Дело № 2-494/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Никифоровой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, к администрации Московского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения по договору социального найма в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Московского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения по договору социального найма в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны.
Исковые требования мотивированы тем, что она является <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны. В связи с необеспеченностью жилой площадью по норме, так как она проживает в двухкомнатной квартире <адрес> с составом семьи из 4 человек, общей площадью 54,0 кв.м., обратилась в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о принятии её на учёт. Из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ ей в постановке на учёт отказано, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ её <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> произвели отчуждение принадлежащей им на праве собственности квартиру <адрес>. В указанной квартире была зарегистрирована её <данные изъяты> ФИО5, которая после продажи квартиры вселилась и зарегистрировалась в квартире № <адрес>, где она проживает. Однако районная администрация расценила указанные обстоятельства как умышленное ухудшение жилищных условий, в связи с чем было сообщено, что она может быть принята на учёт по истечении пяти лет со дня отчуждения собственности, не принадлежащей ей квартиры и регистрации ФИО5 в квартире по месту жительства. Такая мотивация не соответствует нормам права. Собственниками квартиры <адрес> по 1/4 доле являлись её <данные изъяты> ФИО6, <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты>ФИО и <данные изъяты> ФИО8 Она к указанной квартире никакого отношения не имеет. Собственники квартиры <адрес>, представляющие с собой три отдельные от неё семьи, не были обязаны согласовать свои действия по продаже квартиры ни с ней, ни тем более с администрацией Московского района г. Чебоксары. Их действия не могут быть вменены в вину ей как умышленное ухудшение жилищных условий, так как она не является субъектом этих действий и не является собственником проданной квартиры. Её владельцы не лишены и не ограничены в дееспособности, являются совершеннолетними, поэтому как-либо на их решения она не может повлиять. Также она не может и не имеет права воспрепятствовать вселению и регистрации её <данные изъяты> ФИО5 в квартиру <адрес>, поскольку 1/2 доля в праве собственности на эту квартиру принадлежит <данные изъяты> ФИО5 ФИО7, соответственно как член его семьи она обладает правом на вселение и совместное проживание с ним, независимо от её пожеланий либо требований районной администрации.
В судебное заседание истица ФИО4 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО4 - ФИО9 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Московского района г. Чебоксары ФИО10 исковые требования не признал, пояснив суду, что истица зарегистрирована в приватизационной в равных долях на <данные изъяты> и <данные изъяты> в двухкомнатной квартире <адрес>. В указанной квартире зарегистрирована истица, его <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО8 и <данные изъяты> ФИО5 До ДД.ММ.ГГГГ в квартире <адрес> были зарегистрированы всего три человека ФИО4, <данные изъяты> ФИО7 и <данные изъяты> ФИО8 и по действующим нормам она не нуждалась в получении жилья. В ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> истицы, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> произвели отчуждение квартиры <адрес>, принадлежащей им на праве общей долевой собственности, где до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована ФИО5 В силу ст. 53 ЖК РФ истица может быть принята на учёт по истечении 5 лет со дня отчуждения собственности и регистрации по месту жительства в квартире <адрес> ФИО5
Третьи лица ФИО7, ФИО5, ФИО8 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии и удовлетворении исковых требований истицы.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО4 является <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1 и льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на социальную поддержку в приобретении жилья. При постановке на учёт ФИО4 предоставлены сведения о нуждаемости в получении жилого помещения, в том числе представлены документы о праве собственности на квартиру <адрес>, выписка из лицевого счёта, документы о правах на квартиру № <адрес>, сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР и МУП «БТИ и ПЖФ» г. Чебоксары.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ гражданам отказывается в постановке на учёт в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 отказано в постановке на учёт для получения жилого помещения на основании ст. 53 ЖК РФ.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2, 3 ст. 49).
Согласно ст. ст. 15, 23.2 Федерального закона «О ветеранах» оказание мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, в том числе в п.3 предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников, вдов участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 года № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 № 79-ФЗ, в подпункт 3 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
В Законе Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики отнесены граждане, указанные в статьях 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14,15. 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий (в ред. законов ЧР 19.10.2009 года № 50, от ДД.ММ.ГГГГ № 4).
Таким образом, законодательством предусмотрено обеспечение жильем за счет федерального бюджета участников и вдов участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещении является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспечения граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно постановлению главы администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2005 года № 129 «Об установлении учетной нормы площади помещения и нормы предоставления» с 01 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары в редакции постановления администрации г. Чебоксары от 23 июня 2009 года № 148 за гражданами сохраняется право состоять в очереди нуждающихся, в том числе в случае улучшения жилищных условий, если общая площадь жилого помещения составляет не менее 14,5 кв. м. (дополнительно для граждан, вставших на учет до 01 марта 2005 года, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет менее 9 кв.м.), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или), принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники Великой Отечественной войны, вдовы участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения составляет менее 14,5 кв.м. на каждого члена семьи.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.
Таким образом, решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершённые самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Перечень таких действий, совершаемых с намерением приобретения права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, приведен в Постановлении Правительства РФ № 63 от 27 января 2009 года, а пункте 12 к числу которых относится вселение в жилое помещение иных лиц.
Как видно из материалов дела, ФИО4 проживает в квартире <адрес>, общей площадью 54,0 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> ФИО7 и <данные изъяты> ФИО8 по 1/2 доле каждому на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4, будучи включенной в ордер на жилое помещение в момент приватизации квартиры <адрес> имела право пользования жилым помещением и право на участие в приватизации, от участия в приватизации спорного жилого помещения отказалась.
Таким образом, в силу ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189 - ФЗ, ФИО4 имеет право пользования жилым помещением в квартире <адрес> наравне с собственниками ФИО7 и ФИО8
Согласно выписке из лицевого счета в указанной квартире зарегистрированы и проживают ФИО4, <данные изъяты> ФИО7, <данные изъяты> ФИО8 и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает ФИО5 Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО4 совершены действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, что в соответствии 53, п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ является основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня регистрации ФИО5 в квартире <адрес> не истек, то в силу положений указанной нормы, она не может быть поставлена на учет на получение жилого помещения ранее чем через пять лет.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО4 о признании незаконным постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учёт для получения жилого помещения в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем действия ФИО7, ФИО8 и ФИО5 по отчуждению квартиры <адрес> не могут быть вменены ФИО4 в вину как умышленное ухудшение жилищных условий.
Судом установлено, что <данные изъяты> истицы ФИО7, <данные изъяты> ФИО8 и <данные изъяты> ФИО5 имели на праве общей долевой собственности квартиру <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО продали указанную квартиру ФИО2ФИО3
В соответствии со ст. ст. 209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Таким образом, ФИО7, ФИО8, ФИО5 были вправе самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим им на праве собственности имуществом - квартирой <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске ФИО4, к администрации Московского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учёт для получения жилого помещения в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Справка: Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Подлинники решения и апелляционного определения находятся в гражданском деле № 2-494/2014 (2-6804/2013;) в Московском районном суде г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья ___________/ З.Г. Кулагина Специалист 1 разряда