ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-494/2021 от 10.06.2021 Ивантеевского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0014-01-2021-000778-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2021 г. г.о. Ивантеевка

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колчиной М.В.,

при секретаре Воронцовой В.С.,

с участием старшего помощника прокурора Шубиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-494/2021 по иску З. к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании увольнения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Истец ЗдорноваТ.В. обратилась в суд с требованиями к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Ростехнадзор) о восстановлении на работе.

В обоснование своих требований истец указала, что 19 мая 2021 г. она была принята ответчиком на работу на должность главного бухгалтера. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1830 предельная численность работников центрального аппарата Ростехнадзора была сокращена, новое штатное расписание введено в действие с 1 января 2021 г. приказом Ростехнадзора от 28 декабря 2020 г. № 858/лс. В Управлении экономики, финансов и государственных программ (далее - Управление) произошло перераспределение курируемых отделов между заместителями начальника Управления, при этом фактического сокращения должностей главной группы категории «руководители» не произошло: 5 единиц до сокращения, 5 единиц - после. Во вступившем в силу штатном расписании было изменено наименование замещаемой истцом должности, а именно исключена приставка «заместитель главного бухгалтера». Должностные обязанности истца с 1 января 2021 г. не изменились, за исключением перечня курируемых отделов, но изменение состава курируемых отделов произошло также и в должностных обязанностях других заместителей начальников Управления, при этом организационно-штатные мероприятия в отношении них не проводились. Изменение наименования должности было реализовано путем сокращения старой должности с двойным наименованием «заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместитель главного бухгалтера» и введения новой должности «заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ». В Управлении на момент вручения истцу уведомления 11 января 2021 г. имелись 2 вакантные должности главной группы должностей категории «руководители»: начальник Управления экономики, финансов и государственных программ и заместитель начальника Управления экономики, финансов и государственных программ. Однако истцу данные должности для замещения не предлагались. 10 февраля 2021 г. на должность начальника Управления экономики, финансов и государственных программ был принят специалист, до этого не работавший в Ростехнадзоре. 16 февраля 2021 г. на должность заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ была замещена путем перевода на нее специалист с сокращенной должности начальника отдела (ведущая группа должностей категории «специалисты»). 20 февраля 2021 г. и 22 марта 2021 г. истцу были предложены для замещения должности начальника отдела - ведущая группа должностей категории «специалисты». От данных должностей истец отказалась в связи с тем, что должности не соответствуют категории и группе, в которую включалась замещаемая должность. Замещение должности начальника отдела фактически является понижением истца в должности без законных оснований. Приказом Ростехнадзора от 22 марта 2021 г. № 290/лс служебный контракт с истцом расторгнут 23 марта 2021 г., истец освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместителя главного бухгалтера, уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы. В связи с чем, истец просила восстановить ее в занимаемой должности, обязать ответчика обеспечить возможность замещения указанной должности, взыскать компенсацию морального вреда.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал и пояснил, что увольнение истца произведено с соблюдением порядка, предусмотренного трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные истцом требования необоснованными и подлежащими отклонению.

Материалами дела установлено, что 19 мая 2020 г. между сторонами заключен служебный контракт о прохождении истцом федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации № 53, в соответствии с которым З. была принята на работу в Ростехнадзор на должность заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместителя главного бухгалтера.

11 января 2021 г. З. получено уведомление о сокращении занимаемой ею должности.

20 февраля 2021 г. истцом получено уведомление с предложением занять вакантную должность начальника отдела администрирования доходов бюджета Управления экономики, финансов и государственных программ.

22 марта 2021 г. истцом получено уведомление с предложением занять вакантную должность начальника отдела финансирования и мониторинга бюджетных расходов Управления экономики, финансов и государственных программ, а так же вакантную должность начальника отдела администрирования доходов бюджета Управления экономики, финансов и государственных программ.

22 марта 2021 г. приказом № 290/21 с истцом расторгнут служебный контракт в связи с сокращением занимаемой должности.

В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

2. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

3. В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, руководствуясь принципом состязательности сторон, при рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу о том, что процедура увольнения истца соблюдена в полном объёме, в связи с чем увольнение истца 22 марта 2021 г. следует признать законным.

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1829 «О структуре центральных аппаратов федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» № 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» далее - Постановление № 1830) произведено изменение структуры и численности штата государственных гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора.

Согласно пункту 1 Постановления № 1830 Ростехнадзору с 1 января 2021 г. надлежало сократить предельную численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Во исполнение Постановления №-4830 новая структура и штатное расписание Ростехнадзора введены в действие с 1 января 2021 г. приказами Ростехнадзора от 28 декабря 2020 г. № 857/лс и № 858/лс соответственно.

Принимая во внимание обстоятельства того, что имеющиеся вакантные должности были до даты увольнения З. заняты другими сотрудниками, также подлежавшими сокращению, в связи с чем оснований возлагать на работодателя обязанность предлагать сокращаемому работнику должность, предложенную иному работнику и давшему на нее согласие, не отвечает принципу сохранения трудовых правоотношений и продолжения работником осуществления трудовой функции, в связи с чем не может свидетельствовать о нарушении Ростехнадзором установленной законом процедуры увольнения по указанному выше основанию.

Ввиду отсутствия в штате Управления экономики, финансов и государственных программ, а также в других управлениях центрального аппарата вакантных должностей категории «руководители» главной группы, соответствующих уровню квалификации истца, его специальности, направлению подготовки, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, З. 20 февраля 2021 г. была предложена к замещению должность начальника отдела администрирования доходов бюджета Управления экономики, финансов и государственных программ, от замещения которой З. отказалась. 22 марта 2021 г. были предложены к замещению еще 2 должности, от замещения которых З. также отказалась.

Не находит суд оснований для применения части 4 указанной выше статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы, поскольку по смыслу действующего законодательства преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна из одинаковых должностей определенного структурного подразделения, то есть между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень квалификации служащих и результатов профессиональной служебной деятельности возможно сравнить, лишь оценив выполнение ими одинаковых функций. В данном случае занимаемая истцом должность государственной гражданской службы и структурное подразделение, в котором она находилась, полностью исключены из штатного расписания, в связи с чем оснований для установления лиц, обладающих более высокой квалификацией, уровнем профессионального образования и результатами профессиональной служебной деятельности у работодателя не имелось.

Вместе с тем, в целях реализации прав З., Ростехнадзором предприняты попытки поиска вакантных должностей соответствующей категории и группы должностей в иных федеральных органах власти в соответствии с Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 822 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, кадровая служба осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта - федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Мониторинг официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» не выявил вакантных должностей категории «руководители» главной группы.

В целях реализации указанного постановления Ростехнадзором направлено письмо в 52 федеральных органа исполнительной власти с запросом вакантных должностей категории «руководители» главной группы (исх. № 00-08-04/136 от 01.03.2021). Получены ответы из 38 органов. При этом 17 органов сообщили об отсутствии запрашиваемых вакантных должностей, 13 сообщили о невозможности предоставления информации по причине проведения организационно-штатных мероприятий, 4 информировали, что все вакантные должности размещены на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», 4 - информировали о готовности рассмотреть конкретные кандидатуры, 5 органов в ответ сами запросили перечень вакантных должностей аналогичной группы и категории.

Заявление с просьбой направить ее анкету в иные государственные органы от З. не поступало.

На основании изложенного суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что Ростехнадзором предприняты исчерпывающие меры для поиска соответствующей вакантной должности для замещения истцом.

При таких обстоятельствах суд соглашается с заключением прокурора и не находит оснований для признания увольнения истца незаконным и, как следствие, для восстановления её в должности заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ - заместителя главного бухгалтера Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о восстановлении на работе.

Руководствуясь статьями 195-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований З. к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о восстановлении в должности заместителя начальника Управления экономики, финансов и государственных программ – заместителя главного бухгалтера и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.

Председательствующий Колчина М.В.