ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-494/2021 от 21.06.2021 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

дело №2-494/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск 21 июня 2021 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Апалькова А.В.,

при секретаре – Адамовой А.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Верченко И.А.,

представителя ответчика – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Корякина В.В.,

представителя ответчика отдела образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> – Кулиной А.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1», отделу образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> о возложении обязанности оборудовать лингафонные кабинеты и выделить денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетних обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №1» обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ №1», отделу образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> и просит возложить на МБОУ «СОШ №1» обязанность оборудовать лингафонные кабинеты, возложить на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> обязанность выделить денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов в МБОУ «СОШ №1», мотивируя следующим.

<адрес> в порядке исполнения приказа Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка деятельности МБОУ «СОШ №1», осуществляющему свою деятельность по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения требований законодательства об образовании. Прокурорской проверкой установлено, что МБОУ «СОШ №1» является образовательным учреждением на основании имеющейся лицензии и осуществляет свою деятельность по указанному адресу. На момент проверки в МБОУ «СОШ №1» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Отдел образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес>, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при распределении средств выделяемой субвенции по направлениям расходов должен учесть потребности муниципальных общеобразовательных организаций Нефтекумского городского округа <адрес> в средствах обучения и принять необходимые меры по распределению средств таким образом, чтобы полностью удовлетворить такие потребности (в том числе потребности в приобретении лингафонных кабинетов для школ). Лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно расходы на них выделялись Нефтекумскому городскому округу <адрес> в рамках ежегодной субвенции. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Нефтекумского городского округа в полной мере не выполняется. Неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

В судебном заседании представитель истца Верченко И.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «СОШ №1» Корякин В.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, поддержал представленные письменные возражения на исковое заявление, согласно которым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Согласно п.24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Согласно Положению об отделе образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес>, утвержденному решением Думы Нефтекумского городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ главным распорядителем бюджетных средств МКОУ «СОШ » является отдел образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес>. В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Нефтекумском городском округе <адрес>, утвержденным решением Думы Нефтекумского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бюджет Нефтекумского городского округа <адрес> составляется на очередной финансовый год и плановый период. Согласно предварительному расчету общая потребность денежных средств на приобретение лингафонных кабинетов в образовательных учреждениях Нефтекумского городского округа <адрес> составляет 2 897 934,00 рублей. Стоимость одного лингафонного кабинета на восемь посадочных мест составляет 111 459,00 рублей. Денежные средства на закупку лингафонных кабинетов (средства обучения) МКОУ «СОШ №1» не выделялись, дополнительные финансовые средства за счет осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в МКОУ «СОШ №1» отсутствуют. МКОУ «СОШ №1» не предоставляет платных дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования МКОУ «СОШ №1» благотворителями не предоставлялись. Таким образом, выделение денежных средств на оборудование лингафонных кабинетов станет возможным после того как они будут заложены в бюджет Нефтекумского городского округа <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика отдела образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> по доверенности Кулина А.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении. В случае удовлетворения искового заявления, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда. Поддержала представленные письменные возражения на исковое заявление, согласно которым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Согласно п.24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Согласно Положению об отделе образования, утвержденному решением Думы Нефтекумского городского округа <адрес>ДД.ММ.ГГГГ главным распорядителем бюджетных средств МКОУ «СОШ » является отдел образования. В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Нефтекумском городском округе <адрес>, утвержденным решением Думы Нефтекумского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, бюджет Нефтекумского городского округа <адрес> составляется на очередной финансовый год и плановый период. Согласно предварительному расчету общая потребность денежных средств на приобретение лингафонных кабинетов в образовательных учреждениях Нефтекумского городского округа <адрес> составляет 2 897 934,00 рублей. Стоимость одного лингафонного кабинета на восемь посадочных мест составляет 111 459,00 рублей. Денежные средства на закупку лингафонных кабинетов согласно бюджетным сметам и расчетам к бюджетной смете на 2021 год заложены не были, дополнительные финансовые средства за счет осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в МКОУ «СОШ №1» отсутствуют. МКОУ «СОШ №1» не предоставляет платных дополнительных образовательных услуг. Таким образом, выделение денежных средств на оборудование лингафонных кабинетов станет возможным после того как они будут заложены в бюджет Нефтекумского городского округа <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив доводы искового заявления, выслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43).

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (п.6 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ).

Во исполнение положений действующего законодательства РФ об образовании Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года №1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (п.1).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности, в частности, лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков (п.24 Стандарта).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.

В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Согласно п.2 ч.6 ст.28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, актом проверки общеобразовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой <адрес> на предмет оснащения лингафонных кабинетов в МБОУ СОШ №1, выявлено, что в общеобразовательном учреждении лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.

Данные обстоятельства на момент рассмотрения дела не оспаривались сторонами и в судебном заседании, а поэтому суд считает их установленными.

Из Устава МБОУ «СОШ №1» следует, что деятельность учреждения направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п.1.13). Основной задачей учреждения является, в частности, обеспечение доступности получения качественного общего образования (п.2.2). Основная образовательная программа разрабатывается учреждением на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (п.2.5).

Лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования <адрес>, со сроком – бессрочно, подтверждается право МБОУ «СОШ №1» на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении.

Согласно свидетельству о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ, приложению , выданному МБОУ «СОШ №1» о государственной аккредитации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, указанным в приложении к данному свидетельству, уровень образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Таким образом, принимая во внимание положения ст.ст.2, 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и который является обязательным, а также то, что в МБОУ «СОШ №1» не оборудованы лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, то выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.

Поскольку осуществление деятельности общеобразовательного учреждения в отсутствие оборудованных лингафонных кабинетов не обеспечивает реализацию в полной мере федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нарушает права и законные интересы учащихся, то суд считает необходимым возложить на МБОУ «СОШ №1» обязанность оборудовать в помещении общеобразовательного учреждения лингафонные кабинеты, так как исполнение указанных требований нормативно-правовых актов является обязанностью общеобразовательных учреждений в силу закона и Устава учреждения, выполнение этой обязанности направлено на получение учащимися учреждения общедоступного и бесплатного основного общего образования.

Из Устава МБОУ «СОШ №1» следует, что учреждение находится в ведомственном подчинении отдела образования Нефтекумского городского округа <адрес> (п.1.7).

В соответствии с размещенным на официальном сайте отдела образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> Положением отдела образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес>, утвержденного решением Думы Нефтекумского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН ), отдел образования является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций (п.п. «б» п.2 ст.3); осуществляет координацию деятельности подведомственных образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.п. «а» п.3 ст.3), функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных организаций (п.п. «б» п.3 ст.3); организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных образовательных организациях (п.п. «а» п.7 ст.3).

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что обязанность по финансированию оснащения лингафонных кабинетов в помещении общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №1» должна быть возложена непосредственно на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес>, который является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций.

Доводы представителей ответчиков обоснованными для разрешения заявленных требований признаны быть не могут, поскольку действующее законодательство РФ не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления и образовательного учреждения по исполнению обязанности в виде надлежащей организации учебного процесса по основной образовательной программе с наличием финансовой возможности и сроками освоения средств, поскольку нормативными правовыми актами РФ закреплена обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств по обеспечению оснащения образовательной деятельности при получении основного общего образования, обратных доказательств, опровергающих выводы суда и подтверждающих соответствие выявленных нарушений, в данной части, требованиям действующего законодательству РФ, стороной ответчиков не представлено суду.

С учетом изложенного, исковые требования и.о. прокурора <адрес> в защиту законных интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «СОШ №1» являются обоснованными и законными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заявление представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда не может быть разрешено судом при постановке решения, поскольку подобные заявления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст.203-203.1 ГПК РФ и после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» обязанность оборудовать лингафонные кабинеты в образовательном учреждении.

Возложить на отдел образования администрации Нефтекумского городского округа <адрес> обязанность профинансировать осуществление работ по оборудованию лингафонных кабинетов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».

Мотивированное решение изготовлено 28.06.2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда Апальков А.В.