Дело № 2-4957/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего Пинясовой М.В.,
при секретаре Грищенко В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Челябинске гражданское дело по иску ФИО1 к ООО “Медоблако” о защите прав потребителя
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО “Медоблако” о взыскании с ответчика расходов, связанных с приобретением Сертификата в размере 45 000 руб., неустойки за невыполнение требований потребителя в период с 29 мая 2020 года по 30 июля 2020 года в размере 83 700 руб., компенсации морального вреда в сумме 7 000 руб., штрафа в размере 50% за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения прав потребителя.
В дальнейшем исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика неустойку за невыполнение требований потребителя в период с 29 мая 2020 года по 30 июля 2020 года в размере 83 700 руб., компенсацию морального вреда - 7 000 руб., штрафа в размере 50% за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения прав потребителя
В обоснование исковых требований указал, что 28 апреля 2020 года между ним и ПАО “СКБ-банк” заключен кредитный договор на сумму 372 000 руб. При заключении договора ему выдан сертификат на комплексное абонентское обслуживание по программе “Легкое решение”, исполнитель ООО “Медоблако”. В счет оплаты абонентского платежа по Сертификату, включенного в тело кредита, с кредитного счета списаны денежные средства в размере 45 000 руб. Согласно одному из разделов Сертификата, для того, чтоб воспользоваться услугами программы необходимо зарегистрироваться на сайте, позвонить оператору, сообщить номер Сертификата, подтвердить свои персональные данные, получить пароль от личного кабинета и в дальнейшем пользоваться личным кабинетом. В период с 28 апреля 2020 года по 08 мая 2020 года он данные действия не осуществлял. В услугах, предоставляемых по Сертификату он не нуждается и до момента подачи заявления о расторжении договора услугами по Сертификату не пользовался, значит отсутствуют фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по абонентскому договору и он имеет право на полное возмещение понесенных расходов, связанных с приобретением Сертификата. Считает, что возврат денежных средств должен был быть произведен в срок до 28 мая 2020 года, поскольку заявление об отказе от услуг получено ООО “Медоблако” 14 мая 2020 года. 07 августа 2020 года ООО “Медоблако” произвело возврат денежных средств за Сертификат в размере 45 000 руб. Поскольку требования своевременно удовлетворены не были, просит взыскать неустойку, штраф, компенсацию морального вреда.
Истец ФИО1, его представитель ФИО2 при надлежащем извещении участия в суде не принимали, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ООО “Медоблако” в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ПАО “СКБ-банк” при надлежащем извещении участия в суде не принимал.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 28 апреля 2020 года между ФИО1 и ПАО “СКБ-банк” заключен кредитный договор, по условиям которого ФИО1 предоставлен кредит в размере 372 000 руб. под 17,1% годовых на срок до 18 апреля 2025 года.
Между ООО “Медоблако” и ФИО1 заключен договор на комплексное абонентское обслуживание MED/SKB/011239/0 от 28 апреля 2020 года путем акцепта ФИО1 договора публичной оферты №СКБ-1 от 27 июня 2019 года. Фактом, подтверждающим акцепт, является произведенная оплата, что подтверждается заявлением на перевод денежных средств по счета.
Согласно п.4.1 договора, возврат денежных средств, оплаченных в качестве Акцепта Оферты, означает расторжение договора в одностороннем порядке Исполнителем. Денежные средства, перечисленные клиентом в качестве Акцепта, возвращаются по инициативе исполнителя или платежной системы. Исполнитель обязан уведомить Клиента о возврате.
В соответствии с п.4.3 договора в случае возврата денежных средств на основании п.4.1 Оферты, размер возврата денежных средств Клиенту составляет 100% от суммы, оплаченной в соответствии с условиями п.3.1 Оферты.
П.4.4 договора предусмотрено, что возврат осуществляется только Клиенту, который осуществил платеж по договору. Возврат осуществляется на платежные реквизиты, с которых был осуществлен платеж.
По договору на комплексное абонентское обслуживание № от 28 апреля 2020 года по программе “Легкое решение” тарифный план “Стандарт”, заключенному между ФИО1 и ООО “Медоблако”, период действия договора с 29 апреля 2020 года до 29 апреля 2022 года, ФИО1 выдан Сертификат №.
На основании заявления ФИО1 от 29 апреля 2020 года по абонентскому договору от 28 апреля 2020 года произведено перечисление абонентского платежа на счет ООО “Медоблако” в размере 45 000 руб.
Согласно п.4.2 условий публичной оферты СКБ-1 от 27 июня 2019 года по Программе “Легкое решение” Клиент вправе отказаться от договора в любое время при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
В случае обращения Клиента за расторжением договора в течение 14 календарных дней со дня его заключения денежные средства, составляющие страховую премию по договору страхования, возвращаются в полном объеме, при условии, что в этот период не произошел страховой случай и Клиент не обратился за страховой выплатой.
В случае обращения Клиента за расторжением договора после истечения периода 14 календарных дней со дня его заключения, денежные средства, составляющие страховую премию по договору страхования, возврату Клиенту не подлежат.
С 04 августа 2020 года условия публичной оферты СКБ-1 от 27 июня 2019 года по программе “Легкое решение” изменены в части права отказа от исполнения договора, не может являться основанием для отказа истцу во взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
П.4.2 публичной оферты изложен в следующей редакции: согласно п.4.2 условий публичной оферты СКБ-1 от 27 июня 2019 года по Программе “Легкое решение” Клиент вправе отказаться от договора в любое время при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
В случае обращения Клиента за расторжением договора в течение 14 календарных дней со дня его заключения денежные средства, составляющие страховую премию по договору страхования, возвращаются в полном объеме, при условии, что в этот период не произошел страховой случай и Клиент не обратился за страховой выплатой
Согласно платежного поручения № от 07 августа 2020 года ФИО1 ООО “Медоблако” произведен возврат денежных средств по Оферте СКБ-1 от 27 июня 2019 года, сертификат № в размере 45 000 руб. п.4.1.Оферты.
Поскольку ООО “Медоблако” возвратило истцу денежные средства в размере 45 000 руб. добровольно, истец согласно уточненного искового заявления, взыскать их не просит, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Поскольку ответчиком нарушены права истца как потребителя, в соответствии с требованиями статьи 15 Закона о защите прав потребителей, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, с учетом принципа разумности и справедливости в размере 1 000 руб. На основании пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, в связи с неудовлетворением требований истца в добровольном порядке, с ООО "Медоблако" подлежит взысканию штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя в размере 22 500 руб., поскольку требования истца удовлетворены только в ходе рассмотрения настоящего спора.
Довод ООО «Медоблако» о том, что требования о взыскании компенсации морального вреда, штрафа удовлетворению не подлежат, не может быть принят во внимание.
ФИО1 от исковых требований в части взыскания с ООО «Медоблако» расходов, связанных с приобретением Сертификата не отказывался, производство по делу в связи в данной части судом не прекращалась.
Наличие судебного спора между сторонами свидетельствует о несоблюдении ответчиком добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, поэтому удовлетворение требований потребителя в период рассмотрения спора в суде, при условии, что истец не отказался от иска, само по себе не является основанием для освобождения ответчика от ответственности в виде штрафа за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Истец просит взыскать с ООО “Медоблако” неустойку за невыполнение требований потребителя в период с 29 мая 2020 года по 30 июля 2020 года в размере 83 700 руб., компенсацию морального вреда в сумме 7 000 руб., штрафа в размере 50% за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Согласно п.1 ст.31 Закона “О защите прав потребителей” за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В соответствии с п.1 ст.31 Закона “О защите прав потребителей” требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Из изложенного следует, что ответственность в виде неустойки по п.3 ст.31 данного Закона, с исчислением неустойки по правилам п.5 ст.28 Закона, возможна в случаях нарушения права потребителя, если такое требование заявлено со ссылкой на некачественность или несвоевременность оказания предусмотренной договором услуги (ст.28,29 Закона о защите прав потребителей).
В рассматриваемом деле требование истца о возврате уплаченной по договору платы за услуги основано не на положениях ст.28, 29 Закона “О защите прав потребителей”, а в связи с добровольным отказом от договора по оказанию услуг. Между тем, п.3 ст.31 Закона о защите прав потребителей не устанавливает ответственность в виде неустойки за просрочку возврата уплаченной по договору суммы при отказе потребителя от исполнения договора.
В данном случае со стороны ответчика не имело место нарушение сроков оказания услуги, а также не было некачественного оказания услуги, отказ истца от договора являлся добровольным и не был обусловлен какими-либо нарушениями своих обязательств со стороны ответчика, поэтому требования истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 29 мая 2020 года по 30 июля 2020 года в размере 83 700 руб. не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ООО “Медоблако” о взыскании с ООО “Медоблако” о защите прав потребителя – удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Медоблако» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., штрафа в размере 50% за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения прав потребителя в сумме 22 500 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Председательствующий М.В.Пинясова
Мотивированное решение суда изготовлено 23 ноября 2020 года