Решение
Именем Российской Федерации
«08» февраля 2018 года г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.Н.,
при секретаре Дробжеве В.С.,
с участием представителя истца Елькина Д.И. – Беляковой И.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» – Калимуллова Р.М., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самара – Ткаченко И.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Департамента градостроительства г.о. Самара – Ниловой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Елькина Д.И. к МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» (третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, – Комиссия УФАС по Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Администрация г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самара, ООО «Куб») о признании открытого конкурса недействительным,
установил:
Елькин Д.И. обратился в суд с иском к МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» о признании открытого конкурса недействительным, в обоснование заявленных требований указав, что 09.09.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – https://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение № о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды земли, находящейся в аренде МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития». После подробного изучения конкурсной документации, выявлен ряд нарушений. В связи с чем, он, истец, обратился в УФАС по Самарской области с жалобой на действия организатора торгов.
Согласно уведомлению от 11.10.2017 г. № до рассмотрения указанной жалобы по существу организатор торгов должен был приостановить конкурс. Рассмотрение жалобы назначалось на 17.10.2017 г.
Несмотря на это, 13.10.2017 г. организатор торгов провел конкурс, победителем которого признано ООО «Куб».
30.10.2017 г. на заседании Комиссии УФАС по Самарской области по рассмотрению жалоб, рассмотрена его, Елькина Д.И., жалоба на действия организатора торгов – МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды земли, находящейся по адресу: <адрес>.
Решением Комиссии УФАС по Самарской области №, № от 30.10.2017 г. жалоба признана обоснованной в части. В действиях МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» признано нарушение п. 1 ст. 39.6, п. 8 ст. 39.12, пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ. Однако предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссией УФАС не выдавалось.
12.10.2017 г. в 15 час. 40 мин. в месте приема заявок, указанном в конкурсной документации, а именно: <адрес>, ему, истцу, отказано в приеме заявки на участие в конкурсе.
В помещении МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» отсутствовал специалист по приему заявок. В кабинете директора МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» находились два неустановленных лица, отказавшиеся представиться, однако пояснившие, что специалист по приему заявок на месте отсутствует, поскольку прием заявок окончен 11.10.2017 г.
Все его просьбы о приеме заявки, предоставлении конкурсной документации, а также фиксации факта попытки подачи заявки, проигнорированы.
Согласно извещению о проведении конкурса, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, дата окончания приема заявок на участие в конкурсе – 12.10.2017 г. в 16 час. 00 мин.
На указанном сайте сообщение о приостановлении приема заявок не размещалась, изменения в конкурсную документацию в части даты окончания приема заявок не вносились, уведомление УФАС Самарской области от 10.10.2017 г. о приостановлении конкурса не исполнено.
13.10.2017 г. в день проведения конкурса организатор торгов опубликовал изменение в извещение в части изменений условий договора, также изменена дата окончания приема заявок на 11.10.2017 г.
Он, истец, полагает, что указанные действия предприняты с целью обоснования отказа в приеме его заявки на участие в торгах, который произошел 12.10.2017 г.
Неправомерные действия со стороны организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отказе в принятии заявки, а также последующем внесении изменений в конкурсную документацию, послужили препятствием в осуществлении законного права истца на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС по Самарской области в своем решении подтвердила неправомерность действий организатора торгов по отказу истцу в приеме заявки 12.10.2017 г.
Кроме того, Комиссия УФАС по Самарской области признала, что имеется ряд существенных нарушений, допущенных в конкурсной документации.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать открытый конкурс на право заключения договора аренды земли, находящейся по адресу: <адрес>, недействительным, применить последствия признания конкурса недействительным.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, также дополнив, что имеются и иные, помимо указанных в иске, основания для признания результатов открытого конкурса недействительным, поскольку ответчиком при организации и проведения конкурса допущены множественные нарушения норм действующего законодательства.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, не оспаривал, что конкурс произведен с нарушением требований земельного законодательства, пояснил, что по результатам торгов, которые оспаривает истец, между ответчиком и ООО «Куб» заключен договор аренды земельного участка.
Представители третьих лиц ДУИ г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара в судебном заседании разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Администрации г.о. Самара, Комиссии УФАС по Самарской области, ООО «Куб» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства не просили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным провести разбирательство дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными, в том числе, в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст.167 ГК РФ.
Исходя из приведенной нормы, при рассмотрении требований о признании торгов недействительными доказыванию подлежит наличие совокупности таких элементов, как: нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего.
В силу вышеприведенных норм закона для признания торгов недействительными по иску лица, заинтересованного в надлежащем проведении торгов, вследствие нарушения порядка их проведения, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным, и могли ли нарушения, на которые ссылается заявитель, повлиять на результаты торгов. В случае если нарушения, на которые ссылается заявитель, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.
Согласно ч.4 ст.447 ГК РФ, торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст.448 ГК РФ, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
Исходя из пунктов 2, 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы нормами земельного законодательства.
Так, согласно ч.1 ст.39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Исходя из положений ч.3 ст.39.11 ЗК РФ, образование земельного участка путем проведения аукциона осуществляется по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, при этом обязательным является получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства; в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды (ч.8 ст.39.11 ЗК РФ).
Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом (ч.11 ст.39.11 ЗК РФ).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч.19 ст.39.11 ЗК РФ).
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (ч.20 ст.39.11 ЗК РФ).
Частью 21 ст.39.11 ЗК РФ закреплены сведения, которые должно содержать извещение о проведении торгов.
В силу ч.24 ст.39.11 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Кроме того, по смыслу ст.39.11 ЗК РФ, право на заключение договора аренды в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, передается по результатам проведения аукциона, иной порядок земельным законодательством не предусмотрен. Что согласуется с положениями ч.1 ст.39.6 ЗК РФ, согласно которой, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.39.12 ЗК РФ, для участи в аукционе заявители, в установленный в извещении о проведении аукциона срок, подают заявку и представляют документы, поименованные в указанной норме.
Основания для не допуска заявителя к участию в аукционе предусмотрены ч.8 ст.39.12 ЗК РФ.
В соответствии с ч.17 ст.39.12 ЗК РФ, победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Из материалов дела следует, что 09.09.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – https://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение № о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды земли, находящейся в аренде МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития».
Организатором торгов выступило МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития».
Согласно Извещению предметом Конкурса является право заключения договора аренды земли, находящейся по адресу: <адрес>.
Установлено, что 13.10.2017 г. ответчиком проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности – земельного участка, площадью 14988 кв.м., расположенного по адресу: г Самара, <адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при организации и проведении указанного конкурса ответчиком допущены множественные нарушения приведенных выше норм права.
Так, из представленной истцом конкурсной документации, подлинность и достоверность которой не оспаривалась представителем ответчика, усматривается, что ответчиком за право заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка, проведен конкурс, а не аукцион, для участников конкурса не объявлялась начальная продажная цена, не устанавливался «шаг аукциона», что прямо противоречит требования ст.39.11 ЗК РФ, ст.39.6 ЗК РФ.
Согласно выписке из ЕГРН, свидетельства о государственной регистрации права от 02.06.2016 г. следует, что собственником земельного участка, площадью 14988 кв.м., расположенного по адресу: г Самара, <адрес>, является муниципальное образование – г.о. Самара. Данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ответчику. Данные обстоятельства также не оспаривались ответчиком и третьими лицами в судебном заседании. При этом из конкурсной документации следует, что организатором торгов является ответчик, а не собственник земельного участка. Договор, органом, уполномоченным на проведение торгов в отношении земельного участка, и ответчиком на право выступить организатором торгов не заключался, что противоречит положениям ст.39.11 ЗК РФ.
В нарушение положений указанной нормы в конкурсной документации в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Открытый конкурс проведен ответчиком 13.10.2017 г.
Установлено и не оспаривалось ответчиком в судебном разбирательстве, что 12.10.2017 г. в 15.40 истец обратился к ответчику с целью подать заявку на участие в конкурсе, однако в приеме заявки истцу отказано со ссылкой на окончание приема заявок – 11.10.2017 г.
Из извещения о проведении торгов, размещенного на интернет-портале http://torgi/gov/ru, по состоянию на 17.10.2017 г., дата окончания приема заявок указано – 11.10.2017 г.
Однако из первоначального извещения о проведении торгов, опубликованного на интернет-портале http://torgi/gov/ru, имеющейся в материалах дела конкурсной документации следует, что датой окончания приема заявок, по состоянию на 13.10.2017 г., указано 12.10.2017 г. (без указания времени).
Нормы Земельного кодекса не регламентируют сроки внесения изменений в извещение о проведении аукциона, вместе с тем, внесение изменений в извещение относительно даты окончания приема заявок, после проведения торгов нельзя признать допустимым.
В связи с чем, организатор торгов не имел правовых оснований отказывать Елькину Д.И. в приеме заявки 12.10.2017 г.
То обстоятельство, что истец без наличия установленных законом оснований не допущен к участию в торгах, подтверждается также решением №, № от 30.10.2017 г. Комиссии УФАС по Самарской области.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец обратился в УФАС по Самарской области с жалобой на действия организатора торгов – ответчика МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития».
11.10.2017 г. УФАС по Самарской области направило в адрес МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» уведомление № о принятии к рассмотрению жалобы Елькина Д.И. о месте и времени ее рассмотрения, в котором указывалось на необходимость приостановления конкурса до рассмотрения жалобы по существу, а именно до 17.10.2017г.
Однако, несмотря на вышеуказанное уведомление, ответчик МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» 13.10.2017 г. провел конкурс, по итогам которого победителем признано ООО «Куб».
Таким образом, установлено, что истец необоснованно отстранен от участия в торгах.
Оспариваемый истцом конкурс, проведен с нарушением правил, установленных законом, при этом, допущенные ответчиком нарушения являются существенным и могли повлиять на результаты торгов, в связи с чем, имеются основания для признания результатов конкурса недействительными и, следовательно, подлежит признанию недействительным договора аренды земельного участка, заключенный между ответчиком и ООО «Куб», по результатам торгов, признанных недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Елькина Д.И. к МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» о признании открытого конкурса недействительным – удовлетворить.
Признать открытый конкурс на право заключения договора аренды в отношении земельного участка, площадью 14988 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый №, состоявшийся 13.10.2017 г., организованный и проведенный МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития», недействительным.
Признать недействительным договор аренды земельного участка, площадью 14988 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый №, заключенный между МП г.о. Самара «Бюро реконструкции и развития» и ООО «Куб» по результатам конкурса, проведенного 13.10.2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.02.2018 г.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Фирсова
Копия верна.
Судья –
Секретарь –