РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации г.Сочи
22.11.2012 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Лебединская М.П.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Чуприна Е.А.,
представителя администрации г.Сочи Ражиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии муниципальной программы по противодействию коррупции,
установил:
прокурор г.Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии муниципальной программы по противодействию коррупции, которым просит признать незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии муниципальной программы по противодействию коррупции, и обязать администрацию г.Сочи разработать муниципальную программу по противодействию коррупции в городе Сочи на 2013 г. и предусмотреть в бюджете на 2013 г. денежные средства на ее финансирование.
В обоснование указал, что при проверке в прокуратуру г.Сочи поступила информация из администрации г.Сочи от 14.08.2012 г. № 8744/07-02-25, согласно которой муниципальные программы по вопросу противодействия коррупции города не принимались.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал.
Представитель администрации г.Сочи требования не признал, указал на отсутствие оснований и доказательств для удовлетворения требований.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд не находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. утвержден Указом Президента РФ от 13.03.2012 г. №297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции".
Подпунктом "б" п.4 Указа Президента РФ от 13.03.2012 г. №297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано активизировать деятельность советов по противодействию коррупции, усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. №460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утв. настоящим Указом, внести до 01.05.2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений регулируются названным федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что правовыми актами, составляющими правовую основу противодействия коррупции, являются Конституция РФ, Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и муниципальные правовые акты.
В силу ч.6 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в РФ основывается на принципе приоритета применения мер по предупреждению коррупции.
Статьей 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", закрепившей организационные основы противодействия коррупции, установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст.3 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" профилактика коррупции осуществляется органами местного самоуправления в Краснодарском крае путем применения в пределах их полномочий мер по утверждению антикоррупционных программ.
Согласно ч.1, ч.4 ст.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" антикоррупционные программы являются комплексной мерой реализации антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных, информационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.
Органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий принимают муниципальные антикоррупционные программы.
Согласно материалов дела, в ходе проверки в прокуратуру города поступила информация из администрации г.Сочи от 14.08.2012 г. №8744/07-02-25, согласно которой муниципальные программы по вопросу противодействия коррупции города не принимались.
В соответствии с п.42 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления на территории РФ" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа.
Администрацией г.Сочи в суд представлен План противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи на 2011-2012 гг., утв. Постановлением администрации г.Сочи от 17.01.2011 г. №21, а также План противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи на 2012-2013 гг., утв. Постановлением администрации г.Сочи от 25.10.2012 г. №2251.
Изучение данных Планов, позволяет суду сделать вывод, что предусмотренные им мероприятия, соответствуют основным принципы противодействия коррупции, мерам по профилактике коррупции, предусмотренным ст.3 и ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также основным направлениям антикоррупционной политики и мерам по профилактике коррупции, предусмотренных ст.2 и ст.3 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае".
Нетождественность в названии документа анкоррупционных мероприятий - "План противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи" и названии, предусмотренном ст.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" - "муниципальные антикоррупционные программы", не влекут за собой изменение сути, т.е. самого главного и существенного предполагаемого, определенного Федеральным законом от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае".
Обязанность принятия муниципальных антикоррупционных программ возникла у органов местного самоуправления в связи с внесением изменений в ст.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" Законом Краснодарского края от 04.06.2012 г. №2505-КЗ, которые вступили в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликован в "Кубанских новостях" - 18.06.2012 г.).
Помимо вышеизложенного, администрацией г.Сочи предоставлен проект Постановления об утверждении долгосрочной городской целевой программы "Противодействие коррупции в администрации муниципального образования г.Сочи на 2013-2015 гг.", с приложением проекта данного Программы, листа согласования положений Программы, разрабатываемый в связи с внесением изменений в ст.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" Законом Краснодарского края от 04.06.2012 г. №2505-КЗ, обязывающих принятие муниципальных антикоррупционных программ, что свидетельствует об отсутствии бездействия администрации г.Сочи в части исполнения положений Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае".
Согласно ч. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формировании и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В силу ч.2 ст.179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
Между тем, ни Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", ни Закон Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае" не предполагает обязательного финансирования муниципальных антикоррупционных программ, что относит принятие решения в рамках этих доводов к ст.179 БК РФ, предлагающих органу местного самоуправления по своему выбору, самостоятельно, определять необходимость финансирования долгосрочных целевых программ.
Паспорт долгосрочной городской целевой программы "Противодействие коррупции в администрации муниципального образования г.Сочи на 2013-2015 гг.", указывает на отсутствие необходимости несения муниципальным бюджетом г.Сочи финансовых затрат на реализацию муниципальной антикоррупционной программы.
Таким образом, органом местного самоуправления, не допущено бездействие в исполнении положений Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Краснодарского края от 23.07.2009 г. №1798-КЗ "О противодействии коррупции в Краснодарском крае", представившим доказательства в силу ч.1 ст.249 ГПК РФ, опровергающие доводы заявителя на момент рассмотрения, что исключает принятие решения об устранении нарушений, потому как его исполнение в порядке ч.3 ст.258 и ст.206 ГПК РФ становится невозможным.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации г.Сочи, выразившееся в непринятии муниципальной программы по противодействию коррупции.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.11.2012 г.
Председательствующий