<данные изъяты>Дело № 2-494/2021 мотивированное решение изготовлено 26.02.2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Первоуральск
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Кутенина А.С.,
при секретаре Пряхиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-494/2021 по иску ФИО1 к Свердловскому филиалу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителей, об обязании произвести перерасчет по услуге «Отопление» за период с октября 2018 года по датам фактического подключения дома к отоплению, о взыскании неустойки, штрафа, почтовых расходов, истребовании документов, признании квитанций незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Свердловскому филиалу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителей, об обязании произвести перерасчет по услуге «Отопление» за период с октября 2018 года по датам фактического подключения дома к отоплению в размере 11401,80 рублей, о взыскании неустойки в размере 0,1% от суммы убытков, штрафа, почтовых расходов в размере 240 рублей, истребовании документов, признании квитанций Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» незаконными.
Определением судьи Первоуральского городского суда от 04.09.2020 указанное исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью спора Первоуральскому городскому суду (л.д. 27 – 28).
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Первоуральского судебного района ФИО3 от 14.12.2020 гражданское дело по указанному иску передано по подсудности в Первоуральский городской суд (л.д. 200).
Согласно ч. 4 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
В обоснование иска ФИО1 указано, что ей принадлежит на праве собственности квартира, по адресу <адрес>. АО «ЭнергосбыТ Плюс» открыт лицевой счет №. Отопление осенью 2018 года запущено 06.10.2018, отключено 01.05.2019, осенью 2019 года отопление запущено 25.10.2019, а отключено 06.05.2020. Истец считает, что АО «ЭнергосбыТ Плюс» незаконно выставил в ее адрес несколько квитанций, которые были оплачены истцом, в общей сложности переплата составила в октябре 2018 года 985,39 рублей, в мае 2019 года 1202,04 рублей, в сентябре 2019 года 1900,37 рублей, в мае 1634,72 рубля. В связи с чем истец просила произвести перерасчет исходя из фактических дат подключения/отключения отопления (т. 1 л.д. 3 – 8). В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила признать квитанции незаконными (л.д. 73 – 75, 185 – 187), а также просила предоставить копию лицензии Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс».
В судебном заседании истец ФИО1 суду пояснила, что она человек, являющийся носителем суверенитета единственного источника власти, субъектом пожизненного права, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно Конституции Российской Федерации статья 2, 3 ФИО1 учредитель и выгодоприобретатель своего физического лица ФИО1 учетной записи в государственных информационных системах Российской Федерации, просила удовлетворить ее исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему. Указала, что в квитанциях АО «ЭнергосбыТ Плюс» незаконно выставляются суммы за услугу отопление, которая фактически не была оказана. Кроме того пояснила, что статус Свердловского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» не определен, кем является данная организация, на каком основании выставляет квитанции и предоставляет фиктивный отчет не установлено, по мнению истца в действиях ответчика имеются признаки мошенничества.
Представитель ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении иска, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 34 – 35), пояснила, что действия ответчика по направлению квитанций в адрес истца и суммы, указанные в квитанциях, являются законными. Истец обязана оплачивать отопление за 8 месяцев полных месяцев вне зависимости от момента включения и отключения отопления в конкретный дом.
Представители третьих лиц Администрации ГО Первоуральск и ПМУП «ЕРЦ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (т. 1 л.д. 207, 209).
Выслушав, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приход к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу частей 1 – 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу <адрес>. АО «ЭнергосбыТ Плюс» открыт лицевой счет №. По мнению истца ответчик незаконно произвел начисление платы за отопление в сентябре 2018 года, мае 2019 года, сентябре 2019 года и мае 2020 года (т. 1 л.д. 72 – 75) в общей сумме 11401,8 рублей.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления (ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354).
Правила № 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период - либо по приборам учета, либо по нормативам потребления)
Согласно пункту 42.1 Правил № 354 «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При этом, правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».
Ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления - такими полномочиями обладают только органы государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее Правила № 115) отопительный период начинается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и ниже, и заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет +8 градусов по Цельсию и выше. Включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В целях реализации указанных выше Постановлений, постановлением главы ГО Первоуральск от 24.12.2007 № 2888 установлен норматив потребления тепловой энергии за отопительный период – 0,032 Гкал/мес. на 1 кв.м. (т. 1 л.д. 212 – 214). Согласно сведений администрации ГО Первоуральск (Постановления Администрации ГО Первоуральск от 13.09.2018 № 1500, от 30.04.2019 № 715, от 11.09.2019 № 1498, от 30.04.2020 № 719) началом отопительного периода в 2018 и 2019 годах было 15 сентября соответствующего года, окончание – 15 мая соответствующего года. Соответственно, сумма за услугу отопление начисляется потребителям за 8 полных месяцев, вне зависимости от начала/окончания отопительного сезона.
Утверждение истца о необходимости осуществления начислений в ином порядке (по количеству календарных дней) противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам № 354, Правилам № 115 и положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Постановлениям Администрации ГО Первоуральск, указанным выше. В этой связи суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о произведении перерасчета услуги отопления с учетом времени включения и отключения указанной услуги, и признания в этой связи квитанций АО «ЭнергосбыТ Плюс», выставляемых в ее адрес незаконными. Требований о взыскании неустойки и компенсации морального вреда, основанные на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей» не подлежат удовлетворению, как производные требования от первоначальных.
Требования к АО «ЭнергосбыТ Плюс» об истребовании документов и лицензий на подтверждение энергосбытовой деятельности (т. 1 л.д. 199) не подлежат удовлетворению, поскольку АО «ЭнергосбыТ Плюс» оказывает услуги потребителем по «отоплению» на основании агентского договора № от 29.02.2016 (т. 1 л.д. 131 – 178) заключенного с ООО «СТК». Кроме того, в квитанциях, предоставленных истцом в материалы дела, указано, что ответчик является только получателем платежа (агентом), услуг истцу по отоплению он не оказывает. Как следует из положений агентского договора № от 29.02.2016, денежные средства перечисляются ООО «СТК».
В этой связи с учетом изложенного, истцу надлежит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к Свердловскому филиалу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о защите прав потребителей, об обязании произвести перерасчет по услуге «Отопление» за период с октября 2018 года по датам фактического подключения дома к отоплению, о взыскании неустойки, штрафа, почтовых расходов, истребовании документов, признании квитанций незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>