взиманием платы за коммунальные услуги предоставляемые АО «ДГК» потребителям указанного дома по агентскому договору, заключенному между ООО «ГУК-2» и ПАО «ДЭК», не передавались.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 9 п. 2 ст. 45 указанного Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
В соответствии с Уставом Амурская региональная общественная организация защиты прав потребителей (ПОТРЕБИТЕЛЬ) (далее – АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ») является некоммерческой, самоуправляемой, основанной на добровольном членстве общественной организацией, созданной с целью деятельности в сфере защиты прав потребителей.
Для осуществления уставной деятельности АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ» вправе осуществлять общественный контроль соблюдения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав и интересов потребителей, групп потребителей, неопределенного круга потребителей, оказывать по просьбе потребителей юридическую, организационную, информационную и иную помощь в защите их прав в организациях, судах и иных учреждениях (п. 2.3.).
Настоящее гражданское дело возбуждено в суде по заявлению АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ», поданному в интересах неопределенного круга лиц - потребителей, в порядке реализации полномочий, предоставленных общественной организации вышеназванными положениями закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** выбран способ управления - управление управляющей организацией, функции управления возложены на ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» (протокол № б/н от 25.11.2014 года).
01.12.2014 года между собственниками и владельцами жилых помещений по иным законным основаниям и ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» заключен договор управления названным многоквартирным домом.
01.05.2019 года между ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» (принципал) и ПАО «ДЭК» (агент) заключен агентский договор № ДЭК-71-13/834, по условиям которого, агент обязался совершать от своего имени, но за счет принципала следующие юридические и фактические действия:
по формированию и ведению базы данных лицевых счетов потребителей коммунальных услуг - собственников и пользователей жилых помещений (далее - Потребителей), расположенных в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, согласно перечню (Приложение №1);
по расчету и начислению плата за следующие виды услуг (далее ЖКУ):
за содержание и ремонт жилого помещения;
за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунального ресурса - электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома (далее электроэнергия на СОИ);
по проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим договором;
по формированию и печати единых платежных документов (счетов-квитанций) на оплату ЖКУ в формате Приложения 11 к настоящему договору, на основании предоставленных Принципалом сведений (Приложение №2), с последующей доставкой их до Потребителей;
по приему платежей от Потребителей за ЖКУ, в том числе с привлечением платежных агентов;
по сбору и перечислению Принципалу полученных денежных средств от Потребителей в счет оплаты за ЖКУ;
по приему и обслуживанию Потребителей по вопросам, связанным с начислением, перерасчетом за ЖКУ;
по взысканию с Потребителей дебиторской задолженности, возникающей за период платежа с даты заключения настоящего договора, в результате неисполнения обязательств по оплате за ЖКУ;
по размещению регламентированной информации в ГИС ЖКХ.
Полагая заключением указанного агентского договора в оспариваемой части нарушенными права потребителей, истец просит признать его недействительным (ничтожным) и применить последствия недействительности сделки в оспариваемой части.
В качестве оснований недействительности условий агентского договора как на их оспоримость: ст. 173.1 ГК РФ (совершение сделки без необходимого в силу закона согласия третьего лица), ст. 174 ГК РФ (совершение сделки с выходом за пределы представленных договором управления от 01.12.2014 года полномочий), так и на ничтожность: ч. 18 ст. 155 ЖК РФ - наличие законодательного запрета на передачу ряда полномочий ООО «ГУК 2» по агентскому договору ПАО «ДЭК», а также положения ст.16 Закона РФ «О Защите прав потреьителей».
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (пункт 2).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3).
Статьей 167 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2).
Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (пункт 3).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч.1 ст.16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Рассматривая требования истца, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из фактических обстоятельств дела, 01.12.2014 года между собственниками и иными законными владельцами помещений многоквартирного дома № *** по ул. ***, г. Благовещенск и ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» заключен договор управления многоквартирным домом.
Предметом данного договора является выполнение ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» по заданию Заказчиков за плату работ и услуг в целях управления указанным МКД (п. 1.2. договора).
По условиям договора управления исполнитель обязан, помимо прочего, принимать от заказчика плату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и другие услуги, установленные решением общего собрания (п. 2.3.5.).
При этом, пунктом 3.2.5. договора управления от 01.12.2014 года предусмотрено право исполнителя - ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» самостоятельно определять порядок и способ выполнения утвержденных работ и услуг. С этой целью привлекать сторонние организации, имеющие лицензии и другие разрешительные документы (если таковые необходимы).
Согласно положениям ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которой в соответствии с данным Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также ее представитель вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15). При привлечении лицами, указанными в части 15 данной статьи, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, также предусмотрена возможность внесения потребителем платы за коммунальные услуги исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, возможность заключения агентских договоров в целях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, изготовления и доставки платежных документов прямо предусмотрена законодательством.
Действующее законодательство не запрещает одновременное осуществление ресурсоснабжающей организацией функций платежного агента на основании заключенного с управляющей организацией договора.
Пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ определено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Как следует из указанных выше положений договора управления от 01.12.2014 года, ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» осуществляет управление многоквартирным домом и в силу положений договора управления имеет право самостоятельно определять способы выполнения порученных ей работ, оказания услуг и иных действий по выполнению условий договора, а потому привлечение управляющей организацией на основании агентского договора ПАО «ДЭК» с целью передачи агенту части своих функций по начислению и приему платежей за ЖКУ, указанных в п. 1.1. агентского договора, соответствует положениям действующего законодательства, условиям договора управления.
Пунктом 32 (е) Правил № 354 установлено, что исполнитель коммунальных услуг имеет право привлекать на основании соответствующего договора организацию для снятия показаний приборов учета, начисления платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, урегулированный действующим жилищным законодательством порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускает участие в данных отношениях помимо управляющей организации и иных организаций (агентов).
Заключение между ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» и ПАО «ДЭК» агентского договора о передаче последнему своих полномочий, в частности, по расчету и начислению платы за ЖКУ, проведению перерасчетов в порядке, предусмотренном законодательством, по приему платежей от потребителей за ЖКУ с привлечением платежных агентов, по приемуи обслуживанию истребителей по вопросам, связанным с начислением за ЖКУ, по взысканию с потребителей дебиторской задолженности за ЖКУ, размещению регламентированной информации в ГИС ЖКХ, не свидетельствует об одностороннем отказе ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» от исполнения обязательств, вытекающих из договора управления многоквартирным жилым домом. Не влияет каким-либо образом на исполнение управляющей организацией обязанностей, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, а также на исполнение собственниками помещений многоквартирного дома обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.
Сбор денежных средств за ЖКУ (за содержание и ремонт жилого помещения; за содержание жилого помещения на оплату электроэнергии на СОИ) агентом принимается управляющей организацией как исполнение плательщиками предусмотренной Жилищным кодексом РФ обязанности по оплате указанных жилищно-коммунальных услуг в пользу управляющей организации.
Платежи собственников и иных законных владельцев МКД за коммунальные услуги, поступающие агенту, являются собственностью принципала, что основано на положениях статьи 1005 Гражданского кодекса РФ и отражено непосредственно в агентском договоре, так как в соответствии с условиями агентского договора денежные средства подлежат направлению в соответствии с указаниями принципала, то есть ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2».
Заключенный между ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» и ПАО «ДЭК» агентский договор № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года каких-либо иных дополнительных обязательств на потребителей не возлагает.
Наделение ПАО «ДЭК» полномочиями по приему платежей у потребителей за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, не влияет каким-либо образом на исполнение управляющей организацией обязанностей, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, а также на исполнение собственниками помещений многоквартирного дома обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.
Согласно положениям ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса, на который ссылается истец, в обоснование своего требования о признании ничтожным спорного агентского договора, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, к настоящему спору данное положение закона неприменимо, поскольку заключенный между ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» и ПАО «ДЭК» договор № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года не является договором уступки права требования (цессии), а является агентским договором, предполагающим осуществление одной стороной (агентом) за вознаграждение в пользу другой стороны (принципала) юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала, а именно, в настоящем случае - действий по начислению и взысканию платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Несоответствие положений оспариваемого агентского договора нормам гражданского или жилищного законодательства, судом не установлено.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заключенный между ООО «Городская управляющая компания – ГУК-2» и ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» агентский договор не противоречит положениям действующего законодательства.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что заключение агентского договора привело к удорожанию платы для потребителей коммунальных услуг.
Оспариваемые истцом условия в полном объеме соответствуют положениям части 15 статьи 155 ЖК РФ, пунктам 32 (е), 63 Правил № 354, п. 3.2.5. договора управления многоквартирным домом от 01.12.2014 года.
Доводы истца о том, что заключение агентского договора привело к нарушению Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не принимается судом по следующим основаниям.
Право управляющей организации осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, предусмотрено частью 15 статьи 155 ЖК РФ. При этом в силу части 16 указанной нормы при привлечении таких представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
По общему правилу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется оператором с согласия субъектов персональных данных. Вместе с тем, положения пунктов 2, 5 части 1 статьи 6, части 2 статьи 9 названного Федерального закона допускают возможность обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также в целях исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
Таким образом, обработка персональных данных ПАО «ДЭК» осуществляется на основании норм Жилищного кодекса РФ, а также агентского договора от 01.05.2019 года, заключенного между ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» и ПАО «ДЭК».
Агентский договор, регулируемый главой 52 ГК РФ, является возмездной сделкой. В силу статьи 1006 Гражданского кодекса РФ, агентским вознаграждением является плата, которую принципал обязан оплатить агенту за его действия по агентскому договору.
По условиям агентского договора, лицом, обязанным уплачивать ПАО «ДЭК» агентское вознаграждение, является ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2».
Условие о возложении обязанностей ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» по уплате агентского вознаграждения на третьих лиц (статья 313 ГК РФ) агентским договором не предусмотрено. В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса РФ, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны.
Заключение ПАО «ДЭК» и ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2» агентского договора, при изложенных в нем обязательствах сторон, не ведет к изменению предусмотренного законом порядка расчета, начисления, взимания, взыскания платы за ЖКУ с потребителей, поскольку данный порядок не зависит от каких-либо обстоятельств, связанных с лицом, производящим поименованные действия. Не влияет рассматриваемый агентский договор и на объем прав потребителей в отношениях с ООО «Городская управляющая компания – ГУК 2», так как управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, не выбывает из правоотношений с потребителями, перед которыми ее обязательства не изменяются.
Таким образом, оснований для выводов о нарушении (угрозе нарушения) публичных интересов не имеется, а обоснованных доводов, в подтверждение законодательного запрета на включение в агентский договор № ДЭК-71-13/834 от 01.05.2019 года оспариваемых условий истцом не приведено.
Заключение между ответчиками агентского договора предусмотрено законом (часть 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ), права потребителей, в интересах которых подано исковое заявление, не нарушает, какие-либо дополнительные обязанности на них не возлагает. Для заключения такого агентского договора какое-либо решение собственников помещений в МКД не требуется.
По смыслу положений статьи 11 ГК РФ, части 1 статьи 3 ГПК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Любое заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты. Свобода выбора означает, что никто не может быть понужден к выбору того или иного способа защиты. Это в полной мере соответствует основным началам гражданского законодательства, согласно которым гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статьи 1, 9 ГК РФ).
Вместе с тем, говоря о свободе выбора способа защиты, следует учитывать, что выбор может осуществляться только среди предусмотренных законом способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку судом не установлено несоответствие положений оспариваемого агентского договора нормам гражданского или жилищного законодательства, заинтересованности лиц, в интересах которых подано исковое заявление, оснований для применения к нему правил последствий недействительности сделок не имеется.
В удовлетворении исковых требований суд отказывает.
Поскольку настоящий иск удовлетворению не подлежит, оснований для возмещения понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований АРООЗПП «ПОТРЕБИТЕЛЬ» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Городская управляющая компания-ГУК2», ПАО «ДЭК «Амурэнергосбыт» о признании части сделки недействительной, применении последствий недействительности части сделки - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд, в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Гокова И.В.
Решение в окончательной форме составлено 05.07.2021 года