ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-494/19 от 21.05.2019 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» мая 2019 года г. Заречный

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Каштановой И.В.,

при секретаре Гильмановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Заречном Пензенской области гражданское дело по иску Сергеева В.В. к Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области об отмене дисциплинарного взыскания,

У С Т А Н О В И Л:

Сергеев В.В. обратился с иском Администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области об отмене дисциплинарного взыскания, указав, что 16 августа 2017 года он был принят на работу в Финансовое управление города Заречного Пензенской области на должность начальника.

В соответствии с пунктом 3.2 должностной инструкции, утвержденной распоряжением Администрации г. Заречного Пензенской области от 26.01.2018 (Номер) в его обязанности, в том числе, входит обязанность по обеспечению соблюдения гребований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно распоряжения от 17.04.2019 (Номер) к нему было применено дисциплинарное взыскание в форме выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении бюджетного законодательства.

С распоряжением о применении дисциплинарного взыскания Сергеев В.В. не согласен ввиду отсутствия его вины.

В обоснование иска истец указал, что согласно Акта плановой выездной проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования ЗАТО г.Заречный за 2018 год в финансовом управлении города Заречного Пензенской области от 29.03.2019 и результатов Мониторинга выполнения муниципальными образованиями Пензенской области обязательств, предусмотренных Соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов от 05.04.2018 за 2018 год, представленным Министерством финансов Пензенской области, установлено превышение уровня муниципального долга на 01.01.2019 к утвержденному общему годовому объему доходов местного бюджета. Превышение составило 134,2 % (при допустимом 50 %), что привело к нарушению пункта 3 статьи 107 и пункта 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и к несоблюдению условий пункта 2.1.5 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области от 21.05.2018 (Номер), заключенного между Министерством финансов Пензенской области и муниципальным образованием.

Однако, при исполнении бюджета ЗАТО г. Заречный за 2018 год не было допущено увеличения долговой нагрузки на бюджет, бюджет исполнен с профицитом.

Накопленный объем муниципального долга, с которым муниципальное образование вошло в 2018 год, уже с 2013 года превышал ограничения, установленные статьей 107 Бюджетного кодекса (Аналитическая справка прилагается).

Так в 2013 году, как указал истец, превышение составило 51,83 %, в 2014 году 76,48%, в 2015 году 96,98 %, на 2016 год приходится пик повышения – 111, 83 %.

Истец указал, что в период его работы в должности начальника Финансового управления г.Заречного Пензенской области –с 16.08.2017, наблюдается стабильное снижение процента превышения объема муниципального долга: 2017 год – 98,43 % и 2018 год – 84,2 %.

Постановлением Администрации г. Заречного от 24.04.2018 № 798 утвержден план мероприятий («дорожная карта») по поэтапному сокращению муниципального долга и приведению его параметров в соответствие требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (далее План мероприятий), которым он, в том числе, руководствовался в своей деятельности.

В результате реализации Плана мероприятий уровень муниципального долга города Заречного к 2025 году планируется привести к уровню, соответствующему требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку вменяемое ему нарушение - превышение уровня муниципального долга к утвержденному общему годовому объему доходов местного бюджета возникло 01.01.2014, истец Сергеев В.В. считает, что его вина в совершении вышеуказанного нарушения полностью отсутствует.

Более того, в период с 2017 года и по настоящее время, им, как руководителем Управления были предприняты все необходимые меры по уменьшению накопившегося муниципального долга.

С учетом изложенного, Сергеев В.В. считает, что положенные в основу обжалуемого им распоряжения Главы Администрации города Заречного обстоятельства, не являются следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей и, соответственно, не являются доказательствами его вины. В этой связи истец просил суд признать незаконным распоряжение от 17.04.2019 (Номер) о применении к нему дисциплинарного взыскания в форме выговора в связи с отсутствием его вины.

В судебное заседание истец Сергеев В.В. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца - П.Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Сергеева В.В. в судебном заседании поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления и приложенные документы. Просила исковые требования удовлетворить, признать незаконным распоряжение Главы Администрации г. Заречного Пензенской области от 17.04.2019 № (Номер) о применении к Сергееву В.В. дисциплинарного взыскания в форме выговора в связи с отсутствием его вины.

Представитель ответчика- Администрации г.Заречного Пензенской области Ж.О.Е., действующий на основании доверенности, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Согласно ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде: замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В силу ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

Согласно пункту 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 при применении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины служащего, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Согласно пункту 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности таких, как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь вышеуказанными нормами Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, устанавливает факт совершения дисциплинарного проступка, оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела и др.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 августа 2017 года между Администрацией г.Заречного Пензенской области и Сергеевым В.В. был заключен Трудовой договор (Номер), согласно которому Сергеев В.В. был принят в Финансовое управление города Заречного Пензенской области на должность начальника.

В соответствии с пунктом 3.2 должностной инструкции, утвержденной распоряжением Администрации г. Заречного Пензенской области от 26.01.2018 (Номер) в обязанности Сергеева В.В., в том числе, входит обязанность по обеспечению соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно распоряжения от 17.04.2019 (Номер) Сергееву В.В., начальнику Финансового управления города Заречного Пензенской области, за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, выразившегося в нарушении бюджетного законодательства, объявлен выговор.

В качестве основания для применения меры дисциплинарной ответственности в распоряжении Главы администрации города Заречный имеется ссылка на трудовой договор, заключенный с истцом, его письменные объяснения, а также письмо Министерства финансов Пензенской области от 20.03.2019 (Номер).

Так, в письме Министерства финансов Пензенской области от 20.03.2019 (Номер), разосланного в адрес Глав администраций муниципальных районов (городских округов) Пензенской области, в т.ч. ЗАТО г. Заречный Пензенской области, содержится информация по результатам мониторинга выполнения муниципальными образованиями Пензенской области обязательств соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов за 2018 год (далее Соглашение), заключенных муниципальными образованиями с Министерством финансов Пензенской области в 2018 году.

В п.4.2 раздела 2 данного письма Министерства финансов Пензенской области содержится информация о наличии муниципального долга г. Заречного Пензенской области в 2018 году. Указано, что за 2018 год муниципальный долг ЗАТО г. Заречный снизился на 86416,0 тыс. руб.(13,5%) и по состоянию на 01.01.2019 составил 553664,0 тыс. руб. или 134,2% от объема налоговых и неналоговых доходов за 2018 год (с учетом допустимых превышений) при предельно установленном Бюджетным кодексом РФ значении – 50 %. Также в письме указано, что сложившийся уровень долга не превысил ограничения, установленные Планом мероприятий («дорожная карта») по поэтапному сокращению муниципального долга г. Заречный на 2018-2014 годы (не более 152% на 01.01.2019). Одновременно в письме содержится вывод по муниципальному долгу: «… сокращение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности…» на определенный процент.

Иных выводов, рекомендаций, решений, в т.ч. о применении мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам муниципального образования ЗАТО г. Заречный в связи с установлением факта превышения муниципального долга Письмо Министерства финансов Пензенской области от 20.03.2019 не содержит.

Оспаривая распоряжение от 17.04.2019 № (Номер) сторона истца ссылается именно на отсутствие вины Сергеева В.В. в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей.

Так, как указывает истец и не оспаривает ответчик, на момент назначения Сергеева В.В. на должность начальника финансового управления превышение муниципального долга ЗАТО г. Заречный уже имело место быть. Так в 2013 году, превышение составило 51,83 %, в 2014 году -76,48%, в 2015 году- 96,98 %, в 2016 году- 111, 83 %.(Аналитическая справка представлена истцом и не оспорена ответчиком).

Стороной ответчика – Администрацией ЗАТО г. Заречный в судебном заседании не оспаривались факты того, что накопленный объем муниципального долга, с которым муниципальное образование вошло в 2018 год, уже превышал ограничения, установленные статьей 107 Бюджетного кодекса.

Сторона ответчика также не отрицала в суде факт того, что размер муниципального долга ЗАТО г. Заречный за период деятельности истца Сергеева В.В. в должности начальника Финансового управления г. Заречного (с 16.08.2017 по настоящее время) планово и значительно уменьшился, однако предельно допустимых Бюджетным кодексом РФ значений по состоянию на 01.01.2019 он не достиг.

Из Плана мероприятий («Дорожная карта») по поэтапному сокращению муниципального долга и приведению его параметров в соответствие с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, на 2018-2024 годы в период с 2008 по 2013 годы, утвержденного Постановлением Администрации г.Заречного от 24.04.2018 №798 «Об утверждении плана мероприятий «дорожной карты» по поэтапному сокращению муниципального долга и приведению его параметров в соответствие с требованиями, установленными бюджетным законодательством РФ на 2018-2024 годы» следует, что муниципальный долг города Заречного вырос за период с 2008 по 2013 годы с 89,0 млн.руб. до 790,7 млн.руб. (в 8,9 раз).

На протяжении последних трех лет вследствие проведения мероприятий, направленных на оптимизацию муниципального долга, произошло снижение с 790,7 млн. руб. до 640,1 млн.руб. (на 19%).

В соответствии с указанным постановлением №798 в результате реализации Плана мероприятий уровень муниципального долга города Заречного к 2025 году планируется к уменьшению до 49,6% от общего годового объема доходов бюджета без учета объемов безвозмездных поступлений за 2024 год и должен будет соответствовать требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, т.е. не более 50% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Представленные в дело письменные объяснения Сергеева В.В. на имя работодателя содержат подробные, аналогичные доводам искового заявления, объяснения должностного лица о сроках образования, размерах, поэтапных изменениях муниципального долга, с указанием мероприятий, проводимых для уменьшения дефицита бюджета.

Из представленной в дело аналитической справки о размере муниципального долга ЗАТО г.Заречный усматривается стабильное снижение процента превышения объема муниципального долга: 2017 год – 98,43 %, 2018 год – 84,2 %.

Пояснениями сторон и материалами дела установлено, что при исполнении бюджета ЗАТО г. Заречный за 2018 год не было допущено увеличения долговой нагрузки на бюджет, бюджет исполнен с профицитом.

Оценив представленные в дело письменные доказательства и пояснения стороны истца и ответчика, суд приходит к выводу, что вина Сергеева В.В., как должностного лица в нарушении Бюджетного законодательства РФ, в частности в превышении объема муниципального долга за 2018 год не установлена.

Каких-либо доказательств того, что ненадлежащее исполнение Сергеевым В.В. обязанностей начальника финансового управления ЗАТО г. Заречный привело к образованию, либо увеличению объема муниципального долга, либо он не предпринял всех необходимых мер по снижению объема данного долга, в том числе утвержденных Постановлением Администрации города, либо отступил от выполнения мероприятий о поэтапном сокращении долга, стороной ответчика – Администрацией ЗАТО г. Заречный Пензенской области в нарушение положений ст. 56-57 ГПК РФ суду не представлено.

Сам факт наличия на 01.01.2019 объема муниципального долга ЗАТО г. Заречный в размере, превышающем ограничения, установленные статьей 107 Бюджетного кодекса, по мнению суда, не может свидетельствовать о виновном ненадлежащем исполнении истцом - начальником финансового управления г. Заречного Сергеева В.В. своих должностных обязанностей, за что он мог бы быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым кодексом РФ в виде выговора. Иное противоречило бы ст. 192 ТК РФ, ст.ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

При таких обстоятельствах исковые требования Сергеева В.В. о признании незаконным и отмене распоряжения Главы ЗАТО г. Заречный Пензенской области №(Номер) от 17.04.2019 о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора подлежат удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сергеева В.В. к Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области об отмене дисциплинарного взыскания - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Главы ЗАТО г. Заречный Пензенской области (Номер) от 17.04.2019 о наложении на Сергеева В.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения судом в мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2019 года.

Судья И.В.Каштанова