ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/13 от 11.06.2013 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ГД №2-495/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2013 года город Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего Черновой Т.А.,

при секретаре Овсянкиной О.Ю.,

с участием: ФИО1, адвоката Родненко О.И., представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1 действующих за себя и несовершеннолетних детей Ф.И.А. и Ф.Е.А. к ОАО «Ипотечное агентство - Югры» о признании незаконным исключение из числа участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», восстановлении в Едином списке участников данной подпрограммы,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились с указанным иском мотивировав свои требования тем, что ФИО3 и ФИО4 (в девичестве ФИО5) Л.В. состоят в браке, имеют двоих несовершеннолетних детей, Ф.И.А., Ф.Е.А.

До достижения возраста 35 лет, при отсутствии собственного жилья в 2011 г. ФИО6 и ФИО1(далее истцы) обратились в представительство ОАО «Ипотечное агентство- Югры» в г.Пыть-Яхе с заявлением о постановке на учет для получения мер государственной поддержки, полагающейся в Российской Федерации молодым семьям. После сбора и предоставления необходимых документов, истцы были признаны участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условии населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры oт 23.12.2010 г. № 368-п. В соответствии с п. 3 ст. 8 Порядка (далее Порядок) реализации целевой программы, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры №108-п oт 05.04.2011 г. «О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», семья истцов была включена в Единый список участников подпрограммы 4 (и подпрограммы 2 Согласно ст. 1 Порядка участником целевой программы (подпрограммы) является гражданин РФ (или семья, состоящая из граждан РФ), постоянно проживающий (ие) на территории ХМАО - Югры, признанный(ые) участником целевой программы (подпрограммы) В соответствии с настоящим Порядком. Единый список участников подпрограммы - перечень участников подпрограммы, формируется в соответствии с настоящим Порядком в целях реализации целевой программы. В соответствии со ст. 4 Порядка, участник целевой программы (подпрограммы) обязан соблюдать требования и выполнять, обязательства, установленные целевой программой и настоящим Порядком: должны приобрести жилое помещение соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, общей площадью не менее 12 кв.м. на одного члена семьи: не допускается (за исключением участников подпрограмм 1 и 2.1) приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения eго в эксплуатацию (п. 1 и 2). Будучи признанными участниками Подпрограмм 2 и 4, истцы стали подыскивать себе жилье, подпадающее под требования Программы, приобрели в общую долевую собственность жилое помещение общей площадью 70,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Пыть-Ях, (Договор купли-продажи). Приобретя указанную квартиру, истцы стали ожидать предоставления им мер государственной поддержки.

им было направлено письмо с представительства ОАО «Ипотечное агентство- Югры» в г.Пыть-Яхе о том, что они исключены из единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», по основанию предусмотренному пп.1.6. п.1 ст.9 Порядка реализации целевой программы, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 108-п от 05.04.2011 г., поскольку ФИО7 исполнилось 36, в связи с чем утрачены основания участия в целевой программе. Истцы считают несправедливым и незаконным, создавшуюся ситуацию, когда будучи изначально подвигнутыми на приобретение жилья при помощи кредитных средств банка и надеясь на поддержку государства в лице ипотечного агентства, в итоге остались без мер поддержки.

Исключение из числа участников программы истцы считают необоснованным.

В силу абз.2 п.3 ст.4 Порядка, государственная поддержка участника целевой программы (подпрограммы) оказывается один раз. Таким образом, собирая необходимые документы, будучи включенными на основании них в число участников Подпрограммы, истцы были вправе рассчитывать, что один таковой раз смогут этим воспользоваться.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы., утв. Постановлением Правительства РФ №285 от 13.05.2006 г. (далее Правила) установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, направляемых в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 200 I. N 675.

Согласно п. 6 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а)возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050. которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", Постановлением Правительства ХМАО-Югры oт 23.12.2010 г. № 368-п и в Постановлении Правительства ХМАО-Югры № 108-п от 05.04.2011 г. «О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 201 1-2013 годы и на период до 2015 года».

Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат па приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации oт 17.I2.2010 N 1050 условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 и пп. «а» п. 6 Приложения N 3 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации оп 17.12.2010 N 1050.

Таким образом, так как на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья истцов отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, и с учетом того, что истцы приобрели жилье еще в 2011 г., т.е. до достижения истцом ФИО7 возраста в 36 лет, но при этом в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат семья истца не вошла в список молодых семей, претендующих на получение субсидии, истцы считают, что решение ипотечного агентства об исключении семьи истцов из списка по форме и содержанию не отвечаем целям действующего законодательства, в связи с тем, что при этом нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

С учетом изложенного истцы просят суд признать незаконным решение ОАО «Ипотечное агентство - Югры» в части исключения семьи Ф-вых в составе 4 человек из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.; Обязать ОАО «Ипотечное агентство - Югры» восстановить семью Ф-вых в составе 4 человек в сводном списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в очередности, существующей на дату их исключения из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.. Ссылаясь на ст. 98 ГПК РФ истцы просят взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей, к которому они были вынуждены обратиться за юридической помощью.

В судебном заседании истец ФИО1, действуя в интересах своих, а также своих несовершеннолетних детей, поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам и основаниям, дополнительно пояснила, что указанная в иске квартира была ими приобретена, поскольку они рассчитывали на государственную поддержку в виде субсидии, если бы они знали о таком исходе, полагает, что их семья не стала бы приобретать квартиру на таких условиях, с привлечением заемных банковских средств.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть в его отсутствие с участием своего представителя адвоката Родненко О.И..

Представитель ФИО3 адвокат Родненко О.И. просит удовлетворить исковые требования, с учетом изложенных доводов и оснований, с учетом его письменного обоснования иска. Обосновал исковые требования тем, что в развитие конституционных принципов социального государства, приняты федеральные нормативные акты, в которых предусмотрено что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. фактически идентична подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.. Государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. Семья Ф-вых на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, для участия в программе, подлежащей реализации в 2011 - 2015 года. Все возлагаемые на них обязательства до достижения 35-летнего возраста исполнили, в связи с чем оснований для их исключения из числа участников программы, не было.

Нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не должен противоречить акту более высокого уровня. Следовательно, Порядок реализации целевой программы, утвержденный Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 108-п от 05.04.2011 г. не должен противоречить постановлению Правительства Российской Федерации, более того данный Порядок должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

В соответствии с пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является. Следовательно, достижение одним из участников возраста 35 лет не может влиять на права истцов, включенных в программу в 2011 году, когда семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-участников, и служить основанием для исключения их из списка. Таким образом, оснований для исключения Ф-вых не было.

Юридически важными обстоятельствами являются те факты, что собрав и предоставив необходимые документы, истцы были признаны участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 г. № 368-п, были включены в Единый список участников подпрограммы 4 и подпрограммы 2.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Порядка государственная поддержка участников целевой программы осуществляется в виде субсидии на оплату договора приобретения (строительства) жилого помещения, погашение основного долга по кредиту на цели приобретения (строительства) жилого помещения, погашение основного долга по кредиту на погашение льготного жилищного займа.

В соответствии со ст. 4 Порядка, для получения субсидии участник целевой программы (подпрограммы) обязан соблюдать требования и выполнять обязательства, установленные целевой программой и настоящим Порядком, в частности они должны приобрести жилое помещение соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи; не допускается (за исключением участников подпрограмм 1 и 2.1) приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажижилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию (п.1 и 2).

Во исполнение данного требования истцы на основании Договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка от 19 декабря 2011 г. приобрели за 2700000 рублей в общую долевую собственность жилое помещение общей площадью 70,5 кв.метров, расположенное по адресу: <...>. исполнив тем самым возлагаемые на них в рамках программы требования.

Таким образом, будучи сподвигнутыми на приобретение себе жилья при помощи кредитных средств банка, всецело надеясь при этом на поддержку государства в лице ипотечного агентства, выполнив все необходимые требования для получения субсидии еще до достижения возраста в 35 лет, истцы на основании норм ст.ст. 309, 310 ГК РФ запрещающих односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, вправе рассчитывать на исполнение своих обязанностей со стороны ипотечного агентства Ханты-Мансийского АО-Югры.

Тем более, что в силу абз.2 п.3 ст.4 Порядка, государственная поддержка участника целевой программы (подпрограммы) оказывается один раз. Таким образом, собирая необходимые документы, будучи включенными на основании них в число участников Подпрограммы, истцы обоснованно рассчитывали, что один таковой раз воспользоваться госгарантиями смогут.

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал, с учетом позиции изложенной в письменных возражениях, дополнительно указав на то, что достижение участником подпрограммы возраста 36 лет до принятия решения о предоставлении субсидии, как в данном случае, является основанием для исключения из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п. Находит ошибочными позицию истцов о необходимости обеспечения мерами государственной поддержки всех граждан, когда-то признанных участниками программы, поскольку такая позиция противоречит существу и порядку реализации программы, имеющей конкретный период ее существования и объем финансирования. При этом истцами не учитываются положения п.1.4 ст.6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", согласно которому к категории «молодая семья» относятся граждане, чей возраст не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии, а не на день принятия решения о признании гражданина участником подпрограммы. Просит обратить внимание на то, что семья истцов получает государственную поддержку по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 гг. и на период до 2015г.» в виде компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору.

Выслушав стороны, их представителей, исследовав и изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 06.10.2011 истцы Ф-вы признаны участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п (далее - подпрограмма 2).

Иного суду не представлено и не оспаривается сторонами.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Порядка (далее Порядок) реализации целевой программы, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры №108-п oт 05.04.2011 г. «О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», семья истцов была включена в Единый список участников подпрограммы 4 и подпрограммы 2 Единые списки участников подпрограмм 2,4 формируются в соответствии с п.1 ст. 8 Порядка в хронологической последовательности, исходя из регистрационного номера заявления.

истцы (супруги Ф-вы и их несовершеннолетние дети) (Предварительный договор купли-продажи квартиры) приобрели в общую долевую собственность ( о чем суду представлены четыре Свидетельства о государственной регистрации права) жилое помещение общей площадью 70,5 кв.м., расположенное по адресу: <...>. (Договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств банка по условиям которого Кредитор ОАО СБ России обязуется предоставить Созаемщикам ФИО8 кредит по программе «Приобретение готового жилья» для «Молодой семьи» на приобретение квартиры по вышеуказанному адресу.).

с Участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» ФИО8 в рамках подпрограммы 4 ("Ипотечное жилищное кредитование" ( подпрограмма 4) Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года"), было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору заключенному участниками с ОАО «Сбербанком России».

истцы Ф-вы получили Решение об исключении из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п, в котором было указано, что ФИО3 уведомляется ОАО «Ипотечное агентство Югры», что в соответствии с его заявлением исключены из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п, в связи с тем, что ФИО3 исполнилось 36 лет, поэтому Ф-выми, в соответствий с пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка реализации целевой программы, были утрачены основания для участия в целевой программе.

Такое решение Ипотечного агентства истцы считают незаконным, поскольку полагают, что на дату обращения в Ипотечное агентство и дату принятия решения о признания их участниками подпрограммы 2 их семья соответствовала критериям молодой семьи и реализация их права на получение субсидии в рамках указанной подпрограммы не должна попадать в зависимость от объема финансирования.

При этом заявляя исковые требования: «признать незаконным решение ОАО «Ипотечное агентство - Югры» в части исключения семьи Ф-вых в составе 4 человек из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.; Обязать ОАО «Ипотечное агентство - Югры» восстановить семью Ф-вых в составе 4 человек в сводном списке молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в очередности, существующей на дату их исключения из сводного списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы».

Обосновывая свои требования тем, что условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации оп 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", Постановлением Правительства ХМАО-Югры oт 23.12.2010 г. № 368-п и в Постановлении Правительства ХМАО-Югры № 108-п от 05.04.2011 г. «О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 201 1-2013 годы и на период до 2015 года». Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации oт 17.I2.2010 N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи.

Позиция истцов сводится к тому, что т.к. на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, и с учетом того, что они приобрели жилье еще в 201 1 г.. т.е. до достижения истом ФИО7 возраста в 36 лет, но при этом в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат семья истцов не вошла в список молодых семей, претендующих на получение субсидии, то считают, что решение ипотечного агентства об исключении их семьи из списка по форме и содержанию не отвечаем целям действующего законодательства, связи с тем, что при этом нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав. При этом ссылаясь на Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации он 13.05.2006 N 285, пп. «а» п. 6 Приложения N 3 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации оп 17.12.2010 N 1050.

С данной позицией истцов согласиться нельзя.

Судом установлено, что при не достижении возраста 35 лет и отсутствием своего жилья истцы Ф-вы обратились представительство ОАО «Ипотечное агентство- Югры» в г.Пыть-Яхе с заявлением о постановке на учет для получения мер государственной поддержки, полагающейся в Российской Федерации молодым семьям. После сбора и предоставления необходимых документов, истцы были признаны участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условии населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры oт 23.12.2010 г. № 368-п. В соответствии с п. 3 ст. 8 Порядка (далее Порядок) реализации целевой программы, утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры №108-п oт 05.04.2011 г. «О порядке реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», семья истцов была включена в Единый список участников подпрограммы 4 и подпрограммы 2

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы".

В рамках данной федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы была разработана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", задачами которой является предоставление молодым семьям-участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (Приложение N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") предусмотрены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидии).

Согласно пунктам 2 и 3 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации. Условиями участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации являются, в том числе, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями подпрограммы.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п была утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".

В соответствии с указанной окружной программой была разработана подпрограмма 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Государственная поддержка молодых семей осуществляется по данной подпрограмме, а также по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" (паспорт программы и Раздел 5 Механизм реализации целевой программы, согласно п. 5 целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" общие принципы предоставления субсидий молодым семьям, претендующим на получение государственной поддержки с участием средств федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050).

Суду не представлено доказательств того, что заявители обратились с заявлениями на участие именно в этой программе 2.1..

Таким образом, в целях улучшения жилищных условий молодых семей применительно к территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработаны и существуют две автономные программы: федеральная и окружная.

Пунктом 6 ст. 6 Порядка реализации целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 5 апреля 2011 года N 108-п, предусмотрено, что в отношении граждан, относящихся к категориям: молодые семьи (кроме молодых семей по федеральной целевой программе), представители коренных и малочисленных народов, служащие, очередники, граждане, проживающие в приспособленных помещениях, участники федеральных целевых программ, иные заявители, уполномоченным органом является уполномоченная организация.

В соответствии со ст. 1 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (приложение к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п):

Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:целевая программа - целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п; подпрограммы - подпрограмма "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" (далее - подпрограмма 1), "Доступное жильё молодым" (далее подпрограмма 2), "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - подпрограмма 2.1), "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - подпрограмма 3), "Ипотечное жилищное кредитование" (далее - подпрограмма 4), "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" (далее - подпрограмма 5) целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года; орган местного самоуправления - уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, осуществляющий отдельные функции по предоставлению государственной поддержки в соответствии с целевой программой; уполномоченная организация - государственное учреждение или иная организация, привлекаемая на конкурсной основе, для реализации целевой программы (далее также - уполномоченный орган).

По гражданам, относящимся к категории молодых семей по федеральной целевой программе, уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту их постоянного жительства.

Форма заявления на участие в федеральной целевой подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" предусмотрена Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы") и отлична от формы на участие в окружной программе.

Суду не представлено доказательств того, что истцы обращались с заявлением на участие в федеральной подпрограмме.

При этом суд учел, что в соответствии с Порядком, семьи, не признанные участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым", не могут признаваться участниками Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Семья истцом была признана участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" (заявление от 06.10.2011) и подпрограммы 4.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой в целях оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотрена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

С целью реализации данного проекта принята целевая программа ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", в состав которой включена подпрограмма 2.1 "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы", о восстановлении в нем и просят истцы, утвержден Порядок реализации данной окружной программы (постановление Правительства ХМАО-Югры от 5 апреля 2011 г.N108-п).

При этом требований о признании их таковыми участниками суду не заявлено, доказательств признания их таковыми участниками суду не представлено.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 вышеназванного Порядка молодой семьей по федеральной целевой программе в целях использования социальной выплаты в виде субсидии в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 2 настоящего Порядка признается семья, не получавшая меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий (за исключением участия в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" и получения средств материнского семейного капитала), признанная участником подпрограммы 2 либо подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз, которая в расчетный период на основании решения уполномоченного органа имеет доходы, позволяющие получить кредит, либо имеет иные денежные средства и иное имущество, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в виде субсидии, на основании документов, указанных в подпунктах 5.1.1 - 5.1.9 настоящего пункта.

Молодой семьей по федеральной целевой программе в целях использования социальной выплаты в виде субсидии в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 статьи 2 настоящего Порядка признается семья, не получавшая меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий (за исключением участия в подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" и получения средств материнского семейного капитала), признанная участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз.

Как видно из материалов дела, 16.10.2011 года Ф-вы признаны участниками подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы".

При этом истцы не представили суду доказательств того, что они признаны участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы", требований о признании их таковыми суду не заявлено.

истцы Ф-вы исключены из Единого списка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п, в связи с тем, что истцу ФИО3 исполнилось 36 лет, поэтому Ф-выми, в соответствий с пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка реализации целевой программы, были утрачены основания для участия в целевой программе.

Данное решение суд считает обоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п (далее - Порядок), участником целевой программы по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» является признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.

Право участников подпрограммы 2 на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, как это предусмотрено п.1 ст.11 Порядка.

В соответствии с п.2 ст. 11 Порядка решение о предоставлении Уведомления участникам подпрограммы 2 на право получения субсидии принимается уполномоченным органом в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы, после получения участником подпрограммы такого Уведомления на право получения субсидии и представления участником подпрограммы в уполномоченный орган документов, указанных в п.п.3 и 4 статьи 11 Порядка.

Следовательно, гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, и, соответственно, в случае превышения одним из членов молодой семьи установленного предельного возраста 35 лет такая семья утрачивает основания для участия в целевой программе по категории «молодая семья» (п.п.1.6 п.1 ст.9 Порядка).

В соответствии с названной нормой Порядка изменение условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе является одним из оснований для исключения гражданина из Единого списка участников подпрограммы.

Согласно п.п.1.4 п.1 ст.6 Порядка участником целевой (подпрограммы) является гражданин Российской Федерации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, и отнесенный к одной из следующих категорий: в том числе молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.

Участие в подпрограмме носит добровольный характер, и соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно (п. 1 ст.2, п. 1 ст.4 Порядка).

В соответствии с п.3 ст. 4 Порядка государственная поддержка участника целевой программы (подпрограммы) оказывается один раз. Государственная поддержка гражданам по подпрограммам 2, 2.1, 3 или 5 может осуществляться путём предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование". В случае получения гражданином мер государственной поддержки по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 г. N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы", оказание мер государственной поддержки по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование" в соответствии с целевой программой не предоставляется.

Ссылки истцов на отсутствие государственной поддержки несостоятельны, поскольку истцы являются получателями государственной поддержки по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование», о чем в материалах дела представлено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору №105060 от 19.12.2011 г..

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Правила) также предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий.

Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а» п.6 Правил).

С учетом изложенного, решение Ипотечного агентства об исключении истцов из Единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 г. № 368-п по мотиву достижения предельного возраста 35 лет соответствует требованиям закона.

В соответствии с п "а" ст 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Судом установлено, что Ф-вы не обращались в органы с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

С требованиями о признании права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" истцы не обращались.

Суд разъяснил сторонам ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств, удовлетворил обоснованные ходатайства. Других доказательств, стороны не представили, ходатайств об их истребовании не заявляли, посчитали представленные доказательства достаточными для вынесения решения.

При установленных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований, в виду их необоснованности.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, при том, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ).

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцы просят взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей (3000 р. за составление иска + 27000 р. услуги представителя).

Руководствуясь ст.ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ, в виду отказа в удовлетворении исковых требований, понесенные судебные расходы не подлежат возмещению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО3, ФИО1 действующих за себя и несовершеннолетних детей Ф.И.А., и Ф.Е.А. к ОАО «Ипотечное агентство - Югры» о признании незаконным исключение из числа участников подпрограммы «Доступное жилье молодым», восстановлении в Едином списке участников данной подпрограммы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда принято

в окончательной форме 20.06.2013

Председательствующий п/п Судья Т.А. Чернова

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Т.А. Чернова