УИД 66RS0031-01-2018-000663-87 Дело 2-494/2018 Решение в мотивированном виде изготовлено 17 сентября 2018 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 сентября 2018 года город Качканар Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Закировой О.А., при секретаре Коноваловой Е.А., с участием старшего помощника прокурора города Качканара Кадушкина И.Н., рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Качканара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Единая дежурно-диспетчерская служба Качканарского городского округа» об обязании провести оценку условий труда, установил: прокурор города Качканара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Качканарский городской суд с иском к муниципальному учреждению «Единая дежурно-диспетчерская служба Качканарского городского округа» (далее - МУ «ЕДДС КГО») об обязании провести оценку условий труда. В обоснование иска указано, что прокуратурой города Качканара проведена проверка исполнения трудового законодательства в МУ «ЕДДС КГО», в ходе которой установлено, что основным видом деятельности МУ «ЕДДС КГО» является деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях. Согласно уставной деятельности МУ «ЕДДС КГО» осуществляет наем работников в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя организации от 29 сентября 2017 года № 17, которым предусмотрено 16 штатных единиц (рабочих мест) по 5 должностям, из которых 1 начальник, 1 заместитель начальника, 1 инженер, 5 старших оперативных дежурных, 8 оперативных дежурных. Как следует из информации руководителя МУ «ЕДДС КГО» от 02 ноября 2017 года № 121 и от 09 августа 2018 № 125, специальная оценка условий труда в учреждении не проведена. Не проведение специальной оценки условий труда создает реальную угрозу жизни и здоровью работников учреждения, нарушает их права в сфере охраны и оплаты труда. Прокурор города Качканара, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать МУ «ЕДДС КГО» в срок не позднее 31 декабря 2018 года провести специальную оценку условий труда 16 штатных единиц (рабочих мест) утвержденных приказом от 29 сентября 2017 года № 17. В судебном заседании старший помощник прокурор Кадушкин И.Н. поддержал заявленные исковые требования, по доводам указанным в иске. Представитель ответчика МУ «ЕДДС КГО» в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не направлял (л.д. 24). Суд, учитывая надлежащее извещение ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что МУ «ЕДДС КГО» является юридическим лицом, зарегистрировано 29 марта 2012 года, что следует из выписки из ЕГРЮЛ, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - Качканарский городской округ (л.д. 13-16). Основными видами деятельности МУ «ЕДДС КГО» является деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2014 года. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями. В силу частей 1 и 4 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом. Согласно п. 5.4 Устава МУ «ЕДДС КГО» начальник от имени учреждения самостоятельно решает все вопросы деятельности учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет учреждение без доверенности в государственных, муниципальных и общественных организациях (л.д. 8-12). В силу положений п. 5.4 этого же Устава учреждения директор осуществляет прием на работу работников, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с ними, утверждает структуру и штатное расписание. Таким образом, прокурором при подаче иска правомерно определен ответчик МУ «ЕДДС КГО», являющийся работодателем. 29 сентября 2017 года приказом № 17 начальника МУ «ЕДДС КГО» ФИО1 утверждено штатное расписание (л.д. 6), в учреждении, которым предусмотрено 16 штатных единиц (рабочих мест) по 5 должностям, из которых 1 начальник, 1 заместитель начальника, 1 инженер, 5 старших оперативных дежурных, 8 оперативных дежурных. В ходе проведенной прокуратурой проверкой установлен факт отсутствия специальной оценки условий труда, что подтверждается информацией начальника МУ «ЕДДС КГО» от 02 ноября 2018 года (л.д. 5). Поскольку итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, то несоблюдение МКУ «Качканарский городской архив» указанных требований действующего федерального законодательства нарушает права работников на достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, создает угрозу повышения производственного травматизма, нарушает требования трудового законодательства в области охраны труда. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в МУ «ЕДДС КГО», уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчика, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в МУ «ЕДДС КГО», в результате которого были нарушены трудовые права работников указанного учреждения. Заявление прокурора предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку его требования направлены прежде всего на профилактику безопасного труда работников, круг которых может периодически меняться. С учетом избранного прокурором способа защиты нарушенного права неопределенного круга лиц, а также конкретных обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные требования закона, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имеется. Поскольку в материалах делу имеется письмо начальника МУ «ЕДДС КГО» ФИО1 от 09 августа 2018 года № 125 (л.д. 4) о согласовании срока проведения специальной оценки условий труда до 31 декабря 2018 года, срок исполнения требований прокурора заявленный в иске судом применяется. Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Исходя из заявленных требований неимущественного характера, суд взыскивает с МУ «ЕДДС КГО» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора города Качканара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Единая дежурно-диспетчерская служба Качканарского городского округа» об обязании провести оценку условий труда удовлетворить. Обязать муниципальное учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Качканарского городского округа» в срок не позднее 31 декабря 2018 года провести специальную оценку условий труда 16 штатных единиц (рабочих мест) утвержденных приказом от 29 сентября 2017 года № 17. Взыскать с муниципального учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Качканарского городского округа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Качканарский городской суд. Судья О.А. Закирова |