ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-494/2017 от 18.05.2017 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело 2-494/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2017 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Аргаткиной Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Фоминой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО «Т Плюс», АО «Т Плюс теплосеть Пенза», Администрации г.Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Пензы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Октябрьского района г. Пензы по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» требований законодательства в сфере теплоснабжения при эксплуатации находящихся в ведении тепловых сетей. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 01.12.2014 между ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») и ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» заключен договор аренды недвижимого имущества , согласно которому Арендодатель (ОАО «ВТГК») предоставил арендатору во временное владение и пользование за плату объекты недвижимости (тепловые сети общей протяженностью 118 километров 215 метров, 2 насосные станции). В соответствии с п. 3.3.3 вышеуказанного договора Арендатор в лице ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, пожарную и иную безопасность, поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт за свой счет. При проведении текущего и капитального ремонта согласование с Арендодателем состава и объема работ обязательно. В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, нанесших или грозящих нанести имуществу ущерб, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению указанных событий и их последствий, предотвращению дальнейшего разрушения или повреждения имущества. Осуществлять расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием имущества. Пунктом 3.3.8 договора аренды предусмотрено, что арендатор вправе производить неотделимые улучшения только с письменного согласия собственника. В силу положений ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» является организацией, обеспечивающей передачу тепловой энергии, теплоносителя. Данную деятельность ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» осуществляет посредством арендованного у ПАО «Т Плюс» имущества, а именно тепловых сетей общей протяженностью 118 километров 215 метров. Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» 20.05.2015 выдано свидетельство о регистрации эксплуатации опасного производственного объекта - участка трубопроводов теплосети г. Пенза (per. номер ), имеющего III класс опасности. ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия от 09.10.2015 на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, к числу которых относятся тепловые сети первого эксплуатационного района: Октябрьский район, Ленинский район, Железнодорожный район; тепловые сети второго эксплуатационного района: Первомайский район, Ленинский район; тепловые сети третьего эксплуатационного района: Октябрьский район. Согласно ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны: - организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; - обеспечивать качество теплоносителей; - обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; - обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Проведенными прокуратурой Октябрьского района г. Пензы проверками установлено, что вопреки вышеизложенным требованиям законодательства, а также прямой обязанности Арендатора в лице ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», установленной п. 3.3.3 договора аренды недвижимого имущества от 30.12.2014 , не проведена надлежащим образом работа, способствующая безаварийной работе объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечению энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. Прямым подтверждением вышеуказанному являются многочисленные повреждения, имевшие место как при подготовке, так и при прохождении отопительного периода 2016-2017 г.г. Так, согласно постановлению администрации г. Пензы от 22.09.2016 предприятиям, осуществляющим централизованное теплоснабжение объектов образования и здравоохранения, установлено приступить к началу отопительного периода с 22.09.2016; предприятиям, осуществляющим централизованное теплоснабжение объектов жилищного фонда, культуры, спорта и социальной сферы и иных потребителей, с 26.09.2016. С момента начала отопительного периода после прохождения периода пуско-наладочных работ зафиксированы многочисленные случаи и факты произошедших разрывов на теплотрассах, находящихся в ведении ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», следствием которых явились многочисленные отключения потребителей от подачи теплоносителя. Согласно информации ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», содержащейся в телефонограммах, а также в журнале учета инцидентов на ОПО, подтвержденной сведениями единой дежурной диспетчерской службы города Пензы, с начала отопительного периода 2016-2017 г.г. в городе Пензе произошли многочисленные аварийные ситуации на участках трубопроводов тепловых сетей, эксплуатируемых ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза», прошедшими экспертизу промышленной безопасности в 2016 году, к числу которых, в том числе, относятся:

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3511 - ЦТП 327 (2Ду 200 мм, протяженностью 150 м, 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6 (2Ду 250 мм, протяженностью 156 м, 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 – ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм, протяженностью 550 м, 1991 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 мм, протяженностью 84 м, 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм, протяженностью 700 м, 1968 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма
от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 500 мм, протяженностью 293 м, 1987 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм, протяженностью 1081 м, 1973 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 311 (2Ду 300 мм, протяженностью 20 м, 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм, протяженностью 507 м, 1983 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм, протяженностью 400 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

11) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1- ЦТП 302 (2Ду 200 мм, протяженностью 63 м, 1981 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм, протяженностью 205 м, 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1124 - ЦТП 122 (2Ду 150-350 мм, протяженностью 435 м, 1976 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм, протяженностью 240 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм, протяженностью 38 м, 1970 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 06.12.2016.

Ненадлежащее состояние тепловых сетей также подтверждается возрастающей динамикой произведенных отключений вследствие прорывов и повреждений. За время прохождения отопительного периода 2014-2015 годов в городе Пензе зафиксировано 121 отключение, за отопительный период 2015-2016 годов - 135. По состоянию на 01.12.2016 уже зафиксировано более 80 отключений потребителей от подачи теплоносителя, произведенных по причине имевших место повреждений на тепловых сетях, принадлежащих ПАО «Т Плюс» и находящихся в настоящее время в аренде у ОАО «Т плюс теплосеть Пенза». Возрастающее количество порывов свидетельствует о постоянном и динамичном ухудшении состояния теплосетевого хозяйства, что требует принятия срочных мер с целью недопущения наступления негативных последствий, в том числе для жизни и здоровья населения города Пензы. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту -Правила), в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии. В силу п.п. 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети. Положениями «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», принятых постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № ПО (далее - СниП 41-02-2003. Тепловые сети), установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа. Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 утверждены «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Положениями указанного документа определено, что нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений. Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр 30121) эта норма составляет 4% балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации («РД 153-34, 0-20, 518-2003. Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии», утвержденная приказом Госстороя РФ от 29.11.2002 № 284, распоряжением Минэнерго РФ от 05.02.2003 № 5-р). Таким образом, установленный срок службы трубопроводов, на которых отмечались повреждения, в настоящее время истек, поскольку они были введены в эксплуатацию в 1967-1991 г.г. При этом немаловажным фактором, указывающим на несоответствие нормативам текущего состояния тепловых сетей, является атмосферная коррозия при высокой влажности, которая, исходя из положений СНиП 41-02-2003. Тепловые сети, недопустима. Указанные участки тепловых сетей с истекшим нормативным сроком службы в программу Технического Перевооружения и Ремонта на 2017 год не включены, перекладка их не производилась, решение об их замене в ходе подготовки к отопительному периоду 2017-2018 годов не принято. Во исполнение предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 28.09.2016, согласно которому теплосетевой организации предписано в срок до 10.10.2016 произвести техническое диагностирование ряда участков тепловых сетей, нормативный срок службы которых истек, ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» получено заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016. Вместе с тем, указанное заключение не подтверждает безаварийную эксплуатацию отдельных участков тепловых сетей, поскольку в данной экспертизе согласно акту от 22.12.2016 Нижне-Волжского управления Ростехнадзора отсутствует, в частности, акт о проведении работ, предусмотренный п. 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013. Кроме того, работы по неразрушающему контролю, проведенные в период с 10.08.2016 по 11.08.2016, выполнены без действующего свидетельства об аттестации лаборатории НК (свидетельство действительно до 09.08.2016, свидетельство действует с 12.08.2016). Также установлено, что в нарушение п. 4.3.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003 в акте наружного и внутреннего осмотра трубопровода в холодном состоянии не указано конкретное место проведения внутреннего осмотра. Вопреки положениям, установленным разделом 4.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003, в актах по наружному осмотру не отражено состояние изоляции трубопровода. В нарушение раздела 4 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003 в актах по неразрушающему контролю (УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ) отсутствуют номера, обозначения контролируемых участков трубопровода, а также отсутствует схема (формуляр) проведения неразрушающего контроля (УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ) с указанием мест и номеров контролируемых участков. Кроме того, в актах проведения неразрушающего контроля отсутствует информация о том, какие именно участки тепловой сети надземные, какие подземные, отсутствует информация о месте расположения и количестве шурфов (не указаны участки и вид неразрушающего контроля в шурфе), а также отсутствует схема расположения шурфов. Факт ненадлежащего состояния тепловых сетей также подтверждается проведенной прокуратурой района с привлечением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора проверкой, в ходе которой установлено нарушение ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части соблюдения параметров температурного режима. Так, по состоянию на 14 ч. 30 мин. 16.12.2016 температура сетевой воды в подающих трубопроводах с источников ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 при температуре наружного воздуха - 19°С составляла 96°С, с котельной Арбеково 98°С, что является отклонением от утвержденных приказом Минэнерго РФ от 30.08.2016 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года» температурных графиков на 8°С и 4°С соответственно (7,6% и 3,9% при допустимых ±3%), что подтверждается актом проверки прокуратуры Октябрьского района г. Пензы от 16.12.2016. Согласно объяснениям технического директора ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» ФИО3 несоблюдение показателей, указанных в температурном графике, связано с тем, что при больших колебаниях температур возможны тепловые расширения трубопровода, что может явиться при текущем состоянии тепловых сетей причиной порывов и повреждений. Во избежание данного факта принято решение о недопустимости резкого повышения температуры сетевой воды в зависимости от температуры наружного воздуха. Таким образом, ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и собственником тепловых сетей не были выполнены до начала отопительного периода в г. Пензе необходимые для организации безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов мероприятия, не исполнены возложенные ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» обязанности, что в свою очередь повлекло за собой многочисленные нарушения в ходе отопительного периода. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения. Согласно п. 1.31 ч. 1 ст. 33 Устава города Пензы в компетенции Администрации города Пензы находится организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. На основании п. 2.2.28 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, утвержденного постановлением администрации г. Пензы от 17.05.2013 Управление ЖКХ г. Пензы также участвует в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах города Пензы, в пределах полномочий. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» установлено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления). При этом схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации, в том числе в отношении строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов. Вместе с тем, администрация города Пензы, обладая сведениями о большом количестве участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок службы, не предприняла никаких мер по включению указанных участков тепловых сетей в актуализированную схему теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года, утвержденную приказом Министерства энергетики РФ от 30.08.2016 . Таким образом, теплосетевой организацией ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», собственником сетей, администрацией г. Пензы и управлением ЖКХ г. Пензы, в настоящее время не обеспечена безаварийная работа объектов теплосетевого хозяйства, в связи с чем, имеет место необходимость замены отдельных участков тепловых сетей, нормативный срок службы которых истек. Истечение нормативного срока службы тепловых сетей и неоднократные порывы на вышеуказанных участках свидетельствуют о необходимости их замены. Поскольку фактическое состояние теплосетевого хозяйства не позволяет обеспечить предусмотренные ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» основополагающие начала при организации теплоснабжения населения муниципального образования, к числу которых относятся обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, неизбежно возникновение негативных последствий при возможных перебоях либо длительном отсутствии теплоснабжения потребителей.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что посредством тепловых сетей, находящихся в ведении ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», обеспечивается теплоснабжение большого числа социально-значимых объектов, таких как многоквартирные жилые дома, школы, детские сады, медицинские учреждения (больницы, стационары) и т.д., руководствуясь ст. 45 ГПК РФ просил суд обязать ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», ПАО «Т Плюс», филиал Пензенский ПАО «Т Плюс», администрацию города Пензы и Управление ЖКХ г. Пензы принять меры по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ замены следующих участков тепловых сетей:

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3511 - ЦТП 327 (2Ду 200 мм, протяженностью 150 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6 (2Ду 250 мм, протяженностью 156 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм, протяженностью 550 м, 1991 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 мм, протяженностью 84 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм, протяженностью 700 м, 1968 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 500 мм, протяженностью 293 м, 1987 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм, протяженностью 1081 м, 1973 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 311 (2Ду 300 мм, протяженностью 20 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм, протяженностью 507 м, 1983 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм, протяженностью 400 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1- ЦТП 302 (2Ду 200 мм, протяженностью 63 м, 1981 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм, протяженностью 205 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1124 - ЦТП 122 (2Ду 150-350 мм, протяженностью 435 м, 1976 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм, протяженностью 240 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм, протяженностью 38 м, 1970 года ввода в эксплуатацию).

Определением Октябрьского районного суда г.Пензы от 13.04.2017г. производство по настоящему делу прекращено в части ответчиков МКП «Теплоснабжение г.Пензы», Филиал «Пензенский» ПАО «Т плюс» в связи с отказом истца от исковых требований к данным ответчикам.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял, изменял исковые требования, окончательно просил суд обязать ПАО «Т Плюс» согласовать и дать разрешение ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в срок до 01.10.2017г. принять меры по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта следующих участков тепловых сетей:

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327 (2Ду 200 мм,протяженностью 150 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 — ЦТП Горбольнина №6 (2Ду 250 мм, протяженностью 156 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм, протяженностью 550 м, 1991 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 мм, протяженностью 84 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм, протяженностью 700 м, 1968 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 500 мм, протяженностью 293 м, 1987 года ввода в эксплуатацию)

участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм, протяженностью 1081 м, 1973 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 31 1 (2Ду 300 мм, протяженностью 20 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм, протяженностью 507 м, 1983 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм, протяженностью 400 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сечей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) - в 2016 году до ТК 1342;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1- ЦП I 302 (2Ду 200 мм, протяженностью 63 м, 1981 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм, протяженностью 205 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1 124 - ЦТП 122 (2Ду 150-350 мм, протяженностью 435 м, 1976 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм, протяженностью 240 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм, протяженностью 38 м, 1970 года ввода в эксплуатацию).

Обязать ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в срок до 01.10.2017г. принять меры по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта следующих участков тепловых сетей:

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 351 1 - ЦП 1 327 (2Ду 200 мм протяженностью 150 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6 (2Ду 250 мм, протяженностью 150 м, 1986 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм, протяженностью 550 м, 1991 года ввода в эксплуатацию):

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 протяженностью 84 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм. протяженностью 700 м, 1968 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 5 мм, протяженностью 293 м, 1987 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сечей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм протяженностью 1081 м, 197л года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 31 1 (2Ду 300 мм, протяженностью 20 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сечей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм, протяженностью 507 м, 1983 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм. протяженностью 400 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов 'тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300мм, протяженностью 300 м, 1984 года ввода в эксплуатацию) - в 2016 году до ТК 1342;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1- ЦП1 302 (2Ду 200 мм, протяженностью 63 м, 1981 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм, протяженностью 205 м, 1974 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1 124 - ЦП I 122 (2Ду 150-350 мм, протяженностью 435 м, 1976 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм, протяженностью 240 м, 1984 года ввода в эксплуатацию);

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм, протяженностью 38 м, 1970 года ввода в эксплуатацию).

Обязать Администрацию города Пензы до начала работ по капитальному ремонту(замене) участков тепловых сетей при обращении ПАО «Т плюс» либо ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» согласовать отключение холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения или электроэнергии с ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и ПАО «Т Плюс» с целью обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения, обеспечить, при обращении, выдачу разрешения ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» на проведение земляных работ, в том числе, осуществляемых открытым способом па дорогах и автомагистралях с движением общественного пассажирского транспорта, с установлением сроков их реализации.

Обязать Управление ЖКХ г.Пензы скоординировать и проконтролировать выполнение работ по капитальному ремонту (замене) участков тепловых сетей со стороны ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и ПАО «Т плюс» с целью обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения населения г.Пензы.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Пензы Абрамова В.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчиков ПАО «Т плюс», АО «Т плюс Теплосеть Пенза» Антушевич Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, при этом пояснила, что исполнение заявленного требования предполагает значительные финансовые вложения, которые у компании отсутствуют в том числе ввиду наличия со стороны муниципального образования город Пенза, как субсидиарного должника МКП «Теплоснабжение г. Пензы», перед ПАО «Т Плюс» задолженности за потребленную в период с декабря 2014 г. тепловую энергию в размере более 1,5 млрд. руб. Ежегодно ПАО «Т Плюс» разрабатывается инвестиционная программа по ремонтам тепловых сетей для обеспечения их надлежащей эксплуатации. В 2016 году в целях определения технического состояния тепловых сетей ПАО «Т Плюс» в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116 - ФЗ была проведена экспертиза промышленной безопасности на участках тепловых сетей общей протяженностью 27,6 км. Было получено заключение промышленной безопасности от 16.09.2016, которое внесено Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера . По результатам экспертизы на участках тепловых сетей протяженностью 6,73 км. срок эксплуатации был продлен на один год. То есть в срок до 01.10.17 ПАО «Т Плюс» обязано выполнить работы по их перекладке в первую очередь – три участка сетей, указанных в иске, попадают в этот перечень – ТЭЦ1-1-TK 1805, ТК 35-17-3403, ТК 1341-1343. По остальным участкам сетей, обозначенным в иске, срок эксплуатации продлен на 4 года. В настоящее время филиалом «Мордовский» в ПАО «Т Плюс» направлен на утверждение перечень сетей, в том числе и обозначенных в иске, для проведения в 2017 г. дополнительной экспертизы промышленной безопасности, с целью формирования должного финансирования Программы ТПиР на 2018 год. Кроме того, следует учитывать, что ПАО «Т Плюс» является хозяйствующим субъектом, который осуществляет регулируемый вид деятельности по производству тепловой энергии, тариф на которую утверждается регулирующим органом. Расходы на выполнение работ по перекладке тепловых сетей должны быть утверждены регулирующим органом в тарифе организации. При корректировке тарифа на тепловую энергию на 2017 год Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области приняло расходы на перекладку сетей ПАО «Т Плюс» в г. Пенза протяженностью 0,6 км. в размере 6,5 млн.руб. Соответственно, установленный тариф не содержит дополнительные затраты на реконструкцию 5,5 км. тепловых сетей, на которых настаивает прокурор. В свою очередь ПАО «Т Плюс» не имеет иного источника финансирования для проведения ремонтных работ, расходы на которые не включены в тариф. Тем более, что на 2017 год конечный тариф для потребителей ПАО «Т Плюс» с 01.07.2017 года снижается в среднем на 0,2%. В связи с необходимостью проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на основании проведенных торгов, между открытым акционерным обществом «Т плюс Теплосеть Пенза» (Заказчик) и открытым акционерным обществом «Инженерный центр» (Подрядчик) был заключен договор возмездного оказания услуг от 01 июня 2016г., в соответствии с которым Исполнитель обязан был указать услуги по экспертизе промышленной безопасности магистральных тепловой сетей ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в количестве 22 единиц. В соответствии с п. 2.1.8. привлечение третьих лиц было согласовано. ОАО «Инженерный центр» имеет лицензию от 20.10.2010 г. на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (срок действия бессрочно), по виду деятельности проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, переоформленная на основании решения лицензирующего органа - приказа от 29.06.2015г. -лп. По результатам оказанных услуг ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности от 16 сентября 2016г. Заключение экспертизы промышленной безопасности было внесено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера . Исковые требования прокурор основывает на имевших место быть фактах повреждений трубопроводов с начала отопительного сезона 2016-2017, однако, практически все случаи порывов на тепловых сетях приходятся на участках с выявленным утончением и рекомендацией к их перекладке, либо вне участков проведенной экспертизы с попаданием данных участков под комплексное отключение при устранении повреждения в одном конкретном месте и невозможности подать теплоноситель на другие участки, либо единичные локальные повреждения.

Представитель ответчика Администрации г.Пензы Шмереговская Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, при этом сослалась на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы Елисеева А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что согласно Положения об Управлении ЖКХ г. Пензы, утвержденного постановление администрации г. Пензы от 17 мая 2013 года УЖКХ координирует и контролирует деятельность по прокладке и переустройству подземных инженерных коммуникаций, находящихся на территории города Пензы, тогда как истцом заявлены требования о проведении капитального ремонта, данные понятия являются различными, в связи с чем полагает, что УЖКХ г.Пензы является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Нижнее-Волжского Управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Стрижкова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.Представитель третьего лица ОАО «Инженерный центр» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и письменные возражения на иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, что участки тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольнина №6; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТЭЦ 1 - ТК 1805; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3517 - ТК 3403; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 1341 - ТК 1343; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 – ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 входят в состав тепломагистралей, принадлежащих ПАО «Т плюс» на праве собственности и находятся во владении АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на основании договора аренды.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

01.12.2014г. между ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») и ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» ( в настоящее время АО «Т плюс Теплосеть Пенза») заключен договор аренды недвижимого имущества , согласно которому Арендодатель (ОАО «ВТГК») предоставил арендатору во временное владение и пользование за плату объекты недвижимости (тепловые сети общей протяженностью 118 километров 215 метров, 2 насосные станции).

В соответствии с п. 3.3.3 вышеуказанного договора Арендатор в лице АО «Т плюс Теплосеть Пенза» обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, пожарную и иную безопасность, поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт за свой счет. При проведении текущего и капитального ремонта согласование с Арендодателем состава и объема работ обязательно. В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, нанесших или грозящих нанести имуществу ущерб, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению указанных событий и их последствий, предотвращению дальнейшего разрушения или повреждения имущества. Осуществлять расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием имущества.

Пунктом 3.3.8 договора аренды предусмотрено, что арендатор вправе производить неотделимые улучшения только с письменного согласия собственника.

АО «Т плюс Теплосеть Пенза» осуществляет передачу тепловой энергии в г.Пенза, обслуживание и эксплуатацию опасных производственных объектов, в том числе тепломагистралей: ТМ-11, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-17, ТМ-18, ТМ-19, ТМ-21, ТМ-22, ТМ-25, ТМ-31, ТМ-34, ТМ-35, ТМ-Зб, П-312, П-316, П-365.

В силу положений ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») АО «Т плюс Теплосеть Пенза» является организацией, обеспечивающей передачу тепловой энергии, теплоносителя. Данную деятельность ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» осуществляет посредством арендованного у ПАО «Т Плюс» имущества, а именно тепловых сетей общей протяженностью 118 километров 215 метров, в том числе посредством тепломагистралей: ТМ-11, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-17, ТМ-18, ТМ-19, ТМ-21, ТМ-22, ТМ-25, ТМ-31, ТМ-34, ТМ-35, ТМ-Зб, П-312, П-316, П-365.

20.05.2015г. ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано свидетельство о регистрации эксплуатации опасного производственного объекта - участка трубопроводов теплосети г. Пенза (peг. номер ), имеющего III класс опасности.

ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия от 09.10.2015 на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, к числу которых относятся тепловые сети первого эксплуатационного района: Октябрьский район, Ленинский район, Железнодорожный район; тепловые сети второго эксплуатационного района: Первомайский район, Ленинский район; тепловые сети третьего эксплуатационного района: Октябрьский район.

Согласно ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны: - организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; - обеспечивать качество теплоносителей; - обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; - обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту -Правила), в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

В силу п.п. 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.

Положениями «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», принятых постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № ПО (далее - СниП 41-02-2003. Тепловые сети), установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.

Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 утверждены «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Положениями указанного документа определено, что нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений. Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр ...) эта норма составляет 4% балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации («.... Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии», утвержденная приказом Госстороя РФ от 29.11.2002 № 284, распоряжением Минэнерго РФ от 05.02.2003 № 5-р).

Из материалов гражданского дела следует, что участки тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольнина №6; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТЭЦ 1 - ТК 1805; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3517 - ТК 3403; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 1341 - ТК 1343; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 – ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 входят в состав тепломагистралей, принадлежащих ПАО «Т плюс» на праве собственности и находятся во владении АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на основании договора аренды от 01.12.2014г.

Указанные участки тепловых сетей введены в эксплуатацию в следующем порядке:

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327 2Ду 200 мм, протяженностью 150 м введен в эксплуатацию в 1986 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 — ЦТП Горбольнина №6 2Ду 250 мм, протяженностью 156 м, введен в эксплуатацию в1986 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика 2Ду 300 мм, протяженностью 550 м, введен в эксплуатацию в 1991 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 2Ду 250 мм, протяженностью 84 м, введен в эксплуатацию в 1974 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 2Ду 450 мм, протяженностью 700 м, введен в эксплуатацию в 1968 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 2Ду 500 мм, протяженностью 293 м, введен в эксплуатацию в 1987 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 2Ду 700 мм, протяженностью 1081 м, введен в эксплуатацию в 1973 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 31 1 2Ду 300 мм, протяженностью 20 м, введен в эксплуатацию в 1974 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 2Ду 700 мм, протяженностью 507 м, введен в эксплуатацию в 1983 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 2Ду 500 мм, протяженностью 400 м, введен в эксплуатацию в 1984 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 2Ду 300 мм, протяженностью 300 м, введен в эксплуатацию в 1984 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 2Ду 300мм, протяженностью 300 м, введен в эксплуатацию в 1984 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1- ЦП I 302 2Ду 200 мм, протяженностью 63 м, введен в эксплуатацию в 1981 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 2Ду 400 мм, протяженностью 205 м, введен в эксплуатацию в 1974 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1124 - ЦТП 122 2Ду 150-350 мм, протяженностью 435 м, введен в эксплуатацию в 1976 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 2Ду 700 мм, протяженностью 240 м, введен в эксплуатацию в 1984 году;

участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 2Ду 500 мм, протяженностью 38 м, введен в эксплуатацию в 1970 году.

Таким образом, установленный срок службы указанных трубопроводов, в настоящее время истек, поскольку они были введены в эксплуатацию в 1967-1991 г.г.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116 - ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Согласно имеющимся материалам дела, 01.06.2016г. между ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» (Заказчик) и ОАО «Инженерный центр» (Подрядчик) был заключен договор возмездного оказания услуг, в соответствии с которым Исполнитель обязан оказать услуги по экспертизе промышленной безопасности магистральных тепловой сетей ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в количестве 22 единиц.

ОАО «Инженерный центр» имеет лицензию от 20.10.2010 г. на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (срок действия бессрочно), по виду деятельности проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, переоформленная на основании решения лицензирующего органа - приказа от 29.06.2015г. № 1382-лп.

По результатам оказанных услуг ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности от 16 сентября 2016г.

Заключение экспертизы промышленной безопасности было внесено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера 50-ТУ-16128-2016.

Согласно указанному заключению экспертизы промышленной безопасности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: тепломагистрали ТМ-11, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-17, ТМ-18, ТМ-19, ТМ-21, ТМ-22, ТМ-25, ТМ-31, ТМ-34, ТМ-35, П-312, П-316, ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» соответствуют требованиям промышленной безопасности. На основании результатов проведения комплексных технических мероприятий по экспертизе технических устройств установлено, что прямые и обратные трубопроводы находятся в технически удовлетворительном состоянии, по основным параметрам отвечают требованиям промышленной безопасности и положениям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и могут быть допущены к эксплуатации в установленном экспертным заключением порядке. В соответствии с положениями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», срок безопасной эксплуатации технических устройств – участков магистрального трубопровода ТЭЦ1-1-TK 1805, ТК 3517-3403, ТК 1341-1343 составит 1 год, до октября 2017 года, при условии соблюдения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и выполнения рекомендаций данного заключения промышленной безопасности. Срок безопасной эксплуатации технических устройств – участков магистрального трубопровода ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольнина ; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 - ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 составит 4 года, до октября 2020 года, при условии соблюдения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и выполнения рекомендаций данного заключения промышленной безопасности.

В соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

На момент проведения экспертизы, ОАО «Инженерный центр» имело лицензию №ДЭ-00-012057 от 20.10.2010г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности по видам деятельности: - проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Экспертиза промышленной безопасности проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В данном случае результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение от 16.09.2016г., которое подписано руководителем ОАО «Инженерный центр» ФИО9, и аттестованным экспертом в области промышленной безопасности ФИО10, имеющим квалификационное удостоверение от 05.08.2016г., область аттестации Э12 ТУ 3 категории.

Заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016г. было внесено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера .

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку заключение экспертизы промышленной безопасности ОАО «Инженерный центр» от 16.09.2016г. в соответствии с ч.6 ст. 13 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не было признано заведомо ложным и не исключено из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждение истца о том, что данное заключение не соответствует требованиям закона не может быть принято во внимание.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе рассмотрения дела истцом не было представлено суду относимых и допустимых доказательств невозможности эксплуатации спорных участков трубопроводов более установленного нормативного срока службы.

Утверждение истца о несоответствии заключения экспертизы промышленной безопасности ОАО «Инженерный центр» от 16.09.2016г. требованиям норм и правил экспертизы промышленной безопасности опровергается следующим. Как следует из пп. 2 п. 26 раздела IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - Правила) вводная часть, должна содержать положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), устанавливающих требования к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы.

В п. 1 Вводная часть Заключения экспертизы промышленной безопасности указаны нормативные правовые акты в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья): Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (ст. 13); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (п. 411); Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (п. 6). Сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации в объеме, представленном на экспертизу Заказчиком, приведены в п. 4 Заключения экспертизы промышленной безопасности , что соответствует требованиям пп. 6 п. 26. раздела IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

Согласно пункта 23 Правил по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы. Указанное требование, установленное п.23 Правил экспертной организацией было выполнено - каждый акт по видам контроля (ВИК, УЗК, УЗТ, ЦД, ТВ), был подписан лицами, проводившими работы - специалистами НК 2 уровня ФИО11, ФИО12, и руководителем организации, проводившей данные работы - директор ФИО13

Согласно пункта 4.3.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, III и IV категорий (СО 153-34.17.464-2003) визуальный контроль наружной и выборочно внутренней поверхностей элементов трубопровода, а также измерительный контроль проводится в целях обнаружения и определения размеров дефектов: поверхностных трещин, коррозионных или коррозионно-усталостных повреждений, эрозионного износа, выходящих на поверхность расслоений, дефектов сварки, механических повреждений, вмятин, выпучин и других дефектов, образовавшихся при изготовлении, монтаже, в процессе эксплуатации и при ремонте трубопровода. Действие Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, III и IV категорий (СО 153-34.17.464-2003) распространяется на трубопроводы пара и горячей воды II, III и IV категорий с рабочими параметрами среды, установленными классификацией трубопроводов по категориям и группам, приведенной в таблице 1 РД-03-94, расположенные в пределах территории электростанций, котельных и промышленных предприятий (приложение А), то есть при проведении экспертизы промышленной безопасности тепловых сетей может быть применен справочно. Других нормативных документов, регламентирующих объемы проведения технического диагностирования тепловых сетей и критерий их отбраковки не существует.

Визуальный контроль внутренней поверхности участков трубопровода проводится через демонтированные разъемные соединения трубопровода. При необходимости выполняется разрезка трубопровода на контролируемом участке с последующим осмотром внутренней поверхности в обоих направлениях. На трубопроводах IV категории допускается проводить визуальный контроль внутренней поверхности труб с наружным диаметром не менее 700 мм через специальное отверстие в стенке трубы. Контрольный участок выбирается по результатам визуального наружного осмотра или с учетом конкретных условий эксплуатации: в зонах наибольшего коррозионного или эрозионного повреждения металла.

Как следует из п.4.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, III и IV категорий (СО 153-34.17.464-2003), при обнаружении в результате визуального и измерительного контроля недопустимых дефектов (раздел 5 Инструкции) расположение, количество и размеры этих дефектов должны быть подробно описаны или указаны на прилагаемой схеме (формуляре), а не в любом случае.

В соответствии с требованиями раздела 4 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов II, Ш и IV категорий (СО 153-34.17.464-2003) в актах по неразрушающему контролю(УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ) отсутствуют номера, обозначения контролируемых участков трубопровода, отсутствует схема (формуляр) проведения неразрушающего контроля (УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ), с указанием мест и номеров контролируемых участков, отсутствует информация о том, какие именно участки тепловой сети надземные, какие подземные, информация о месте расположения и количестве шурфов (не указаны участки и вид неразрушающего контроля в шурфе).

Согласно п.413 Правил по результатам контроля должны оформляться акты по форме, установленной в специализированной организации. При противоречии Правил и РД - Правила являются превалирующим документом.

Целью проведения экспертизы промышленной безопасности является исследование технических устройств, которые используются на объекте, для выявления недостатков их работы и выяснения состояния их пригодности.

Как установлено п. 13 Правил, экспертиза промышленной безопасности проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, целью проведения экспертизы не является «выявление недостатков его работы. Для проведения сопутствующих работ - техническая диагностирование, которое не входит в процесс ЭПБ - ОАО «Инженерный центр» была привлечена только одна организация - ООО «КАН». В соответствии с п. 414 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением техническое диагностирование в рамках экспертизы промышленной безопасности оборудования под давлением проводит специализированная организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности. Такая лицензия у ООО «КАН» на момент выполнения работ имелась с предельным сроком действия – бессрочно.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» истцом не представлено доказательств аффилированности ОАО «Инженерный Центр».

Довод истца о том, что подтверждением отсутствия проведения вскрышных работ ОАО «Инженерный центр» в период производства экспертизы промышленной безопасности является сообщение МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» об отсутствии обращения ПАО «Т плюс», либо АО «Т плюс Теплосеть Пенза» за разрешением на проведение земляных работ, не может быть признан состоятельным, поскольку отсутствие такого обращения не является безусловным доказательством того обстоятельства, что земляные (вскрышные) работы при производстве экспертизы фактически проведены не были.

Таким образом, поскольку утверждение истца о несоответствии заключения экспертизы промышленной безопасности требованиям норм и правил основано на предположениях, надлежащих доказательств чему в ходе рассмотрения дела суду представлено не было, суд приходит к выводу о том, что экспертиза промышленной безопасности ОАО «Инженерный центр» содержит объективные и обоснованные выводы об объекте экспертизы и о его соответствии требованиям промышленной безопасности, в котором указан срок дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, при соблюдении требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и выполнения рекомендаций заключения.

Более того, из материалов гражданского дела следует, что проверка готовности к работе в отопительный период 2016 -2017гг. теплосетевого предприятия ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза», эксплуатирующего магистральные тепловые, принадлежащие ПАО «Т плюс», проводилась комиссией, образованной приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы от 26.04.2016г. «О создании комиссии по оценке готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду». Проверка проводилась в период с 10 по 14 октября 2016 года, по результатам оформлены акты проверки готовности к отопительному периоду 2016/2017гг. , , от 14.10.2016г. и ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» выдан паспорт готовности к отопительному периоду 2016/2017г. от 14.10.2016г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что компетентными структурами была установлена готовность к работе в отопительном периоде 2016/2017г., что подтверждено паспортом готовности. Тогда как, срок проверки готовности к работе в отопительном периоде 2017/2016 гг. еще не наступил, данные о данной проверке в материалах дела отсутствуют, в связи с чем утверждение истца о ненадлежащем состоянии тепловых сетей на предстоящий отопительный период является преждевременным.

Утверждение истца о фактах многочисленных порывов на теплосетях в период отопительного периода 2016/2017гг. в связи с истечением срока эксплуатации заявленных в иске участков, не может быть признано судом состоятельным, поскольку доказательства наличия причинно-следственной связи между произошедшими порывами и сроком эксплуатации теплосетей в материалах дела отсутствуют. Более того, согласно переданным АО «Т плюс Теплосеть Пенза» в Ростехнадзор телефонограммам, практически все случаи порывов на тепловых сетях приходятся на участках с выявленным утончением и рекомендацией к их перекладке, либо вне участков проведенной экспертизы с попаданием данных участков под комплексное отключение при устранении повреждения в одном конкретном месте и невозможности подать теплоноситель на другие участки, либо единичные локальные повреждения.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ПАО «Т плюс» и АО «Т плюс Теплосеть Пенза» о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта заявленных участков тепловых сетей при наличии заключения экспертизы промышленной безопасности данных участков, устанавливающей возможность дальнейшей их эксплуатации, не имеется.

Поскольку исковые требования прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ПАО «Т плюс» и АО «Т плюс Теплосеть Пенза» о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта заявленных участков тепловых сетей не подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения иска в части ответчиков Администрации г.Пензы и Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы также не имеется.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Поскольку в администрацию г. Пензы и Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы АО «Т плюс теплосеть Пенза» и ПАО «Т плюс» не обращались за получением согласования отключения холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения или электроэнергии в связи с заменой спорных участков тепловых сетей, тем самым администрацией г. Пензы и Управлением жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы не было допущено нарушения права данных организаций путем отказа в согласовании отключения указанных ресурсов. Следовательно, какой-либо спор по данному вопросу отсутствует, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца к данным ответчикам не имеется.

Кроме того, согласно п. 10.14. Правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 № 66-7/5 производство земляных работ на территории города осуществляется в соответствии с Правилами производства земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных инженерных коммуникаций в городе Пензе. В соответствии с п. 1.2, 1.6, 2.5 Правил осуществления земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных сооружений и коммуникаций в городе Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 25.04.2008 , оформление разрешительной документации (договора на предоставление права на осуществление земляных работ, разрешения на осуществление земляных работ), контроль за своевременным осуществлением земляных работ, восстановлением нарушенного благоустройства и состоянием восстановленных участков автомобильных дорог и благоустройства зеленых зон осуществляет МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». При осуществлении земляных работ заказчик оформляет разрешительную документацию в МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы». Выполнение земляных работ разрешается при наличии разрешения на осуществление земляных работ, выданного МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» на основании заключенного договора на предоставление права на осуществление земляных работ. Согласно п. 1.4 указанных Правил земляные работы на автомобильных дорогах категорий I, II и III в соответствии с таблицей 1 приложения к постановлению администрации города Пензы от 19.05.2009 № 679/3 «Об утверждении Основных требований к качеству предоставления муниципальной услуги «Строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений. Организация дорожного движения», а также с движением пассажирского транспорта общего пользования осуществляются закрытым способом без нарушения целостности дорожного покрытия, а при невозможности его применения - открытым способом, при наличии приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству. Земляные работы, осуществляемые открытым способом на дорогах и автомагистралях с движением общественного пассажирского транспорта, осуществляются в сроки, установленные приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству.

На основании вышеизложенного заявленное в иске требование о выдаче разрешения АО «Т плюс теплосеть Пенза» на проведение земляных работ, в том числе, осуществляемых открытым способом на дорогах и автомагистралях с движением общественного пассажирского транспорта, с установлением сроков их реализации не входит в компетенцию администрации г. Пензы, выдача разрешения на осуществление земляных работ входит в полномочия МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», в связи с чем администрация города Пензы является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района города Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО «Т Плюс», АО «Т Плюс теплосеть Пенза», Администрации г.Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2017г.

Судья Аргаткина Н.Н.